Корнилова Людмила Викторовна
Коррекционно-развивающее занятие по развитию речи для детей с ЗПР в старшей группе «Муркины загадки»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-развивающее занятие по развитию речи для детей с ЗПР в старшей группе «Муркины загадки»
Корнилова Людмила Викторовна
Лексическая тема «Домашние животные»
Форма работы: подгрупповая.
Реализуемые образовательные области:
– познание,
– коммуникация,
– социализация.
Темочки:
- ЗПР, задержка психического развития. Конспекты
- ЗПР. Задержка психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о домашних животных и их основных признаках, продолжать закреплять понятие «Домашние животные».
Коррекционно-образовательные задачи :
– расширять представление о домашних животных, особенностях их внешнего вида и повадках;
– активизировать словарь по данной лексической теме (названия детенышей домашних животных);
– формировать навыки правильного построения предложения и согласования слов в предложении (в дательном падеже);
– закреплять навыки словообразования с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
закрепление глагольной лексики, обозначающей голос животного: кукарекает, блеет, мычит и т. д.
Коррекционно-развивающие задачи :
– развитие слухового и зрительного восприятия, умения ориентироваться в пространстве;
– развивать способность к речевому мышлению, стимулировать к высказыванию и аргументации;
– формировать способность к операциям исключения, группирования, операциям зрительного анализа и синтеза;
– развивать произвольное внимание, память, наблюдательность.
Коррекционно-воспитательные задачи :
– создать позитивный настрой, формировать способность к групповому сотрудничеству и игре по правилам;
– опосредованно, через животных, заострить внимание на определенных правилах поведения, обсудить их;
– воспитывать внимание к речи.
Приемы:
Погружение в игровую ситуацию, беседа, загадывание загадок, дидактические игры.
Предварительная работа:
Материалы и оборудование:
слайды с изображением домашних животных, макеты улицы в виде полос с кармашками; парные картинки с изображением домашних животных;
разрезные картинки и картинки с изображениями животных и детенышей;
мягкая игрушка кот;
интерактивные стол и доска.
Ход занятия:
1. Организационный момент (дети входят, здороваются и рассаживаются за столы).
2. Вводная часть.
Игровой прием.
Педагог:
– Я знаю,что вы, ребята, любите загадки отгадывать. Сегодня у меня загадок нет. Но на занятии мы все же разгадывать загадки будем, да только они не мои. Кто же нам свои загадки хочет предложить? Давайте вместе отправимся на поиски хозяина загадок.
(На магнитной или интерактивной доске расположены карточки-домики с домашними животными, деревья, цветы и т. д. (имитация улицы) – три ряда, в каждом из которых последняя карточка закрыта.)
– Мы с вами видим три улицы. А кто живет в домиках на этих улицах?
(Дети перечисляют домашних животных.)
– Как мы можем назвать этих животных одним словом? Правильно, это домашние животные. Теперь давайте найдем улицу, где справа от барана живет лошадь, а рядом с козой живет корова. Открываем последний домик на этой улице.
(Дети открывают последнюю карточку и видят изображение кошки.)
– Мы заходим в кошкин дом, мы найдем загадки в нем? Конечно, найдем, и будем отгадывать кошкины загадки. С моими загадками вы справлялись, а вот с кошкиными справитесь?
(Педагог достает мягкую игрушку – кота.)
2. Игровое задание «О чем говорит кошачья кличка?»
– Будем знакомиться. Вы знаете, что каждой кошке или коту хозяин дает имя. Имя животного называется кличкой. Очень часто кличка дается по внешнему виду или по повадкам. Если кот черный, назовем его Черныш, если кошка белая, то, если рыжая, то, если кот пушистый, то… Если котика Бегемотом назвали, то… А если кот Пират, то…
Наша кошка очень громко мурлыкает, поэтому зовут ее Муркой.
Так что сегодня у нас Муркины загадки.
3. Загадка «Угадай, про кого стихотворение»
У нашей Мурки много друзей – домашних животных и даже птиц. Я расскажу о них стихотворение, а вы найдите их на карточках и расскажите, почему вы их выбрали.
