Елена Николаевна Радыгина
Конспект НОД для старшей группы «Комнатные лекарственные растения»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему
«Лекарственные комнатные растения».
Задачи.
Закрепить и расширить знания детей о комнатных растениях, умение описывать их, узнавать и называть по описанию, ухаживать за растениями.
Публикация «Конспект НОД для старшей группы „Комнатные лекарственные растения“» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Познакомить с целебными свойствами некоторых растений, которые растут в помещении.
Раскрыть значение запахов для здоровья человека.
Воспитать бережное отношение дошкольников к природе.
Предыдущая работа: уход и дежурства в уголке природы, чтение стихов, рассказов, рассматривание картинок из серии «Комнатные растения», просмотр презентации «Комнатные растения».
Материал: комнатные растения, ширма, игрушка Кот Леопольд.
Ход НОД
Звучит отрывок музыкального произведения Моцарта «Музыка ангелов».
В гости к детям пришёл герой Кот Леопольд.
Леопольд: Ребята, какая прекрасная музыка звучит! Как у вас в группе уютно, светло, дышится легко! А какие замечательные, красивые комнатные растения! Все весёлые, пышно цветут и приятно пахнут. Я тоже очень люблю цветы.
Педагог: Это потому, что дети любят комнатные растения нашего уголка природы, уделяют им внимание, старательно и бережно ухаживают. Растения чувствуют заботливое отношение ребят. И хорошо растут, потому что слушают прекрасные музыкальные произведения. Ребята, расскажите Леопольду, как вы ухаживаете за растениями?
Дети: поливаем, опрыскивать, рыхлим землю, протирать пыль, убираем сухие листочки.
Педагог: Дорогой Леопольд, приглашаем тебя отправиться вместе с нами в волшебное путешествие. Ведь сегодня мы с ребятами отправляемся в волшебный мир природы. Ты можешь отправиться с нами и познакомиться с некоторыми цветами. Принимаешь наше предложение?
Леопольд: Конечно, я буду очень рад.
Педагог: Сегодня, дети, я снова приглашаю вас в волшебный мир природы. Вспомните, что такое природа?
Дети: Это деревья, кусты, цветы, камни, песок, земля.
Педагог: Да, но ничего этого в нашей группе нет. О чем пойдет речь? Вот вам загадка — подсказка:
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
Дети: Комнатные растения.
Педагог. Да, это комнатные цветы, это также часть природы.
Педагог: Где они растут?
Дети: В комнатах.
Педагог. А где в основном стоят они в комнатах?
Дети: Вблизи окон.
Педагог: Место, где стоят цветы в нашей группе, мы называем Уголком живой природы. Давайте познакомим нашего гостя с некоторыми из цветов нашего уголка.
Педагог: Ещё с давних времён люди заметили — есть растения, которые могут вылечить разные болезни. Они полюбили эти растения и посадили их в горшки, поставили на окна, окружили их заботой и вниманием. Растения радовали своей удивительной прелестью, доставляли эстетическое наслаждение. Очищали воздух, наполняли его приятным ароматом; лечили человека.
Физкультминутка «Цветы».
Движения выполняются в соответствии с текстом.
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок,
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой
Да головкой покачай –
Утром солнышко встречай
Стебель наклони слегка–
Вот и зарядка для цветка
А теперь водой умойся,
Отряхнись и успокойся.
Наконец готовы все
День встречать во всей красе».
Вот какие красивые цветы.
Беседа. Педагог убирает ширму и показывает лекарственные растения : герань, алоэ, каланхоэ. Загадывает загадки о каждом комнатном растении. Дети угадывают растение, и педагог ставит комнатное растение на стол для рассматривания.
Загадка. Куст – оконный и балконный,
Лист – пушистый и душистый,
Он сборчатый и каемчатый,
А цветы на окне – словно шапка в огне. (Герань)
1. Герань обыкновенная (пеларгония).
