Алина Григорьева
Сочинение сказок как один из методов развития творческого воображения детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
СОЧИНЕНИЕ СКАЗОК КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье описан опыт работы педагога-психолога по развитию творческого воображения детей через сочинение сказок, основанный на технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ.
Публикация «Сочинение сказок как один из методов развития творческого воображения детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сочиняем сказку
- Темочки
Ключевые слова: творческое воображение, сказки, ОТСМ-ТРИЗ-РТВ.
Одним из способов развития творческого воображения детей является - сочинение сказок. Кто из детей не любит сказки? Наверное, очень мало таких. Сказка сопровождает нас с самого детства. Наверняка вам известна - сказкотерапия, как метод психологической коррекции детей и взрослых. Но есть и еще одна функция сказок.
В ТРИЗ-педагогике одним из способов развития творческого воображения, является сочинение сказки вместе с ребенком. Взрослый начинает придумывать сказку, ребенок продолжает, вместе начинают развивать сюжет, и подталкивать ребенка к активному поиску решения. Очень важно - не ограничивать ребенка рамками, а стимулировать его фантазию. С чего все начинается, первым делом необходимо придумать главного героя сказки, кто это будет, какой он по характеру, как выглядит, что любит и возможно, чего боится. Следующим этапом будет, придумать ему испытания и сложности. Третий этап - помощники, кто будет помогать главному герою, кого он встретит на своем пути. Четвертый этап - награда. А дальше, взрослый помогает ребенку раскручивать сюжет, направляет его. Важно при таком совместном творчестве поддерживать идеи, предложенные ребенком.
Есть еще способ сочинения сказок с детьми, это Метод Каталога. Его сформулировал Э. Кунце. Данный прием входит в способы развития творческого воображения, а их около 70. Так вот, что же представляет из себя этот прием? Совместно с ребенком выбираем книгу (с прозой). Далее задаем вопросы ребенку, на основе которых и будет построен сюжет, а дети произвольно открывают книгу на любой странице и указывают пальцем на любую строчку в тексте. Получается очень необычный сюжет. Взрослый помогает ребенку соединить все объекты и действия в сказочный сюжет. Можно нарисовать придуманную историю.
Вопросы:
1. О ком сказка?
2. Какой характер/особенности у этого героя? Он добрый/злой?
3. Что сделал этот добрый/злой герой?
4. С кем он дружил/кому вредил?
5. Кто героям мешал/помогал? Как?
6. Что случилось с вредителем (злым героем?
7. Какую награду получил добрый герой?
Интересным способом работы со сказкой является составление «Коллажа из сказок»
Знакомые герои в новых обстоятельствах. Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.
Сказка "Гуси – лебеди”. Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк. Как буду развиваться события дальше? Или в сказку про Красную шапочку отправить трех поросят, что будет дальше? И т. д.
Следующий способ «Все на одну букву»
Составь рекламное объявление для газеты так, чтобы слова начинались на одну букву. Пример: Объявление: «Продается певчий пушистый попугай Паинька, пятилетний, полу-зеленый. Предпочитает питаться печеньем, пить пепси-колу. Пожалуйста, приходите посмотреть».
Текст телеграммы: Срочное сообщение: "Сбежала собака Сушка, светло-коричневая, средне-рослая. Срочно сообщите. Скучаю».
А дальше мои любимые методы и приемы развития творческого воображения! За что же мне так нравится в ТРИЗ курс РТВ:
1. Они лучшим образом ломают наше шаблонное/стереотипное мышление;
2. Помогают творчески решать наши жизненные проблемы/задачи/противоречия;
3. Способствуют тому, чтобы мы и наши дети, замечали вокруг себя удивительные вещи;
4. Дают алгоритмы создания новых (порой даже инновационных) продуктов;
Вот некоторые методы и приемы ОТСМ-ТРИЗ-РТВ:
Игра "Что/кто может бежать или убегать"? Взрослый начинает, ребенок продолжает: Бежит, к примеру, ручей. (человека и животных не берем, что еще может бежать?
Следующая игра - «Путаница» по мотивам сказки К. И. Чуковского "Путаница". В этой сказке животные, домашние и дикие, поменялись звуками, которые они издают. Получилось весело и необычно. Суть игры состоит в том, что у каждого животного есть дом. Мы перемешаем их.
- Что получится, если рыба окажется в гнезде? Сможет ли она жить? Что придётся ей придумать? Как сложится ее жизнь на новом месте? Пофантазируйте вместе с детьми, нарисуйте иллюстрацию.
Важно, не останавливать детскую фантазию, а направлять ее. В первое время ребенку может понадобиться ваша помощь, а через некоторое время он уже будет самостоятельно фантазировать.
Таким образом, данная работа помогает в становлении всесторонне развитой творческой личности ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гуткович, И. Я., Сидорчук, Т. А. Формирование системного мышления дошкольников. - АО «Первая Образцовая типография», филиал «Ульяновский дом печати», 2015. - 80 с.
2. Садыкова Г. К., ТРИЗ-педагогика. Универсальный конструктор ТРИЗ-занятий. - ТОО «Поколение креативных умов», 2016. - 45 с.
3. Сидорчук, Т. А. Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников. – АО «Первая Образцовая типография», филиал «Ульяновский дом печати», 2015. - 248 с.