Папки-передвижки

Лего-конструирование в речевом развитии старших дошкольников

Наталья Гуляева
Лего-конструирование в речевом развитии старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Статья «ЛЕГО конструирование в речевом развитии старших дошкольников»

Автор: Гуляева Наталья Михайловна

«Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей, единственно

через посредство отечественного языка, и наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды - отечественного языка».

К. Д. Ушинский

Публикация «Лего-конструирование в речевом развитии старших дошкольников» размещена в разделах

Современные дети живут в очень насыщенной информационной и технологической среде. Их окружает множество роботизированных устройств и интерактивных игрушек, способствующих формированию инженерного мышления, которое, в свою очередь, формируется на основе научно-технической деятельности. Одними из самых популярных инструментов для организации такой деятельности являются конструкторы ЛЕГО.

Использование ЛЕГО - конструкторов в образовательном пространстве ДОУ позволяет обеспечить образовательный процесс современным игровым оборудованием близким и понятным детям, развивающим у детей самостоятельность, стремление к самопознанию, развитию творческого мышления и воображения.

Организуя инновационную деятельность по начальному техническому моделированию с использованием ЛЕГО - конструктора, мы обнаружили «побочный положительный эффект» : в процессе моделирования развивается не только структурно-логическое мышление, внимание, память, мелкая моторика, но и решаются задачи по развитию связной речи : обогащается словарный запас, дети учатся грамматически правильно строить распространенные предложения, употреблять их в речи. Кроме того, в процессе моделирования происходит развитие зрительной координации, что положительно влияет на речевое развитие детей; развиваются мыслительные процессы - наблюдение, представление, анализ, синтез, что помогает обогащению речи детей и создаются ситуации для формирования коммуникативных навыков воспитанников за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.

Практика показала, что в работе с ЛЕГО - конструктором можно выстроить систему, где будут задействованы все стороны речевого развития - от фонематического восприятия до формирования связной речи.

Важно отметить, что развитие речи детей дошкольного возраста становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Современные родители в наше время часто забывают, что дети подражают речи окружающих и пускают процесс развития речи на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой. Следовательно, с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования речевое развитие выделено в отдельную образовательную область и это не случайно, так как дошкольный возраст – это сенситивный период развития речи детей, а грамотное, логически оформленное изъяснение своих мыслей является одним из показателей умственного развития.

Значимость связной речи рассматривал в своих трудах и психолог А. Н. Леонтьев, который говорил, что ". история развития психической деятельности человека (в частности, история развития мышления) может и должна быть понята вместе с развитием речевой деятельности человека. ", С. Л. Рубинштейн, в свою очередь, называл речь "деятельностью общения, выражения, воздействия, сообщения - посредством языка. ".

Педагогическая диагностика речевого развития дошкольников в нашем ДОУ показывает, что у многих детей недостаточно развита именно связная речь, поэтому проблема ее развития является одной из актуальных на сегодняшний день.

Актуальность темы нашего исследования основана так же на выявленном противоречии между необходимостью развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным осознанием педагогами ДОУ возможности использования ЛЕГО -конструкторов в практике работы ДОУ из-за недостаточного методического обеспечения этого процесса.

Выявленные противоречия позволили определить проблему повышения эффективности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием ЛЕГО - технологий.

Выше обозначенная актуальность и проблема определили тему исследования: «ЛЕГО -конструирование в речевом развитии старших дошкольников», целью которой стала организация образовательных ситуаций, направленных на речевое развитие дошкольников в различных видах детской деятельности с использованием конструктора ЛЕГО.

Объект исследования: процесс развития связной речи дошкольников. Предмет исследования: использование ЛЕГО-конструктора как средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Основными концептуальными положениями, лежащими в основе нашего исследования, стали приведенные ниже утверждения:

- развитие связной речи и всех категорий речевого развития у старших дошкольников тесно связано с развитием :

• структурно-логического мышления,

• внимания,

• памяти,

• сенсорных представлений.

- во время работы детей с конструктором развиваются :

• мелкая моторика,

• зрительная координация,

• конструкторские способности.

Такая интеграция нашла отражение в исследовательской работе.

Этап Задача инновационн ого проекта Задача речевого развития

Инструментарий Формы работы

1 Учить детей различать и называть

свойства и

назначение

различных видов

конструкторов Обучать детей составлению

описательных рассказов

Наборы ЛЕГО

Алгоритм составления

описательного рассказа Описательные рассказы

2 Обучать детей умению

работать по схеме

Обучать детей рассказыванию о

последовательно сти своих действий Схемы Рассказы детей о

последователь

ности своих действий

Обучать детей моделировани ю

по замыслу Обучать детей творческому

рассказыванию

Конструктор ЛЕГО Моделировани е по замыслу

Творческое рассказывание

3 Учить детей создавать

модель

по словесной

инструкции

Развивать у детей умение давать

инструкцию

для создания

модели другими детьми Картотека тем построек Работа в парах - Словесная инструкция

Учить детей создавать макет Обучать детей составлению рассказов по ЛЕГО

конструктор Макет

Игры - драматизации

на свободную тему

сюжету

(творческое рассказывание,

театрализованная деятельность) Создание мультфильмов Рассказывание сказки

Я убедилась в том, что ЛЕГО - конструирование дает возможность синтезировать полученные ребенком знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, а также познавательную деятельность детей, которая способствует речевому развитию.

