Светлана Кожевникова
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Мой гардероб» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад №3 г. Вяземского
Вяземского муниципального района Хабаровского края
«Мой гардероб»
Конспект
познавательно – исследовательской деятельности:
для детей 5-6 лет (компенсирующей группы)
Кожевникова Светлана Владимировна
2025 г.
Конспект познавательно – исследовательской деятельности
«Мой гардероб»
Цель: расширение представления о мире одежды.
Задачи:
1. Уточнить знания детей об одежде.
2. Формировать умение детей классифицировать виды одежды по различным признакам, используя методику технологии «Коллекционирование (классификация)» Н. А. Коротковой.
• «По назначению» (бытовая, спортивная, производственная, форменная)
• «По условиям эксплуатации» (домашняя, повседневная, торжественная)
• «По сезонам» (летняя, зимняя, демисезонная).
• «По возрасту и полу» (взрослая: для мужчин, для женщин; детская: для мальчиков, для девочек).
3. Упражнять детей в различных движениях, создавать хороший эмоциональный настрой.
4. Развивать мыслительную и речевую активность детей.
5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в подгруппах и коллективе.
Оборудование:
1. Конверт №1 с картинками одежды «по назначению» (бытовая, спортивная, производственная, форменная).
2. Конверт №2 с картинками одежды «По условиям эксплуатации» (домашняя, повседневная, торжественная).
3. Конверт №3 с картинками одежды «По сезонам» (летняя, зимняя, демисезонная).
4. Конверт №4 с картинками одежды «По возрасту и полу» (взрослая: для мужчин, для женщин; детская: для мальчиков, для девочек).
5. Раздаточные таблицы и конверты для каждого ребенка.
6. Картинки Марсиса и Венеры, летающей тарелки
7. Классификационные таблицы, клей, магниты, альбом.
Игровой сюрпризный момент
Воспитатель привлекает внимание детей: произносит по рации слова…
- Внимание! Внимание! Работают все радиостанции. Передаю сообщение. В нашем детском саду высадились инопланетяне. Обнаружено место их посадки – наша группа «Пчелки» (показ иллюстрации летающей тарелки).
Воспитатель:
- Я уже познакомилась с ними. Их зовут Марсис и Венера. Они прилетели с другой планеты. Нам будет сложно понимать их, т. к. они разговаривают с помощью сигналов, движения рук и туловища. Но они очень хорошо понимают нашу речь. Давайте познакомимся с ними на их языке (приложив руку к груди и сделав поклон - означает «Здравствуйте»).
(детям демонстрируется картинка инопланетян, ребята «здороваются» с ними)
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, как одеты Марсис и Венера?
Ответы детей:
-одинаковые комбинезоны
- у мальчика галстук
- Их одежда не похожа на одежду людей
Воспитатель:
-Скажите, а наша одежда похожа на одежду наших гостей?
Воспитатель:
- Почему?
Воспитатель:
- Ребята, ведь Марсис и Венера не зря к нам прилетели…Может быть они что то хотят узнать -O-?
(письмо из летающей тарелки)
- Мы живем далеко в космосе. И жители нашей планеты всегда ходили в одной и той же одежде…Но с некоторых пор правила изменились и теперь нам нужно иметь одежду разную: для праздников, для занятий спортом, для выхода в гости, на работу и т. д. Мы хотим приобрести такую одежду, но совершенно незнаем какая одежда для чего нужна….….Помогите нам!
Воспитатель:
- Наши гости удивлены, ведь они увидели нас в разной одежде. Ни вашей, ни моей они раньше не видели.
- Что будем делать? (помогать)
А давайте сегодня мы с вами попробуем рассказать гостям о нашей одежде, о нашем гардеробе.
Воспитатель:
- Что же такое гардероб? - Это разная одежда, которая есть у человека, у всех людей
Воспитатель:
- А для чего человеку вообще нужна одежда?
Ответы детей:
- Защищает от ветра, дождя.
- В гости пойти нужно одеть красивую одежду.
- Без одежды холодно.
Воспитатель:
-Инопланетяне рассказали мне, что они всегда ходят в одной и той же одежде и никогда не переодеваются. А мы с вами также делаем?
Ответы детей:
- Нет, мы в разной ходим одежде
- Зимой то одеваем теплую одежду
-У мамы есть красивое платье, она его на праздник одевает.
-А мой папа ходит на работу в полицейской форме.
Воспитатель:
- Ребята, я предлагаю вам немного поиграть. А заодно помочь нашим гостям. Хотите? (Да)
Воспитатель:
- Давайте вместе с вами расскажем и покажем инопланетянам, как нужно использовать одежду.
Воспитатель:
- У меня на столах много конвертов.
Давайте возьмем конверт №1 и посмотрим, что же там.
- В первом конверте лежат картинки с разными видами одежды, которую человек использует по назначению.
Есть одежда, которую мы носим каждый день. На работу, на прогулку в город и т. д. Какая это одежда? (ответы детей: юбка, брюки, футболка, рубашка, платье). –повседневная.
Есть одежда, в которой человек занимается спортом, называется она - спортивная одежда. Она есть у всех. Кто мне может назвать такую одежду? (ответы детей: спортивный костюм, трико, футболка).
