Мария Владимировна Исаева
Краткосрочный проект «Сказки в гости к нам пришли» в группе детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта : воспитатель, дети, родители, братья и сёстры
Возраст детей-воспитанников : 5-6 лет
Сроки: 5 дней
Актуальность: приобщение детей к русскому народному творчеству, обучение дошкольников узнавать и понимать объекты народного промысла, народные произведения, учить пользоваться выразительными средствами языка, приобщение детей и родителей к совместной деятельности.
Цель: формирование эмоционально-положительного фона
Задачи:
Публикация «Краткосрочный проект „Сказки в гости к нам пришли“ в группе детей с ОВЗ» размещена в разделах
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Знакомство детей с различными видами прикладного искусства (филимоновская игрушка, дымковская игрушка, полховская роспись, гжель, хохлома, мезенская роспись)
- Совместное творчество детей и родителей, привлечение всех членов семьи
Предварительная работа:
Родителям даё тся задание на выходные: прочитать с детьми сказку и сделать к ней рисунок, аппликацию или любую другую поделку. Все дети получают разные сказки, вытягивая листок бумажки случайным образом.
1 день (понедельник)
Знакомство с русским народным прикладным искусством: дымковской игрушкой, филимоновской игрушкой, деревянными игрушками и мелкими предметами быта. Беседа с детьми на тему "Игры и игрушки", история изготовления игрушек в прежние времена. Игра-лото "Народный промысел". Знакомство с основными элементами росписи глиняных и деревянных игрушек. Пластилинография в стиле "Дымковский конь"
2 день (вторник)
Книжки-наши друзья! Рассматривание книг со сказками, потешками, беседы по иллюстрациям. Беседы на тему "Берегите книгу". Практическая работа "Книжкина больница"
3 день (среда)
"Роль медведя в русских народных сказках"
Ход занятия:
Я сказочница,
В гости к вам пришла
С собою принесла.
Пришла я вместе со своим другом (медведь).
Кто это, дети? (мишка)
Где живет мишка? (В лесу).
Какой, мишка цветом? (Коричневый).
Что мишка любит кушать?
Какой он? (Пушистый, мягкий, красивый).
Игра с движением «Мишка косолапый».
Кто у нас в гостях? В какую игру играли? Как мишка рычит?
Он пришел к вам в гости из сказки. Да вот заблудился и забыл, из какой же сказки он пришёл? Давайте вместе вспомним! Я буду вам показывать картинки, а вы будете говорить, как эта сказка называется (Теремок, Маша и Медведь, Три медведя, Заюшкина избушка, Колобок). Ох, как много сказок, в которых есть мишка!
Медведь – герой многих сказок, но вот наш мишутка не помнит, из какой именно сказки он к нам пришёл, чтобы найти ему дорогу домой, нам надо в игры поиграть да сказки вспоминать! Ну что, отправимся в путь? Заглянем в наш волшебный мешок!
Ребята, посмотрите, кто это? Из какой он сказки? (достает колобка).
Дети: Колобок.
Колобок приготовил нам задание, игра с пальчиками, давайте его выполним.
Пальчиковая гимнастика «Мы лепили колобка»
Мы лепили колобка (перекладывают из руки в руку)
все в муке его бока. (катают по ладошке)
мяли, обжимали, (сжимают в руках)
шарик круглый создавали (катают как шарик)
колобок, колобок (перекладывают с одной руки в другую)
вот его румяный бок (раскрывают ладошки, показывают)
Не лежалось на окошке, покатился по дорожке (кидают мячики на пол)
Кто покатился по дорожке?
Кто испёк колобка?
Кого встретил колобок в лесу? (заяц, волк, медведь, лиса)
От кого ушёл колобок?
Кто съел колобка?
Всё вспомнили! Ну что, мишка, ты в этой сказке бывал? (бывал) Пойдёшь домой? (нет, я в другую сказку хочу)
Ребята, давайте вместе дружно продолжим наше путешествие:
Нам пора идти вперёд,
Сказка новая нас ждёт
Отгадайте, что это за сказка :
В этом домике живёт
Очень маленький народ
Мышка, лягушка, зайчонок, лиса
Серый волчонок – вот чудеса!
Только мишка им помог
Развалил их (теремок)
Правильно! Это сказка «Теремок». Давайте покажем героям, как строить теремок:
Тук да тук молотком
Мы построим новый дом
Дом высокий
Дом с окном
С острой крышей и трубой
В доме мы живём с тобой
Молодцы, ребята! В сказочном лесу живут разные звери и у каждого свое сказочное прозвище. А вы их знаете? Сейчас я начну, а вы продолжите:
Мышка - … (норушка)
Лягушка - … (квакушка)
Зайчик - … (побегайчик)
Лисичка - … (сестричка)
Волчок - … (серый бочок)
Ну что, мишутка, будешь в эту сказку возвращаться (нет)
Готовы пойти дальше? Ой, посмотрите, маленький зайка сидит и плачет. Давайте спросим у него, почему же он плачет?
Заяц: как же мне не плакать, была у меня избушка, попросилась ко мне лиса, да и выгнала меня!
Давайте вспомним, как же эта сказка называется? Заюшкина избушка!
Почему у лисы избушка растаяла?
А кто пустил лису пожить к себе?
Кого лиса выгнала?
Кто зайчику захотел помочь в беде? (собака, волк, медведь, петух).
Но наш мишутка в эту сказку идти не хочет, говорит, что не тут его дом, так что придётся нам идти дальше!
Отгадайте загадку:
Жили в домике три мишки:
папа, мама и сынишка.
На столе у них три миски,
у стола всего три стула.
Маша в гости заглянула
и нечаянно уснула
(«Три медведя»)
В этой сказке аж три медведя! Большой, средний и маленький! Наш гость медвежонок говорит, что он жил в домике один. Из какой же он сказки? (не знаем)
В чаще тёмной заблудилась
и в избушке поселилась.
У медведя на свой страх
пожила она в гостях.
Наша девочка с хитринкой --
забралась она в корзинку.
За плечами у медведя
с пирожками вместе едет.
Как смешно на них смотреть --
это (Маша и медведь)
Вопросы к беседе:
Как звали девочку?
Что же случилось с Машенькой?
Что придумала Маша, что бы перехитрить медведя?
Как бабушка и дедушка нашли свою Машу?
Давайте вспомним эту сказку (рассказывает ребёнок с мамой)
Что нес медведь в коробе?
Наш гость мишка предлагает нам поиграть в игру:
Игра «Положи пирожки в корзинку»
Физкультминутка.
У медведя дом большой (руки поднять вверх, подъем на носки,
А у зайца – маленький (приседание на корточки, руки вытянуть перед собой).
Наш медведь пошел домой (переступать с ноги на ногу,
А за ним и заинька (прыжки).
Мы зверяток провожаем (прощальные взмахи рукой)
И занятие завершаем!
Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями. Вспомнили сказки. Какие?
Ну, а нам пора прощаться
И со сказкой расставаться.
Сказка новая опять
Вас, детишки, будет ждать
(Дети, кому выпала та или иная сказка, принимали в занятие особое участие: каждый готовил вместе с родителями к своей сказке иллюстрацию, подбирал кукол-героев, картинки и др. Во время занятия тот ребёнок, про "чью" сказку сейчас идёт речь, помогал воспитателю её рассказывать, отвечать на вопросы. Родители и дети с большим энтузиазмом подошли к работе: были выполнены прекрасные диорамы на темы сказок, нарисованы рисунки, а к сказке "Заюшкина избушка" мама ребёнка придумала изготовить в формочке ледяные домики, которые сам ребёнок раскрасил голубой краской, а когда эти домики дали в руки детям, они растаяли и ребята увидели на ладошке лужицу - это произвело эффект на детей и наглядно показало, как растаяла избушка у лисы)
4 день (четверг)
Сценка в кукольном театре:
"Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку. Лапоть говорит пузырю:
– Пузырь, давай на тебе переплывем!
