Оксана Храмова
Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Воображение и фантазия – важнейшие стороны нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией или воображением. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети бы не услышали сказок и не смогли бы играть во многие игры.
Воображение – это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путём переработки предшествующего опыта. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.
Публикация «Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста» размещена в разделах
Старший и младший школьный возраст характеризуются активизацией функции воображения. Вначале воссоздающего (позволявшего представлять сказочные образы, а затем творческого (благодаря которому создаётся принципиально новый образ). Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры - плод буйной фантазии.
Любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Всё это невозможно сделать без воображения или фантазии. Например, дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребёнку в наиболее полной и свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Всем известно, что одна из наиболее сложных форм школьного обучения – это написание сочинений по литературе. Общеизвестно и то, что школьники, отличающиеся богатством воображения, пишут их легче и лучше.
Воображение обеспечивает следующую деятельность ребёнка:
- построение образа конечного результата его деятельности;
- создание программы поведения в ситуации неопределённости;
- создание образов, заменяющих деятельность;
- создание образов описываемых объектов.
Поэтому, задача родителей – всячески содействовать в развитии процесса воображения. Представленные ниже игры и упражнения позволят тренировать процесс воображения младших школьников.
Упражнение «Три краски»
Ребёнку предлагается взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Если ему трудно это сделать, разрешите ему немного дорисовать рисунок, если требуется. Теперь предложите ему придумать как можно больше названий к рисунку (с объяснениями).
Игра «Отгадывание теней»
Для этого кто-то становится напротив источника света и отбрасывает с помощью пальцев рук и самих кистей на освещаемую стену причудливые изображения, которые должен отгадать ребенок и рассказать, что ему увиделось.
Игра «Использование предметов»
Ребёнку предлагается придумать, как ещё можно использовать окружающие его предметы. Пофантазировать, найти новое, необычное применение.
Упражнение «Три слова»
Предложите ребёнку три слова и попросите его как можно скорее написать наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли бы связный рассказ.
Слова для работы: Дворец бабушка клоун; Разбойник зеркало щенок; Торт озеро кровать.
Чем больше фраз предложит ребёнок, тем в большей степени развито у него воображение.
Игра «Круги на воде»
Она направлена на развитие творческого воображения и одновременно филологических способностей ребёнка и словарного запаса. Когда в воду бросишь камень, от него по воде идут круги, чем дальше, тем больше. Так же и слово, запавшее в голову, может натолкнуть ребёнка на массу ассоциаций, вызвать разные сравнения, воспоминания, представления, образы. Предложите ребёнку любое слово, например «лимон». Какие ассоциации оно вызывает? В какие сочетания вступает? Например, оно связано со словами на букву «л».
- Предложите подобрать за 1 минуту как можно больше слов на начальную букву
- Предложите подобрать за 1 минуту как можно больше слов на слог «ли».
- Расставьте буквы слова в столбик и предложите написать первые пришедшие в голову слова на соответствующие буквы: Л-лето; И – иней; М-молоко; О – облако; Н-няня и т. д. Предложите ребенку из всех наработанных слов придумать рассказ.
Игра «Укрась слово»
Эта игра хорошо развивает образное мышление, воображение, ассоциативный процесс и общую информированность школьника. Основной задачей игры является подбор к предлагаемому существительному как можно больше прилагательных. Например: ЗАДАЧА - простая, сложная, трудная, непонятная; СТИХОТВОРЕНИЕ - красивое, любимое, большое, трудное и т. д.
Упражнение «Выведение следствий»
Умение правильно формулировать посылки и выводить следствия является важнейшим условием для успешной учёбы. Предлагается ряд вопросов, начинающихся со слов «Что произойдёт.. .». Задача ребёнка дать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы:
«Что произойдёт, если дождь будет лить не переставая?»
«Что произойдёт, если все животные начнут говорить человеческим голосом?»
«Что произойдёт, если оживут все сказочные герои?»
Чем более подробно и оригинально отвечает ребёнок, тем ярче у него развиты образность и «творческость» воображения.
Упражнение «Рифмоплёт»
Ребёнку предлагается такая игра: придумать слова, окончания которых звучали бы одинаково (например, мост - хвост). Взрослый может называть первое слово, а ребёнок рифмует его с другими словами.
Заданные рифмы: Сад - виноград. ; Рад – акробат; Лето – котлета; Шутка – жутко; Мишка – книжка; Врач – грач и т. д.
Упражнение «Дорисуй облака»
Ребенку необходимо определить, на что похожи рисунки-облака и дорисовать их. Бланк с рисунками - облаками предлагается в произвольном варианте.
Упражнение «Составление изображений из объектов»
Нарисуйте заданные объекты, пользуясь следующим набором фигур. Предлагаются наборы геометрических фигур (круг, треугольник, трапеция, и др.) Каждую фигуру можно использовать многократно. Ребёнку предлагается поразмышлять, пофантазировать, какие объекты из этих фигур могут получиться. Объекты для рисования: лицо, домик, кошка, радость, дождь, клоун.