Одежда производственная – это та, в которой человек находится на работе и использует ее для своей защиты. Подумайте, кто может носить такую одежду? (ответы детей: строители, пожарный костюм).
Форменная одежда – предназначена для людей, которым без формы на работе никак нельзя. Что это за одежда (ответы детей: полицейская форма, у летчика есть форма, охранники носит форму).
Воспитатель:
- У нас есть классификационные таблицы, и мы вместе попробуем разделить всю одежду (картинки) по этим признакам (дети берут картинку, обсуждают к какому виду отнести одежду и размещают ее на классификационную таблицу, ориентируясь на условное обозначение).
1. Классификация «По назначению»
(бытовая, спортивная, форменная, производственная)
проводим классификацию вместе со всеми
Бытовая: носим всегда дома, на работу, в детский сад, на торжества
Спортивная: одевают люди, которые занимаются каким либо видом спорта
Производственная: используют люди на производстве для своей защиты
Форменная: люди, которые всегда носят форму
(лишние картинки Новогодних костюмов – одежда зрелищная)
-Как вы думаете, теперь наши гости узнали, какую одежду одевать нужно?
- Воспитатель: Наши друзья Марсис и Венера приготовили вопросы. Помогите, пожалуйста на них ответить….
Вопрос – ситуация «Можно или нельзя» (обосновать ответ).
- Можно ли ходить дома в сапогах?
- Можно ли лечь спать в платье?
- Можно ли придти на работу в халате?
- Можно ли пойди на день рождение в домашнем платье?
- Можно ли пойти в домашнем костюме на работу?
- Можно ли пойти в театр в тапочках?
-Я вам открою еще один секрет. Одежду можно разделить еще на группы. Хотите узнать как?
- Наши гости ничего об этом не знаю, и не подозревают, что в гости, на работу и дома нужно одевать различную одежду. Поможем им в этом разобраться? У меня в конверте №2 лежит много картинок. Они то и помогут нам в этом.
2. Классификация «По условиям эксплуатации»
(домашняя, повседневная, торжественная)
Домашняя: одежда, которую мы носим дома
Повседневная: для выхода из дома в гости, на работу, на мероприятие. Торжественная: для торжеств и праздников
(Делим детей на три группы. Каждая группа получает свое задание – найти картинки домашней, повседневной или торжественной одежды. Ребенок из всего набора картинок выбирает именно ту, которая относится к его группе одежды. Ребята вместе обсуждают правильность выбора картинок. Затем наклеивают их на своё полотно).
Воспитатель:
- Ребята, вы такие молодцы! Давайте немного поиграем, а заодно познакомим наших гостей с одеждой, которую мы носим в разное время года. Нам понадобится конверт №3.
3. Классификация «По сезонам»
(зимняя, летняя, демисезонная)- игра с карточками.
(Детям раздать карточки с условными обозначениями: снежинка-зима, солнце-лето, туча с капельками - демисезонная одежда. Знакомим детей с понятием - демисезонная одежда).
Если одежда зимняя то поднимают карточку с изображением снежинки, если летняя - солнце, а если демисезонная - тучку с капельками.
-Воспитатель:
- Ребята, наши гости тоже хотят с нами поиграть, а так как они разговаривают с помощью рук и ног, то наша игра тоже будет с движениями.
Игра «Будь внимателен» (на экран)- физминутка
(если услышите одежду, которую одевают на руки – хлопают, на ноги – топают, на голову - руки на голову, на тело - обхватить себя руками).
(Кеды, панамка, носки, шапка, рубашка, кепка, майка, перчатки, кофта, рукавицы, свитер, брюки, платок, куртка, валенки, платье, кроссовки, пальто).
Воспитатель:
- Ребята, я думаю, что мы сегодня очень много рассказали нашим гостям об одежде. Но у меня остался последний конверт…. Посмотрим что там?
(Ребята достают картинки, рассматривают их).
Воспитатель:
- Ребята, что вы заметили?
Ответы детей:
- Здесь разная одежда
- Есть маленькая, есть большая
- Тут брюки и рубашка есть
- Юбка есть. Её девочки носят.
Воспитатель:
- Ребята, вы все правильно назвали. Одежда еще бывает мужская и женская. И, конечно, же, для взрослых и для детей. Нам предстоит трудное, но очень интересное задание: разделить одежду не просто на мужскую и женскую, а еще одновременно на взрослую и детскую. Для этого я предлагаю каждому из вас заполнить классификационную таблицу.
4. Классификация «По возрасту и полу»
(Взрослая: мужская и женская, Детская: для мальчиков, для девочек) – дети получают индивидуальные конверты из большого конверта №4, самостоятельно расклеивают полученные картинки индивидуальные в таблицы.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята!
- Давайте покажем Марсису и Венере, что у нас получилось.
- Вы со всем заданиями справились, а самое главное вместе мы научили Марсиса и Венеру использовать различную одежду.
- Гости у нас еще пробудут до вечера….Я хочу предложить вам все оставшиеся картинки наклеить в альбом и подарить этот альбом Марсису и Венере.