– Нет, лапоть! Пусть лучше соломинка перетянется с берега не берег, мы по ней перейдем.
Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошел по соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду. А пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул. "
Если бы Лапоть перевез Соломинку и Пузыря на другой берег, то ничего бы и не случилось с ними. А так и закончилась быстро эта сказка, потому, что Лапоть упал в воду, добрая Соломинка переломилась, а глупый Пузырь лопнул. А всё из-за того, что были они не дружные и не смогли договориться хорошо.
Но мы знаем другую сказку, где все были дружные, делали всё вместе и смогли вытащить большую репку! Давайте вспомним эту сказку и её героев. Посмотрите, у нас все герои перепутались и не помнят, кто за кем стоял-то, когда репку тянул (Тот ребёнок, кому выпала эта сказка, рассказывает и показывает её на столе вместе с родителем, другие дети тоже принимают участие и помогают)
- Кто посадил репку?
- Кого позвал дед?
- Кого позвала бабка?
- Кого позвала внучка?
- Кого позвала жучка?
- Кого позвала кошка?
(расставляем героев сказки по порядку) И вытянули репку!
А мы с вами отправляемся дальше! Вот домик в деревне стоит и живут в том домике Дед, Бабка, Курочка и Мышка. Как эта сказка называется? Курочка Ряба! Посмотрите, какие грустные дед и бабка? Что же у них случилось? Мышка разбила яичко! (Ребёнок кратко пересказывает содержание сказки)
Давайте поиграем в игру «Собери яичко» (дети собирают яйца из половинок)
Сколько красивых яиц получилось, дед и баба очень рады!
А мы зайдём в соседний домик, посмотрим, что же там происходит! Вот печка, вот старуха у печи стоит. Ой, кто-то дверь стучится. Так это же старик-служивый, а в руках у него что? Вспомнили дети, как эта сказка называется? «Каша из топора». (Ребёнок с мамой рассказывает сказку). Старуха была жадная, но старик её обхитрил. А вы как думаете, можно ли кашу из топора приготовить? Нет! А из чего кашу готовят? Из крупы, масла, соли, мяса и т. д.
Погостили мы с вами в деревне, да пришли в лес. А тут, посмотрите, Лиса и Журавль друг друга в гости приглашают да угощают. Ребёнок с мамой рассказывает и показывает сказку : Лиса ему манную кашу по тарелке размазала, Журавль клюёт-клюёт да ни капли съесть не может, а Лиса лизала да всю сама и съела. Потом Журавль Лису в гости пригласил да насыпал ей окрошки в узкий кувшин, сам клевал, а у Лисы не получилось достать. Так и поссорились.
Хорошие они друзья были? Нет!
Идём мы с вами в лесу, идём, смотрим, избушка стоит, а в ней никого нет, только маленький козлёночек за печкой спрятался (на стол ставиться деревянные театр с фигурками, все вместе строим домики, ставим деревья, расставляем фигурки). Как же эта сказка называется? «Волк и семеро козлят». Ребёнок, готовивший сказку, кратко пересказывает её.
Вот и сказочкам конец, а кто слушал - молодец! Вам понравилось наше путешествие?
(После занятия все дети и родители угощались настоящей "кашей из топора")
5 день (пятница)
Знакомство детей с русским народным промыслом: гжель, хохлома, мезенская роспись. Игра-лото "Народные промыслы" (угадай узор). Практическая работа: "Гжельская тарелочка" (роспись гуашью). Выставка детских рисунков и поделок на тему сказок и народного промысла, обсуждение. Совместное прослушивание "говорящей" книги со сказками.