Таким образом, сделала вывод, что конструктивная деятельность может использоваться в качестве средства, инструмента для речевого развития дошкольника.

Результативность работы по организации образовательной ситуации с использованием конструктора ЛЕГО определяется педагогом с помощью системы проведения мониторинга по развитию конструктивных навыков. Все результаты заносятся в мониторинговую карту по LEGO-

конструированию и оцениваются согласно критериям оценки показателей по трехбалльной системе:

«1» - низкий уровень - не владеет навыком;

«2» - средний уровень - выполняет с помощью взрослого; «3» - высокий уровень - выполняет самостоятельно.

В качестве инструментария для проведения мониторинга используются карты-задания. Примерным содержанием таких заданий могут быть: • упражнение «Отгадай» - ребенку завязывают глаза и предлагают отгадать на ощупь форму детали;

• упражнение «Запомни и выложи ряд» - выставляется ряд деталей с соблюдением закономерности формы. Педагог подчеркивает, что для лучшего запоминания надо понять закономерность, с которой поставлена деталь в образце. Ребенок в течение нескольких секунд рассматривает образец и выстраивает его в той же последовательности, по памяти.

• упражнение «Собери модель» (1 вариант) - ребенок собирает модель под диктовку педагога. При определении взаимного расположения деталей используются наречия «сверху», «посередине», «слева», «поперек» (способы скрепления деталей);

• упражнение «Собери модель» (2 вариант) - педагог предлагает пошаговую схему сбора модели ребенку. Оценивает самостоятельность деятельности ребенка (умение работать по схеме).

После выполнения всех упражнений проводится беседа с ребенком. Педагог предлагает ребенку рассказать, как он будет строить какую-либо модель.

По результатам мониторинга построить сравнительную диаграмму, которая показывает динамику освоения материала на начало и конец года.

Выводы:

Таким образом, по результатам проделанной работы по организации образовательной ситуации речевого развития дошкольников с использованием конструктора ЛЕГО и проведенного мониторинга я сделала следующие выводы:

- «ЛЕГО - конструирование» способствует более успешному развитию у дошкольников речевых умений.

- Конструкторы ЛЕГО можно использовать в образовательных ситуациях как в регламентированной, так и нерегламентированной деятельности детей, применяя их и как часть непрерывной образовательной деятельности (НОД). - Работа с конструкторами ЛЕГО позволяет выстроить систему, где будут задействованы все стороны речи от фонематического восприятия до формирования связной речи.

В перспективе запланировано продолжить работу по обучению детей начальному техническому моделированию в следующих направлениях:

- участие в конкурсах и выставках различного уровня;

- организация совместных проектов с родителями;

- продолжать знакомить детей с разновидностями конструктора «ЛЕГО»;

- способствовать разработке и внедрению новых технологий и приёмов в работе с воспитанниками и родителями;

- делиться опытом с коллегами и публиковать материалы по данной теме;

- создание мультфильмов из конструктора ЛЕГО на базе Мультстудии ДОУ.

Таким образом, работа по развитию речи в образовательных ситуациях с применением ЛЕГО-технологий делает обучающий процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению необходимого материала, а в дальнейшем и готовности к школьному обучению.

Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Использование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 летИспользование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 лет Одним из новых приемов коррекции различных нарушений в речевом развитии является мозжечковая стимуляция. Мозжечковая стимуляция — это.

Использование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольниковИспользование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольников В организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание я уделяю использованию наглядного материала,.

Использование Су Джок-терапии в речевом развитии дошкольников -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Использование Су-Джок –терапии в речевом развитии дошкольников (продолжение) -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Консультация для родителей «Роль потешек в речевом развитии младших дошкольников» Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Лего-технологии в физическом развитии дошкольниковЛего-технологии в физическом развитии дошкольников Здравствуйте, меня зовут Гудкова Наталья Владимировна, я работаю инструктором по физической культуре в детском саду №127 Чайка. Тема моего.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Применение технологии геймификации в речевом развитии дошкольниковПрименение технологии геймификации в речевом развитии дошкольников Геймификация - процесс использования игровых элементов в любом неигровом пространстве, для достижения реальных целей. Давайте разберемся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Лего-конструирование в речевом развитии старших дошкольников
Опубликовано: 23 октября 2022 в 21:40
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Лего-конструирование в речевом развитии старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Гуляева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД