Нина Козлова
Развитие основ музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Иркутской области
Иркутский региональный колледж педагогического образования
Кафедра методики дошкольного образования
Курсовой проект
Развитие основ музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
Оглавление
Пояснительная записка … 3
Темочки:
- Музыкальное развитие
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме развития основ музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
Понятия: культура, музыкальная культура, фольклор, формы фольклора в формировании основ музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста…. 5
Малые формы фольклора как средство развития основ музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста…. 8
Методические аспекты организации работы воспитателя по проведению музыкальных занятий у детей старшего дошкольного возраста…. 18
Выводы … 20
Глава 2. Практические подходы к проблеме формирования основ музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Тематический план проведения музыкальных занятий у детей старшего дошкольного возраста… 21
2.2. Содержание сборника музыкальных потешек, песенок, прибауток и и др …. 24
2.2.1. Музыкальный народный праздник-игра «Весна –красна» …. 27
2.2.2. Народная музыкальная игра «Шла утица» …. 32
Заключение… 33
Литература… 35
Пояснительная записка
Наиболее актуальной проблемой, стоящей перед современным обществом является угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Назрела необходимость противостояния безнравственности, бездуховности, потребительскому отношению к жизни, возрождения в детях желания и потребности активной интеллектуальной, эмоциональной деятельности.
Важнейшей задачей музыкального образования дошкольников на современном этапе является развитие у детей основ музыкальной культуры.
Неоценимая роль и большие перспективы в деле приобщения детей к миру духовной красоты скрыты в детской музыкально-игровой деятельности с её яркой эмоциональностью, образностью, моторной активностью, коллективностью участия, развитием творческой инициативы, разнообразными образовательными и воспитательными возможностями.
Музыкальная деятельность способствует реализации таких педагогических функций, как познавательной, коммуникативной, рекреационной, компенсаторной, креативной, эстетической. Иначе говоря, музыкальные занятия дают детям одновременно возможность развлечения, развития личности и отдыха.
Проблемы развития основ музыкальной культуры дошкольников в разное время были в центре внимания разных педагогов, музыкантов, ученых-психологов. Этой проблемой занимались В. Н. Шацкая, Д. Б. Кабалевский, Р. А. Тельчарова, Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова, Л. В. Школяр и др.
В тоже время в методическом аспекте проблема успешного развития основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста остается по-прежнему актуальной в связи с новой социально-педагогической ситуацией, с новыми факторами, воздействующими на восприятие и сознание дошкольников.
С учётом рассмотренных факторов нами был сделан выбор темы курсовой работы «Развитие основ музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора».
Актуальность исследования заключается в том, что музыкальный фольклор входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста и сопровождает его на протяжении всего детства, а часто и остается с ним на всю жизнь. Отметив актуальность выбранной для исследования темы, мы определили:
Цель: теоретически обосновать проблему использования фольклора как средства развития основ музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста и создать сборник музыкального фольклора.
Задачи:
Уточнить понятия: культура, музыкальная культура в психолого-педагогической и музыкальной литературе.
Рассмотреть особенности организации музыкального фольклора в старших группах детского сада.
Подобрать музыкальные малые формы фольклора для создания сборника.
Объект исследования: процесс развития основ музыкальной культуры у дошкольников средствами малых форм фольклора
Предмет: комплект материалов по развитию основ музыкальной культуры средствами малых форм фольклора
Теоретическую главу исследования составили труды таких авторов, как: О. П. Радыновой, Г. А. Прасловой, И. В. Груздовой, Е. К. Лютовой, Е. В. Никитиной и др.
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме развития основ музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальных игр
Понятия: культура, музыкальная культура в психолого-педагогической и музыкальной литературе.
Культура (от лат. cultura – возделывание, обрабатывание, воспитание, развитие). В широком значении это всё, что создано человеческим обществом для людей. В более узком значении - смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения.
Культура является важнейшим условием развития личности и совершенствования образовательного процесса, источником целей и ценностей.
В музыкальном дошкольном образовании концепция музыкальной культуры разрабатывается О. П. Радыновой.
Накопление интонационного опыта восприятия высокохудожественных музыкальных произведений и развития на этой основе эмоциональной отзывчивости на произведения музыкального искусства является одним из важнейших условий развития основ музыкальной культуры детей.
Учёные, как отечественные, так и зарубежные, утверждают, что воздействия извне, в том числе и музыкальные, участвуют в формировании человека ещё до рождения, на эмбриональной стадии развития. Так, американский учёный Энтони де Каспер, английский учёный Томас Верн высказывают предположения о том, что зародыш способен запоминать звуковые впечатления с восьми месяцев, а возможно и ранее. В настоящее время ведутся исследования в области пролонгированного эффекта систематического звукового воздействия – от эмбриональной стадии к дошкольному возрасту.
Музыкальная культура детей начинается с первого года жизни и до трёх лет формируется в процессе общения со взрослыми, прежде всего с родителями. Важную роль здесь играет общение ребё нка с матерью: музыка материнского голоса, ритм, темп, интонация и динамика речи и пения являются важнейшими средствами приобщения ребёнка к музыке, формирования у него устойчивого заинтересованного отношения к музыкальному искусству.
К двум с половиной – трём годам, когда ребёнок начинает овладевать речью и когда речевой слух становится своеобразным антиподом слуху интонационному, важно продолжать развитие интонационного слуха параллельно с речевым. Обогащение интонационно-слуховых представлений ребёнка расширяет его эмоциональную сферу, создавая благоприятные условия для формирования и развития основ его музыкальной культуры.
