Татьяна Лис
Краткосрочный логопедический проект по лексической теме «Все профессии нужны, все профессии важны»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный логопедический проект
по лексической теме :
«Все профессии нужны, все профессии важны»
Выполнила: учитель-логопед Лис Т. Н
I. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА
1. Информация об авторе проекта :
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Название проекта «Все профессии нужны, все профессии важны»
Автор проекта Лис Т. Н
Должность и место работы Учитель-логопед МКДОУ №6 с В-Кабанка
2. Сотрудники проекта :
Лис Т. Н Учитель-логопед, высшая квалификационная категория разработчик, организатор,участник.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители и другие члены семьи.
Целевая группа: дети логопедической группы 4-7 лет
Время реализации проекта : с 27-31 марта 2017г
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА
1. Введение.
«В дошкольные годы происходит замыкание
связи между предметным миром и миром человеческих отношений.
Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых
играет важную роль в установлении их контактов со взрослой жизнью.»
Д. Б. Эльконин
В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда. Труд – это проявление заботы людей друг о друге. Знакомя детей с трудом взрослых, воспитатель (учитель) уже начинает их ориентировать на ту или иную профессию, показывая её значимость и необходимость. Все ценности, воплощенные в предметах материальной и духовной культуры, созданы трудом человека.
Таким образом, актуальность данного проекта обусловлена тем, что у дошкольников нет четких представлений о разнообразии трудовой деятельности взрослых; не сформированы знания о конкретных действиях некоторых профессий; не четко представляют, какие существуют особенности в той или иной профессии; не могут назвать конкретные предметы, необходимые одной или другой профессии.
Краткое описание проекта : данный проект представляет собой работу по ознакомлению детей с разными профессиями, развитие речи. Проект направлен на формирование представлений у детей о конкретных действиях некоторых профессий.
Цель проекта : Создание условий для формирования целостного представления дошкольников о профессиях; уточнения и обобщения представления детей о профессиях; научиться уважительно, относиться к людям всех профессий; задуматься участников проекта о будущей профессии.
Задачи проекта :
Образовательные:
1. Дать представления и знания о труде людей разных профессий, показать результаты труда, их общественную значимость.
2 Учить отображать представления о трудовых процессах взрослых в сюжетно-ролевых играх, передавая в игре отношение взрослых к работе.
3. Расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе.
Развивающие:
1. Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме. 2. Активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой. 3. Развивать чувство гордости за своих родителей, чувство собственного достоинства.
Воспитательные:
1. Воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых.
2. Воспитывать физические, психологические, социальные качества, необходимые для полноценного развития личности.
Задачи для педагогов
· сбор, систематизация и обобщение теоретического, методического и практического материала по данной теме;
· создание условий для самостоятельной и совместной деятельности детей со взрослыми в рамках реализуемого проекта;
Задачи для родителей:
· привлечение к проблеме трудового воспитания детей, используя консультирование, стенды, презентации;
· стимулирование творческой активности родителей через участие в мероприятиях;
· установление партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания, обучения и коррекции детей.
Ожидаемый результат в процессе взаимодействия педагог – дети - родители в реализации проекта :
Дети:
• Приобретение знаний и представлений о некоторых профессиях;
• Задумаются о важности и необходимости каждой профессии; задуматься о выборе будущей профессии.
• Уважительное и добросовестное отношение к труду, к людям разных профессий.
Родители:
• Осознанный интерес родителей к проблеме нравственного и трудового воспитания детей.
Педагоги:
· систематизация и обобщение материала по данной теме;
Этапы работы над проектом :
1этап-подготовительный:
1) Создание развивающей среды /пополнить уголки «Кухня», «Больница», «Парикмахерская».
2) Подбор дидактических и настольно-печатных игр.
3) Оформление наглядного материала.
4) Подготовка бесед, загадок, стихов.
5) Подбор художественной литературы.
6) Оформление альбома «Все профессии нужны, все профессии важны».Н
а2 этап-основной:
Перспективный план проекта : «Все профессии нужны, все профессии важны.»
Направления развития Содержание работы
Социально-коммуникативное развитие.
Развитие интереса детей к жизни и труду взрослых через тематические беседы, экскурсии;
Развитие сознательности и активности детей через осознание общественной значимости, ценности трудовой деятельности - показ результатов труда (повар готовит обед, прачка стирает и гладит белье и т. д.)
Экскурсии в библиотеку, в пожарную часть, в столовую, в школу.»
Развитие общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками через беседы, сюжетно-ролевые игры, совместное изготовление альбомов.
Сюжетно-ролевые игры «Театр», «Магазин», «Больница», «Строители», «Парикмахерская», «Школа», «Аптека», «Регулировщик» др.
Познавательное развитие.
Формирование и обобщение представлений детей о труде взрослых, о различных видах трудовой и профессиональной деятельности на занятии по ознакомлению с окружающим;
Отгадывание загадок о профессиях.
Называние, подбор, счет инструментов труда на занятиях по «ФЭМП»
Настольно-печатные, дидактические игры «Кем быть?», «Спецодежда», лото «Профессии», «Кто где работает?», «Исправь ошибку».
Речевое развитие
Беседы по теме; речевые игры «Кем быть?», «Кому что нужно?», «Кто что делает?Чем работает?» на занятии по развитию лексико-грамматических категорий.
Составление рассказов «Кем я хочу стать» по опорной схеме на итоговом занятии.
Художественно-эстетическое развитие
Лепка «Моя профессия»
Рисование «Моя бедующая профессия»
Аппликация «Мы – строители»
Лепка «Инструменты для работы»
Художественный труд «Украсим одежду».
