Старикова Ольга
Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога на развитие саморегуляции поведения детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога на развитие саморегуляции поведения детей дошкольного возраста.
Гиперактивный ребенок физически не может длительное время вни-мательно слушать воспитателя, инструктора по физической культуре, спо-койно сидеть и сдерживать свои импульсы. Сначала желательно обеспе-чить тренировку только одной функции. Например, если вы хотите, чтобы он был внимательным, выполняя какое-либо задание, постарайтесь не замечать, что он ерзает и выходит из терпения. Получив замечание, ребе-нок постарается какое-тп время вести себя хорошо, но уже не сможет со-средоточиться на задании. В другой раз, в подходящей ситуации, вы смо-жете тренировать навык усидчивости и поощрять ребенка только за спо-койное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания. Если у ребенка высока потребность в двигательной активности, нет смысла подавлять ее. Лучше попытаться научить ее выплескивать приемлемыми способами.
Публикация «Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога на развитие саморегуляции поведения детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Нужно помнить, что гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале занятия, а не в конце. Интересно, что ребенок, работая один на один с взрослым, не проявляет признаков гипер-активности и гораздо успешнее справляется с работой.
Нагрузка ребенка должна соответствовать его возможностям. Например, если дети могут заниматься 20 минут, то гиперактивный ребенок работает продуктивно только 10 минут, не надо заставлять продолжать занятие дольше. Разумно переключить его на другой род деятельности.
К сожалению, гиперактивный ребенок не в состоянии поддерживать активное внимание в течение длительного времени. Поэтому необходимо делить работу на более короткие, но более частые периоды.
Необычное поведение педагога (театральность, экспрессивность, драматичность) меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет. В процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребенку очень трудно выполнять задание и следить за аккуратностью и четкостью. Поэтому нужно снизить требования к аккуратности и четкости в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
При работе с ребенком необходим тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания). Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
Система поощрений и наказаний должна быть достаточно гибкой, но обязательно последовательной. И тут приходится учитывать особенности гиперактивного ребенка: он не умеет долго ждать, поэтому и поощрение должно носить моментальный характер и повторяться примерно через 15-20 минут. Предоставлять ребенку возможность выбора. Оставаться спокойным. Необходимо помнить, что если нет хладнокровия, то и нет преимущества.
Цели:
учить детей играть по правилам;
развитие произвольного внимания.
Оборудование: клубок ниток, мячик
Ход занятия.
Ритуал приветствия. Установление контакта. Создание положительного настроя на занятие. Упражнение «Снежный ком».
Релаксация. Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего нервного напряжения.
Упражнение «Росточек под солнцем» Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко и росточек начинает расти и тянуться к солнышку. Все движения выполняются под музыку.
Упражнение «Клубочек».
Необходимые приспособления: клубок ниток.
Описание игры: Психолог, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок другому. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.
Комментарий: эта игра будет полезна малообщительным детям.
Упражнение «Говори!» (Е. Лютова, Г. Монина)
Необходимые приспособления: мячик.
Описание игры: взрослый предлагает детям сыграть в игру в вопросы и ответы, но предупреждает, что отвечать на вопросы можно только после слова «Говори!». После вопроса бросить мяч, обязательно сделать паузу и лишь потом сказать «Говори!». Вопросы могут быть любыми, например:
«Какие времена годы вы знаете?». «Говори!»
«Какое сейчас время года?». «Говори!»
«Какой сегодня день недели?». «Говори!»
«Какой сейчас месяц?». «Говори!»
«Сколько дней в неделе?». «Говори!»
«Сколько дней в году?». «Говори!»
«Какого цвета платье у Маши?». «Говори!»
«Какого цвета столы в группе?». «Говори!» — и т. д.
Комментарий: включение в игру мячика усложняет ее, но и делает более интересной. В связи с тем, что импульсивность преобладает в поведении детей дошкольников, им трудно, поймав мячик, не ответить сразу.
Упражнение «Горячий мяч».
Цель: развитие внимания, скорости реакций, моторной ловкости.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность.
Возраст : 4-5 лет.
Количество играющих: группа детей до 10 человек.
Необходимые приспособления: мячик с колокольчиком внутри.
Описание игры: дети становятся в круг, очень близко друг к другу. Они передают мяч друг другу быстро, стараясь не уронить его. Тот, кто упустил мячик, выбывает из игры. Побеждают последние два оставшихся ребенка.
Комментарий: другие варианты игры строятся на изменении расположения детей.
Можно построить детей в колонну, а мяч передавать либо через голову вверху, либо, наклонившись, через ноги. Также можно построить детей зигзагом.
Упражнение «Кинолента» (М. Сигимова)
Цель: развитие невербальных средств общения, развитие памяти.
Нарушение: застенчивость/тревожность, СДВГ.
Возраст : 5-6 лет.
Количество играющих: группа (6-7 человек).
Описание игры: дети садятся в круг и создают кино «с первого слова». Первый ребенок придумывает слово, второй должен повторить его и добавить одно свое слово, третий — повторить первые два слова и сказать свое, четвертый — повторить первые три слова и сказать четвертое и т. д. Когда все дети проговорят желаемое, они должны показать фильм с помощью пластики и мимики.
Комментарий: вместо показа кино игра может закончиться сочинением сказки или рассказа с использованием предложенных слов.
Если же взрослый ставит задачу мышечного раскрепощения детей, развития способности передавать свои чувства и переживания невербально (мимикой и пантомимой, тогда лучше использовать первый вариант окончания игры.
Упражнение «Пожалуйста».
Цель: развитие произвольности, слухового внимания.
Нарушение: СДВГ, ЗПР.
Возраст : 6-7 лет.
Описание игры: вариант 1. Все дети становятся в круг и выбирают ведущего. Ведущий показывает им разнообразные движения, а остальные дети должны их повторить, но только если ведущий скажет
волшебное слово — «Пожалуйста!». Ошибающийся выбывает из игры.
Вариант 2. Все дети становятся в круг и выбирают ведущего. Ведущий показывает им разнообразные движения, а остальные дети должны их повторить, когда ведущий скажет волшебное слово — «Пожалуйста!». Ошибающийся выходит в центр круга и выполняет какое-нибудь задание — любое придуманное ведущим.
Комментарий: первый вариант игры может использоваться в работе и с детьми 4—5 лет.
Второй вариант — эмоционально щадящий чувства детей, так как Ошибающийся ребенок имеет возможность исправиться.
Упражнение «Минута тишины и минута «можно».
Цель: развитие произвольности поведения.
Нарушение: СДВГ, агрессивность.
Возраст : 2—6 лет.
Количество играющих: любое.
Описание игры: взрослый договаривается с детьми о том, что у них теперь будет минута тишины и минута «можно». Это значит, что в минута тишины дети будут вести себя тихо и заниматься спокойными делами — рисованием, лепкой и т. д. Зато в минута «можно» они смогут делать все, что захочется — бегать, прыгать, кричать, петь и т. д. При этом желательно заранее предупредить, что даже в минуту «можно» нельзя драться, ругаться, обижать кого-либо и т. д.
Комментарий: это время можно увеличивать, в идеале час, чередовать в течение дня или играть в них в разные дни, но они должны стать привычными в группе детского сада или дома, тогда взрослому будет проще контролировать поведение детей в любой момент. Например, когда нужно, чтобы разгоряченные дети успокоились, им предлагается поиграть в час тишины, а во время прогулки можно предложить час «можно».
Ритуал завершения занятия. «Клубочек» Пожелания добра друг другу. Какое упражнение вам понравилось больше? Что вам было сложно? До встречи через неделю.