Таким образом, до трёх лет музыкальная культура детей формируется главным образом в домашней обстановке в процессе общения с близкими, в первую очередь с матерью. В этой связи важно, чтобы ребёнка с ранних лет окружала насыщенная положительными эмоциями музыкальная среда. При продуманной организации музыкальной деятельности к трёхлетнему возрасту у ребёнка формируется такие компоненты музыкального сознания, как музыкальные эмоции, потребность в музыке и простейшие суждения о музыке.
С четвёртого года жизни у детей формируется интерес к музыке и к определённым видам музыкальной деятельности, таких как слушание музыки, пение, музыкально - ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры, творческая деятельность.
В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, которая может быть одним из наиболее эффективных средств развития детского музыкального творчества, выступающего в качестве составного компонента музыкальной культуры ребенка. Говорил А. С. Макаренко [165;289]
Творческие проявления дошкольников в музыкально-игровой деятельности становятся важнейшими показателями уровня развития музыкальной культуры ребенка, выражающейся в умении воспроизводить, интерпретировать и переживать музыку, а также оценивать результаты творческого процесса.
1.2. Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является музыкальный фольклор, который распространенно трактуют как устное народное творчество. Слово «фольклор» в буквальном смысле означает «Народная мудрость».
В толковом словаре русского языка понятие "фольклор" рассматривается именно как синоним категории "народное творчество" и определяется, как художественная, коллективная, творческая деятельность трудового народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос, музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы, театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусства. [17, 855]
По мнению известного фольклориста А. М. Мехнецова в таком положении определение "народное" интерпретируется как антитеза профессиональной деятельности. При таком подходе традиционная народна культура и её звенья - фольклор, обрядово-праздничные формы, художественные промыслы и другие - теряют свои существенные характеристики на уровне функционирования, смыслового наполнения, понимаются лишь как часть области художественной самодеятельности. [Текст]
Важным становится замечание Б. Н. Путилова о том, что "фольклор нигде и никогда не живёт как искусство в собственном смысле слова, то есть как феномен, имеющий цель в самом себе, предназначенный для решения преимущественно художественных задач. Его эстетическая сущность, так или иначе, обнаруживает себя в рамках специфических внеэстетических задач; более того она и определяется ими".
Как известно, традиционные народные песни могут быть обязательно составляющей какого-либо действия или обряда, то есть быть приуроченными, а могут исполняться независимо от перечисленных обстоятельств в любое время, по желанию исполнителей, то есть быть не приуроченными. В определении жанровой классификации фольклора придерживаемся позиции «Песни народные, как музыкальные организмы, отнюдь не сочинения отдельных музыкально-творческих талантов, а произведение целого народа», - писал в свое время видный русский композитор и музыкальный критик А. Н. Серов, но фольклор - это не только народная мудрость, это еще и проявление души народа. Нельзя спутать русскую песню или грузинскую, негритянскую или блюз, как нельзя неаполитанский напев спутать с шотландским наигрышем. Потому что каждая из них - порождение всей жизни народа, его истории, его быта.
Народная песня, и шире - весь музыкальный фольклор, - это основа профессионального композиторского творчества. «Создает музыку народ, а мы, художники, ее только аранжируем», - сказал когда-то Михаил Иванович Глинка. Во многих произведениях русских композиторов мы слышим напевы народных песен, ритмы танцев. И вся без исключения русская музыка проникнута почерпнутыми из родного фольклора интонациями, мельчайшими оборотами, которые и создают отличие одной национальной музыкальной культуры от другой.
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа. Ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, устному и песенному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, которой является для ребенка его родной язык. Бойчук И. А, Попушина Т. Н. [Текст ]
Применение на музыкальных занятиях, элементов народного музыкального фольклора, эмоционально раскрепощают и снимают психологическое напряжение у детей дошкольного возраста.
В программных занятиях с детьми, воспитатели используют музыкальный народный фольклор в разных видах педагогической деятельности (потешки, пословицы, поговорки, считалки, поговорки, заклички, припевки, которые способствуют развитию у детей памяти, речи, ритмических способностей, коммуникативного общения, повышают активность и интерес к занятию.
В прослушивании музыкальных произведений на занятии, преподаватель подбирает маленькие отрывки из русских народных сказок, пословицы, поговорки, что позволяет развивать и формировать нравственно-эстетические, патриотические идеалы, понимание прекрасного, формирование здорового образа жизни.
В процессе разучивания песен в своей работе воспитатель использует песенки - потешки, песенки - пестушки, заклички, скороговорки, для достижения художественно-выразительного и качественного исполнения, устойчивых навыков правильного и точного интонирования мелодии, формирования музыкально речевой активности. [Текст]
Использование устного народного фольклора на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста показывает высокую практическую значимость. Расширяется кругозор детей, у них формируется любовь и уважение к русским народным традициям. Значительно повышается музыкально-речевая активность, что вместе с тем способствует обеспечению эмоционального - психологического комфорта и сохранению здоровья детей на музыкальных занятиях.
Музыкальному фольклору отводится всё более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Музыкальный фольклор в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и приобщение к высокой культуре и традициям своего народа.
Особенностью музыкального фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек.
Фольклор близок детям по содержанию. С его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие.
Основная установка при организации процесса приобщения детей к истокам культуры заключается в том, что приобщение должно быть активным.