Анжела Гишварова
Краткосрочный проект в старшей группе «Хочу все знать!» по теме «Свойства воды, снега и льда»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема: В ходе бесед о воде выяснилось, что дети имеют разные, порой противоположные представления о свойствах и качествах снега и льда. Таким образом, возникла необходимость проверить все озвученные версии. Участие детей в проекте позволит совершенствовать представления о воде, снеге и льде.
Публикация «Краткосрочный проект в старшей группе „Хочу все знать!“ по теме „Свойства воды, снега и льда“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты
- Свойства материалов и веществ
- Снег и лед
- Снег и лед. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2023
Актуальность: Путей развития интеллектуального творческого потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др., чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения.
Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.
Обучение должно быть «проблемным», т. е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение – творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.
Цель: Формирование представлений о свойствах и качествах воды и воздуха.
Задачи:
- образовательные: знакомить детей с качествами и свойствами воды, снега, льда и воздуха; знакомить детей со способами обследования; расширять активный словарь детей;
- развивающие: расширять умения сравнивать вещества и делать умозаключения; развивать наблюдательность, сообразительность и любознательность; развивать интерес к опытно – исследовательской деятельности;
- воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к окружающей среде, формировать навыки взаимодействия со сверстниками.
Тип проекта :
- по продолжительности: краткосрочный
- по виду деятельности: познавательно - исследовательский
- по количеству деятельности: коллективный
- по профилю знаний: межпредметный
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатель, родители.
Условия реализации проекта :
1. Соблюдение правил безопасности;
2. Оснащенность материалами, оборудованием:
- вода, термометр, пластиковый пакет, воздушный шарик, мыльные пузыри и другое;
-электронные образовательные ресурсы: презентации, слайд шоу, обучающие мультфильмы;
-цветной принтер, фотоаппарат, видеокамера.
Сроки реализации проекта : с 10.08.2020 по 28.08.2020 г.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап
Работа с детьми Работа с родителями
Изучение научной литературы по проблеме;
Подборка электронных образовательных ресурсов (презентаций, иллюстраций, интерактивных игр, мультфильмов);
Подборка оборудования для проведения опытов;
Создание картотек «Занимательный опыты»
Подборка дидактических и подвижных игр;
Подборка художественной литературы Консультация для родителей «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника»
Подборка художественной литературы.
Буклет «Семейная лаборатория»
Фотовыставка
Конкурс
2. Организационный этап
Организация развивающей предметно – пространственной среды (мини-лаборатория с необходимым для опытов оборудованием);
организация работы с детьми: образовательные ситуации, опыты, эксперименты, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная игровая экспериментальная деятельность;
взаимодействие с семьей: индивидуальные беседы, информация на тему «Безопасность детей летом», привлечение родителей к созданию дидактических игр, совместная экспериментальная деятельность.
3. Практический этап
План реализации проекта
Дата Работа с детьми Работа с родителями Ответственный
I неделя - Тема «Воздух - невидимка»
10.08 – 14.08 Опыты.
«Воздух вокруг нас»
«Воздух везде, даже в земле»
«Воздух легкий, легче воды»
«Как очистить воздух?»
Консультация для родителей «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника» Гишварова А. С.
II неделя - Тема «Волшебница вода»
17.08 - 21.08 Опыты.
«Что такое вода?»
«Круговорот воды в природе»
Папка-передвижка
«Безопасность детей летом» Гишварова А. С.
III неделя - Тема «Знакомство и опыты с термометром»
24.08 – 28.08 Опыты.
«Термометр в теплой воде»
«Термометр в холодной воде»
«Термометр на улице» (лето)
Буклет «Семейная лаборатория» Гишварова А. С.
4. Заключительный
1. Фотоотчёт «Хочу все знать!»
2. Викторина «Всезнайки»
3. Анализ проведенных мероприятий: эффективность реализации проекта, плюсы и минусы организации работы.
Результаты реализации проекта :
1. Расширение представлений детей о воде, воздухе, термометре и температуре.
2. Расширение словарного запаса детей.
3. Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности.
4. Активное участие детей в процессе опытов и исследований.
5. Развитие умения ставить конкретную задачу, находить её решение и делать соответствующий вывод.
Результаты деятельности педагога:
1. Пополнение и систематизация практического материала по теме.
2. Повышение информационной культуры педагога.
3. Развитие технических умений по использованию информационно-коммуникационных технологий.
Список используемой литературы:
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О. В. Дыбина (отв. Ред.). М. :ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
3. Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. /сост. О. А. Воронкевич. - СПб. :«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-336 с.
4. Иванова И. А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - М. : ТЦ Сфера,2004. – 224 с.
5. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.
6. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010. – 128 с.