Чтение художественной литературы «Кем быть?» В. Маяковского, «Чем пахнут ремесла» Дж. Радаре
Разбор и разучивание пословиц и поговорок о труде.
Физическое развитие
Пальчиковая гимнастика «Профессии»
Речь с движением «Профессии»
Имитация трудовых действий разных профессий
м» Участие родителей в проекте :
• Рассказы родителей детям о своих профессиях;
• беседы на тему «Кем быть?»
• Предложить родителям подборку стихов, загадок, книг о профессиях.
• Выполнение домашнего задания родителями вместе с детьми.
3 этап-заключительный:
• Итоговое фронтальное логопедическое занятие «Все профессии нужны, все профессии важны.»
ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ :
• У дошкольников появился интерес к данной теме «Профессии»;
• Сформировалось целостное представление о трудовой деятельности взрослых;
• Более подробно познакомились с профессиями своих родителей;
• Разучили загадки и стихи о профессиях.
Итоговая НОД по формированию лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста по проекту :
«Все профессии нужны, все профессии важны.»
Цель: Расширение и активизация словаря по теме «Профессии»
Коррекционно-образовательные задачи:
Расширение представлений о труде взрослых. Активизация знаний. Совершенствование грамматического строя речи.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие связной речи, общих речевых навыков, зрительного внимания, тонкой и общей моторики, активности. Координации речи с движением, ловкости. Обучение составлению рассказа с использованием схемы-подсказки. Творческого воображения.
Воспитательные задачи:
Воспитание уважения к труду разных профессий. Формирование навыков взаимодействия, сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.
Оборудование:
Презентация, картотека предметных картинок людей различных профессий, магнитная доска, мяч.
Предварительная работа:
Чтение стихов о профессиях, рассматривание картин людей различных профессий, беседа о профессиях и их пользе, кем работают родители.
Интеграция образовательных областей: речевое, физическое, познавательное, социально-коммуникативное развитие.
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Чем пахнут ремесла?
У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идешь мастерской –
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Куртка шофера
Пахнет бензином.
Блуза рабочего –
Маслом машинным.
Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате –
Лекарством приятным.
Рыхлой землею,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Логопед :
Ребята! Скажите о каких профессиях вы услышали в стихотворении!
Дети:
Пекарь
Врач
Фермер
Водитель
Стекольщик
Маляр
Логопед :
Ребята! Посмотрите на картинку, послушайте стихотворение и расскажите, что делает человек этой профессии :
Врач – лечит людей;
Продавец – продает товары;
Повар – готовит еду;
Парикмахер - подстригает людей;
Воспитатель - учит детей;
Строитель – строит дома;
Пожарный – тушит пожары;
Водитель - водит автобус, троллейбус, такси;
Портной - шьет одежду;
Сварщик – соединяет металлические конструкции;
Художник – пишет картины;
Космонавт- летает в космос.
2. Пальчиковая гимнастика «Строители»
Мы строители, мы строим,
Много мы домов построим, Дети стучат кулачком о кулачок
Много крыш и потолков,
Много стен, окон, полов
Много комнат и дверей
Лифтов, лестниц, этажей. Загибают по очереди пальцы на обоих руках.
Будут у жильцов веселье
В новом доме новоселье! Произносят слова веселым голосом, Произносят громко слово "новоселье», поднимая руки вверх.
3. Игра «Назови профессию»
Ребята, посмотрите внимательно на картинку и назовите профессии.
4. Игра «Какие предметы нужны людям этих профессий?»
Логопед :
Ребята! назовите предметы, которыми пользуется врач, пекарь, водитель, повар, балерина, художник. Молодцы!
5. Игровое упражнение «Четвёртый лишний».
- Я буду называть инструменты, которые используют люди определенной профессии. Один из этих инструментов к этой профессии не относится. Назовите это слово.
Кому нужны эти инструменты?
Ножницы, весы, зеркало, расчёска. (парикмахер)
Пила, таблетки, градусник, шприц. (врач)
Сковорода, нож, половник, краски. (повар)
- Определите на слух самое короткое слово?
- Как вы определили? Посчитали количество слогов в каждом слове.
6. Игровое упражнение «Исправь ошибку!»
Послушайте и исправьте ошибки:
Повар лечит, а врач готовит.
Лётчик ездит, а водитель летает.
Портной строит, а строитель шьёт.
Продавец стрижёт, а парикмахер продаёт.
7. Игра с мячом «Один - много» (пополнение словаря) :
Логопед берет мяч и предлагает пройти детям на ковер.
Задание «Угадай загадку о профессии» :
Встаем мы очень рано,
Ведь наша забота -
Всех отвозить по утрам на работу.
(Водитель.)
Кто в дни болезней
Всех полезней
И лечит нас от всех
Болезней?
(Доктор.)
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра - машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он.
(Артист.)
Наведем стеклянный глаз,
Щелкнет раз - и помним вас.
(Фотограф.)
Кто учит детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать?
(Учитель.)
8. Составь рассказ о профессии.
Ребята, давайте каждый выберет себе профессию и составит рассказ о ней по схеме – подсказке.
Итог занятия. Рефлексия.
Дети встают, взявшись за руки, легонько пожимают руки друг другу.
- Мы сегодня говорили о профессиях. А вы кем хотите стать, когда подрастёте? Почему?
Профессии все важны,
Профессии все нужны,
Надо только браться за дело
Очень старательно и смело.
Молодцы, ребята! Спасибо за работу!