Вопросы к детям:
Назовите комнатное растение.
На что похожа герань на дерево или кустик? Какие листья? Какие стебли? Какие цветки?
Сколько их на одной цветоножке? Красного цвета?
Педагог предлагает детям подойти поближе и понюхать, как приятно пахнет герань.
Педагог: Герань имеет приятный запах, может пахнуть лимоном, мятой.
В её листьях содержатся эфирные масла, которые наполняют помещение и уничтожают различные микробы, отпугивают насекомых. В доме, где растёт герань, не летают мухи. Запах герани снимает головную боль, успокаивает, улучшает сон, сердечную деятельность, снимает зубную боль.
Загадка. Я тоже в комнате расту,
И пусть я без цветов-
Тебе я ранки залечу
Без всяких докторов. (Алоэ)
2. Алоэ («Столетник», «Доктор»)
Вопрос к детям:
Назовите комнатное растение.
Педагог: В народе алоэ называют «столетником», потому, что растение цветёт очень редко. Оно имеет название «доктор», потому что имеет чудодейственные целебные свойства.
Вопросы к детям:
На что похож алоэ на дерево или кустик? Какие листья? Какие стебли?
Педагог: Листья алоэ мясистые, в них находится горький, целебный сок, богатый витаминами. Растение очищает воздух, поглощая вредные газы. Алое лучше содержать на кухне. Это растение способно вылечить много болезней. Очень хорошо лечит простудные заболевания (насморк, кашель, ускоряет заживление ран, ожогов.
3. Каланхоэ.
Вопросы к детям:
Назовите комнатное растение.
На что похоже каланхоэ на дерево или кустик? Какие листья? Какой стебель?
. Педагог: У каланхоэ листья мясистые, сочные с небольшими зубчиками. По краям листа растут детки. Их снимают, из них вырастают новые растения. В народе его называют «Домашним доктором», «Растением жизни». Соком каланхоэ лечат простуду, ангину, болезни уха, ожоги.
Педагог: Ребята, как одним словом назвать: герань, алоэ, каланхоэ?
Дети: Комнатные растения.
Педагог: Что делают эти растения?
Дети: Лечат
Воспитатель: Да, молодцы, вы узнали все цветы. А для чего нужно выращивать комнатные растения, тратить на них свое свободное время?
Дети: Потому что они украшают жилье, радуют, веселят нас, очищают воздух, а некоторые даже лечат.
Педагог: Чтобы растения были красивыми за ними нужно ухаживать. Как это нужно делать? Давайте расскажем и покажем Коту Леопольду, как мы это делаем.
Дети отвечают на вопросы и попутно выполняют трудовые действия по уходу за цветами.
Педагог: Какой водой поливаем цветы?
Дети: Водой комнатной температуры, отстоянной, лучше дождевой.
Педагог: В какой почве растения растут лучше?
Дети: В рыхлой.
Педагог: Почему?
Дети: В рыхлую почву лучше проникают вода и воздух.
Педагог: Как рыхлим землю?
Дети: Деревянной заостренной палочкой рыхлим верхний слой земли вокруг горшка, чтобы не повредить корни. Пыль на растении препятствует проникновению в листья света и воздуха.
Педагог: Что нужно делать?
Дети: Очищать от пыли.
Педагог: Как?
Дети: Большие листья протираем влажной тряпкой, мелкие листья опрыскиваем.
Педагог: Если растению тесно в горшке?
Дети: Нужно пересадить в больший.
Педагог: Верно, все правильно.
Леопольд: Ребята, мне очень понравилось у вас на занятии. Я узнал много нового о цветах и способах ухода за ними. Я тоже так буду ухаживать за своими цветами, а если заболею, то я знаю, как можно себе помочь. До свидания, ребята!
Педагог: Дети, цветы украшают нашу жизнь. Пусть их на земле будет больше. И пусть среди них будут обязательно цветы, которые вырастили вы! На этом наше занятие закончено.