татьяна сироткина
Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры и мировоззрения, формируется отношение к окружающему миру.
Взаимодействие человека с природой является актуальной проблемой современного мира, поэтому экологическое воспитание – это необходимая составляющая в работе с детьми дошкольного возраста.
Публикация «Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
В экологическом образовании дошкольников педагоги применяют новые педагогические технологии и подходы, внедряются методы развивающего обучения. Одним из таких методов является метод проектов. В процессе проведения проекта ребенок становится активным участником образовательного процесса. Дети вступают в диалог с педагогом, совместно мыслят, решают возникшую в ходе взаимодействия познавательную проблему. Использование метода проектов в образовательном процессе строится на принципах личностно- ориентированного развивающего обучения. В ходе осмысления и принятия проблемы проекта ребенок младшего дошкольного возраста с помощью педагога организует свою мотивированную целью работу, в которой происходит развитие уже имеющихся знаний, выявление недостающих и накопление новых. Таким образом, приобретается уникальный личный опыт самостоятельного приобретения знаний.
С точки зрения Н. Е. Веракса и А. Н. Веракса проект- это продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей и родителей. Его проведению должна предшествовать основательная подготовительная работа. [1]
1. Необходимо продумать и организовать развивающую предметно - пространственную среду так, чтобы она способствовала поисковой деятельности воспитанников (детские энциклопедии, книги, альбомы, дидактические игры, атрибуты для сюжетно- ролевых игр и театрализованной деятельности).
2. Каков будет результат поисково- исследовательской деятельности зависит от воспитателя. Педагог должен научиться гибко планировать и корректировать план в ходе проектной деятельности, должен уметь анализировать свою деятельность, обладать воображением, эрудицией и потребностью к саморазвитию [1]. Таким образом педагог и ребенок становится соучастниками в создании условий, планировании и осуществлении проектной деятельности.
Разработка и проведение проектов в условиях дошкольной образовательной организации является эффективным методом формирования у детей дошкольного возраста экологической культуры поведения и экологического сознания. В группе младшего дошкольного возраста нами были разработаны и проведены проекты экологической направленности : «Вода- водица», «Золотую осень в гости просим», «Здравствуй зимушка- зима», «Весна идет! Весне дорогу!», «Лето яркое! Лето жаркое!» и другие.
В качестве примера представим систему работы в рамках проекта «Птицы- наши друзья!»
На подготовительном этапе были поставлены цель и задачи, определены направления, объекты и методы. Педагоги совместно с родителями и детьми создали копилку, в которую вошли: тематические картинки, репродукции картин русских художников с изображением жизни птиц весной, произведения фольклора, стихи на тему проекта, материал для организации творческой деятельности детей. Подготовлена презентация по ознакомлению детей с птицами родного края.
В ходе следующего основного этапа проводилась совместная деятельность взрослых и детей, которая была направлена на решение задач поставленных в ходе проекта.
Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности :
познавательную деятельность : были проведены тематические беседы: «Перелетные птицы», «Какие они птицы», «Чем питаются птицы», «Как мы можем помочь птицам весной», «Птицы - наши друзья!». Рассматривались тематические альбомы, иллюстрации, сюжетные картины. На прогулке дети с большим удовольствием наблюдали за птицами на деревьях и во время кормления, о также с интересом слушали какие звуки издают птицы;
речевую деятельность : были прочитаны произведения: С. Я. Маршак «Где обедал воробей», М. Зощенко «Умная птичка», Е. Чарушин «Воробей», народные песенки - потешки про птиц; художественно-творческая деятельность : аппликация «Домики для птиц», лепка «Вот какие у нас птички», рисование «Весёлый цыплёнок»;
игровую деятельность : в ходе которой проводились подвижные игры: «Совушка», «Сказочные птицы». Очень заинтересовали детей дидактические игры «Зимующие и перелетные птицы», «Птицы» (разрезные картинки, «Что есть у птички» (клюв, хвостик и т. д.).
работу с родителям: были проведены консультации «Прогулки с детьми и наблюдение за птицами», «Все о перелетных птицах». Родители воспитанников с большим энтузиазмом приняли участие в подборе материала для копилки, а так же в изготовление скворечников и кормушек.
На заключительном этапе проекта были оформлены выставки рисунков, скворечников и кормушек. Воспитатели совместно с детьми изготовили плакат «Берегите птиц!» С большим удовольствием дети приняли участие в развлечении «Наши пернатые друзья».
В ходе реализации данного проекта дети почувствовали себя частью целого живого мира, научились нести ответственность за свои действия, поняли важность бережного отношения к природе и ее объектам.
Позитивное влияние участие в проектной деятельности оказало и на родителей воспитанников. По результатам опроса родителей видно, что родители стали больше общаться с детьми, стали уделять внимание их экологическому воспитанию, способствовать взаимодействию дошкольного учреждения и семьи. Все это говорит о эффективности и воспитательной значимости применения метода проектов в ходе экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Литература
[1] Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. :Мозаика-Синтез,2016.