Демидович Наталья Александровна
Конспект группового логопедического занятия «Автоматизация звука [л] в слогах, словах, предложениях» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект группового логопедического занятия
Тема: Автоматизация звука [л] в слогах, словах, предложениях
Группа, возраст детей: старшая группа, 5-6 лет.
Цель: Автоматизация звука [л].
Задачи:
- Автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях.
- Развивать фонематическое восприятие в процессе работы над звуком [л].
- Учить детей воспринимать и проговаривать двух-, трехсложные слова с одним стечением согласных в начале, середине и в конце слова.
- Формировать умение использовать в речи слов со звуком [л] в вопросительных и восклицательных предложениях.
- Формировать навык фонемного анализа слов со звуком [л] в начале слова, в середине и в конце.
Оборудование:
- запись «звуки леса»;
- картинки с изображением леса и лося;
- загадка о лосе;
- предметные картинки со звуком л на прямоугольниках (кирпичиках) 7 шт (стул, пчела, тарелка, лодка, клубника, дятел, слон) и 3 картинки без звука [л] (машина, книга, мяч, и на больших треугольниках (крыша) 2 шт для постройки дома со звуком [л] и без звука [л] (лось, заяц) ;
- предметные картинки со звуком [л], в начале слова, в середине и в конце слова (лампа, луна, булавка, иголка, стол, осёл, дом, кот, собака).
Речевой материал:
- Слова со звуком [л] в начале, середине и в конце слова для развития фонематического восприятия.
- Слоговые ряды для автоматизации (Ли, лэ, ла, ло, лу, лы. Ла–ла–ла, ло–ло–ло, лу–лу–лу, лы–лы–лы, бал–вал–дал, зол–кол–мол, гул–дул–мул, мел–пел–сел, вил–мил–пил, выл–мыл–ныл).
- Стечения согласных для автоматизации (кли–клэ–кла, кло–клу–клы, слу– слы–сло, гла–гло–глу–глы, зла–зло–злу–злы, бла–бло–блу–блы, фла–фло–флу–флы, пла–пло–плу–плы, хла–хло–хлу–хлы).
- Слова для автоматизации слов со звуком л (лось, лодка, стул, пчела, тарелка, луна, клубника, дятел, слон)
- Слова для работы над фонемным анализом и синтезом слов (лампа, луна, булавка, иголка, стол, осёл).
- Предложения для автоматизации звука л и отработки вопросительной и восклицательной интонации.
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Закройте глаза и послушайте, куда мы с вами попадем.
Звучит запись «звуки леса».
Логопед: Куда же мы с вами попали?
Дети: в лес.
Логопед: Правильно, в лес. Но это не простой лес, а сказочный: здесь все животные умеют разговаривать, как люди. Послушайте, пожалуйста, загадку о том, с кем мы сейчас познакомимся.
Сообщение темы занятия.
Логопед: Ребята, послушайте, пожалуйста загадку.
Загадка.
Бесстрашен могучий лесной богатырь.
Его не пугает озёрная ширь,
И он не боится речной глубины.
Ветвисты рога его, ноги длинны.
И те, кому видеть его довелось,
Ответят, что это животное …
Дети: Лось.
На доске вывешивается картинка лося.
Логопед: Назовите, пожалуйста, первый звук в слове лось.
Дети: Звук л.
Логопед: Правильно, это звук л.
Артикуляционные подготовительные упражнения.
Логопед: А давайте покажем лосю, как мы умеем работать язычком: «Улыбка», «Лопатка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Болтушка», «Барабан», «Накажем непослушный язык», «Пароход гудит», «Грибок», надувание щек, выдыхание воздуха через щеки с прикушенным широким языком.
Характеристика звука Л.
Логопед: Расскажите лосю, звук л какой?
Дети: согласный, звонкий, твердый. Когда мы говорим его, то:
—губы раскрыты, принимают положение последующего гласного,
—зубы разомкнуты, язык свободный, распластанный «лопаткой»,
—кончик плотно поднят к верхним зубкам,
—боковые края языка опущены, пропуская воздушную струю,
—корень языка поднят.
Развитие фонематического слуха.
Логопед: Давайте с вами поиграем, я буду называть разные слова, а вы будете хлопать только тогда, когда услышите в слове звук л: корова, торт, лак, снег, лес, пила, лампа, кастрюля, лужа, лодка, тарелка, санки, книга, поле, салат, лук.
Логопед: Молодцы, а теперь давайте усложним игру. Если в слове звук л будет в начале слова, то вы будете хлопать, если в середине слова, то топать, если в конце слова, то вы будете хлопать себя по коленкам: ложка, палка, спал, скалка, локоть, лошадь, чулок, вал, болото, бал.
Автоматизация звука л в слогах.
Логопед: Давайте споем песенку для лося и жителей леса. Лэ, ла, ло, лу, лы. Ла–ла–ла, ло–ло–ло, лу–лу–лу, лы–лы–лы, бал–вал–дал, зол–кол–мол, гул–дул–мул, мел–пел–сел, вил–мил–пил, выл–мыл–ныл, кли–клэ–кла, кло–клу–клы, слу– слы–сло, гла–гло–глу–глы, зла–зло–злу–злы, бла–бло–блу–блы, фла–фло–флу–флы, пла–пло–плу–плы, хла–хло–хлу–хлы.
Автоматизация звука л в словах.
Логопед: Мы такую хорошую песенку спели для лося, а он грустный. А знаете почему? У него нет домика, где он мог бы жить. Вот кирпичики и крыша с картинками в которых есть звук л. Надо построить из них дом.
К доске выходят двое детей выстраивают дом, при этом, называя картинки, остальные дети повторяют за ними. Картинки: лось и заяц (в треугольнике); стул, пчела, тарелка, лодка, клубника, дятел, слон, машина, книга, мяч (в прямоугольниках).
Физминутка «Послушай, повтори, покажи»
Логопед: Сейчас я назову вам цепочку слов, вы должны ее запомнить, повторить и дотронуться до тех предметов, частей тела, которые будут названы (логопед произносит в разной последовательности слова: стол, пол, стул; волосы, глаза, ладони, лоб. Дети выполняют задание).
Фонемный анализ и синтез слов.
Логопед: А вы знаете ребята, что лосёнок еще учится в школе, и им дали домой задание, разложить картинки со звуком л, в корзинки. Давайте поможем лосю.
Сначала с детьми обсуждаются схемы, на которых звук л нарисован в начале слова, в середине и в конце. Затем трое детей выходят к доске и выкладывают в корзинки-схемы, картинки со звуком л в начале слова, в середине и в конце (лампа, луна, булавка, иголка, стол, осёл, дом, кот, собака).
Логопед: Придумайте, пожалуйста, ещё слова, в которых есть звук л в начале слова, в середине и в конце.
Ответы детей
Предложения для автоматизация звука л
Логопед: Составьте, пожалуйста предложения со словами, которые вы придумали.
Произнесите их вопросительно, восклицательно.
Ответы детей
Подведение итогов.
Логопед: Какой звук мы тренировались сегодня произносить?
Дети: звук Л.
Логопед: Какой это звук?
Дети: согласный, твёрдый, звонкий.
Логопед: Что вам больше всего понравилось на занятии?
Ответы детей