Целый день паслись у сосен
две подружки МЕ и МУ.
Мяу грел бочок на солнце,
Бе весь день мешал ему,
Кря купалась рядом в речке,
Кукареку песни пел.
Гав валялся на крылечке,
Хрю под кустиком сопел.
(На магнитной доске размещены карточки с домашними животными и птицами, дети раскладывают их по порядку, согласно сюжету стихотворения и объясняют свой выбор.)
4. Игра «О ком думает Мурка?» (принцип «да-нет», в зависимости от уровня развития детей можно использовать от двух до шести карточек)
– Как много у нашей Мурки друзей! Угадайте, о ком она думает сейчас?
(У педагога есть парные карточки к тем, что размещены на доске. Одна из карточек подкладывается под кошку, чтобы дети не видели изображения.)
Мы зададим Мурке вопросы о животных, она нам будет отвечать на каждый вопрос «да» или «нет». Например: «У этого животного есть рога?» – «Да», «У этого животного короткий хвост?» – «Нет». Так с помощью вопросов мы
и догадаемся, о ком же думает Мурка.
(Последняя карточка для угадывания должна быть с изображением козы.)
5. Игровая ситуация «В гостях у козы»
– Почему же наша Мурка сейчас о козе призадумалась?
Да потому, что недавно Мурка была на дне рождения у козы Снежинки. Как вы думаете, почему у козы такая кличка (изображение козы на интерактивной доске?
Все гости, как и положено, пришли с подарками. Мурка с морковкой.
Барашек Кудряш принес кочан капусты.
Конь Ветерок подарил кусок сахара.
Корова Ночка – букет ромашек, а собака Лайка – репку. (Дети объясняют говорящие клички, правильность проверяется изображением на интерактивной доске.) Пришел еще поросенок Чавкин –но без подарка, сразу на стол с ногами забрался и давай в угощении рыться. Правильно он себя вел?
Вы очень хорошо справляетесь с Муркиными загадками, но наша Мурка решила сделать хитрый ход, чтобы вас запутать. Для начала она предлагает послушать историю про кота Матроскина и подвигаться.
6. Физминутка
Кот Матроскин жил у нас. (встали, руки на поясе)
Он вставал с лежанки в час, (потянулись, руки вверх – вдох)
В два на кухне крал сосиски, (наклоны влево-вправо)
В три сметану ел из миски. (лакательные движения языком)
Он в четыре умывался. (наклоны головы к плечам влево –вправо)
В пять по коврику катался. (повороты кругом)
В шесть стерег мышей за кадкой, (рывки руками перед грудью)
В семь играл с мышами в прятки, (хлопки спереди – сзади)
В восемь хитро щурил глазки, (приседания)
В девять ел и слушал сказки, (хлопки в ладоши)
В десять шел к лежанке спать, (прыжки на месте)
Потому что в час вставать. (шагаем на месте)
7. Игровое задание «Чей подарок?»
Ох и хитра кошка Мурка! Она решила, что вы уже и забыли про день рождения козы. Проверим? Я раздам вам карточки с изображением гостей козы Снежинки. Пусть хлопнет в ладоши тот, чей подарок я покажу.
8. Игра «Веришь – не веришь»
– Веселились гости, веселились, а потом домой пошли к своим деткам.
Вот и еще одна Муркина загадка. Догадайтесь, когда мы с Муркой говорим вам правильно, а когда ошибаемся.
Корова пошла к щенку. ( Ребенок дает полный ответ: «Нет, это неправильно. Корова пошла к теленку».)
9. Игровое задание
– Вот и закончились загадки у нашей Мурки. А сейчас я предлагаю собрать портреты Муркиных друзей из фрагментов (каждому ребенку дается разрезная картинка с изображением животного) и подобрать для них ласковые имена. ( Дети складывают разрезные картинки и называют животных уменьшительно-ласкательными именами: коровушка, козочка и т. д.)
8. Итог занятия
Ребята, посмотрите, какие замечательные портреты Муркиных друзей получились. Я думаю, Мурке очень понравилось у нас на занятии. Как вы думаете, почему?