Светлана Шаповалова
Круги Луллия — метод развития творческого воображения
▼ Скачать + Заказать документы
Круги Луллия - метод творческого воображения
[/b]
Подготовила воспитатель:
Шаповалова С. В.
Описание метода
Раймонд Луллий (жил в XIII – XIV в. в.) создал приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки).
Публикация «Круги Луллия — метод развития творческого воображения» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Круги и кольца Луллия. Пособия и игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение.
Для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более четырех кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8.
Круги Луллия могут использоваться и в репродуктивной деятельности по ознакомлению с окружающим, развитию речи, математике и др.
Методические рекомендации по построению
системы тренингов
• Круги Луллия представляют дошкольникам как чудесные кольца или загадочные круги.
• Для работы с детьми четвертого года жизни целесообразно брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.
• В работе с детьми пятого года жизни используют два-три круга (4-6 секторов на каждом).
• Дети седьмого года жизни вполне справляются с заданиями, в которых используются четыре круга с 8 секторами на каждом.
• Тренинги целесообразно проводить вне занятий в качестве игровых упражнений (индивидуально или с подгруппой детей).
• Сами круги желательно изготовить из пластика (или толстого картона). На сектора прикрепляются картинки по теме занятия с помощью мастики или скотча, чтобы воспитатель и дети могли легко поменять их.
• Тренинг должен состоять из двух частей:
1) Уточнение имеющихся знаний в определенных областях (реальное задание – РЗ);
2) Упражнения на развитие воображения (фантастическое задание – ФЗ).
Технологическая цепочка проведения тренинга
1. На всех секторах круга картинками или знаками обозначаются какие-либо объекты.
Например, на сектора первого, самого большого круга прикрепляют изображения деревьев (сосна, яблоня и др.); второго – мест их произрастания (сад, лес, болото и т. п.); третьего - плодов или семян (апельсин, яблоко, шишка и др.)
2. Ставится задача тренинга.
Детям предлагается найти соответствия на кругах. Например, по просьбе воспитателя они находят на нижнем круге изображение яблони, затем, поворачивая средний круг, отыскивают изображение сада и располагают его над яблоней, на маленьком круге таким же образом находят яблоко. Объясняют, что получилось.
3. Круги раскручивают, дети смотрят, какие изображения на кругах оказались под стрелкой и называют их. Например, береза – болото – апельсин.
Задача: объяснить, как объект может расти в таком месте и приносить такие плоды. С достаточной степенью достоверности объяснить правомерность данного фантастического преобразования.
Например, хорошо ли иметь такую чудесную березу в унылой болотистой местности и каким обитателям болота особенно понравится, что на ней растут апельсины.
4. На основе фантастического преобразования составляется рассказ.
5. По итогам преобразования организуется продуктивная деятельность (лепка, рисование и т. п.)
Ожидаемые результаты.
Подбор детьми карточек с изображением объектов для размещения на секторах, например: «Подберите карточки с изображением домашних животных».
Самостоятельное придумывание дошкольниками как реальных, так и фантастических заданий.
Составление рассказов о практической значимости объектов с необычными признаками.
Младший возраст
(3 – 4 года)
1. На малом круге воспитатель располагает картинки с изображением животных (собака, курица, лиса и т. д., на большом – их детенышей.
РЗ: найти маме детеныша. Ребенок по просьбе взрослого называет одно из животных, изображенных на верхнем круге, затем отыскивает на нижнем круге изображение его детеныша, называет его и, поворачивая этот круг, совмещает их.
2. Взрослый раскручивает круги. Например, под стрелкой оказались изображения собаки и цыпленка.
ФЗ: подумать и сказать, каким образом мама-собачка будет ухаживать за одиноким цыпленком (кормить, согревать, гулять и т. д.)
Средний возраст
(4 – 5 лет)
1. На стержне – три круга. На маленьком – изображения объектов (ягода вишни, портфель, автомобиль и т. д.); на среднем круге – геометрические формы (треугольник, овал, круг и т. д.); на большом – цифры.
РЗ: выбрать объект (ягода вишни, подобрать соответствующую ему геометрическую форму (круг) и количество (например, цифра 2).
2. Раскрутить круги. Например, под стрелкой оказались: ягода вишни, треугольник, цифра 8 (результат – восемь вишен треугольной формы).
ФЗ: какую пользу из этого можно извлечь? (такие плоды удобно укладывать в ящик – треугольник к треугольнику).
Старший возраст
(5 – 6 лет)
1. Первый верхний круг – образцы материалов (металл, ткань, стекло и т. д.). Второй круг – изображения объектов (стул, телефон, пылесос и т. д.) Третий круг – изображения местонахождения объектов (квартира, улица, космический корабль). Четвертый круг – образцы цветов (малиновый, голубой и т. д.)
РЗ: выбрать объект, подобрать материал, из которого он изготовлен, его цвет и определить место его нахождения (телефон – пластмасса – фиолетовый – квартира).
Игры и творческие задания
Средний возраст
«Необычные вещи»
Цель: учить детей определять части объектов. Побуждать к объяснению практической значимости необычного сочетания известных им объектов или их частей.
Материал: на стержне – два круга (на большом – изображения объектов, на маленьком – частей этих объектов).
РЗ: «Посмотри, какой объект оказался под стрелкой на первом круге, и найди его часть на втором».
ФЗ: «Раскрути круги, посмотри и назови, что оказалось под стрелкой (например, здание и крылья самолета). Придумай историю о том, как дом научился летать».
«Новая сказка»
Цель: закреплять знание текстов знакомых сказок. Учить изменять текст сказки в зависимости от введения новых объектов.
Материал: два круга (на первом – изображения сюжетов знакомых сказок, на втором – предметов из этих сказок).
РЗ: «Посмотри, иллюстрация к какой сказке оказалась под стрелкой» («Красная Шапочка» Ш. Перро). Вспомни героев сказки, найди подходящий предмет» (корзинка).
ФЗ: «Раскрути круги и посмотри, что оказалось под стрелкой. (Иллюстрация из сказки «Три поросенка» и сковорода из сказки «Федорино горе» К. Чуковского). Как сковорода может помочь поросятам справиться с волком?»
«Необычное место»
Цель: учить детей различать места, в которых происходили события, описанные в сказке; изменять текст знакомой сказки в зависимости от смены места действия.
Материал: на верхнем круге – картинки с изображением мест действия из различных сказок (болото, лес, комната, деревня, волшебный сад)- прикрепляет воспитатель. На нижнем круге – картинки с изображением сказочных героев – дети прикрепляют самостоятельно.
РЗ: «Выбери героя, вспомни название сказки и найди место, где разворачивается сюжет» (Черепаха Тортилла живет в болоте).
ФЗ: «Раскрути круги и посмотри, что оказалось под стрелкой. Назови героя и его новое место жительства» (Черепаха Тортилла живет в волшебном саду). Воспитатель предлагает подумать и рассказать, как в этом случае будет разворачиваться сюжет сказки.