Мария Осутина
Краткосрочный проект по трудовому воспитанию старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 5 «Калинка»
Краткосрочный проект по трудовому воспитанию
старших дошкольников
«Трудиться - всегда пригодиться»
Разработали:
Осутина М. И.
Втюрина О. Н.
Куранова В. Н.
«Труд – это могучий воспитатель в
педагогической системе воспитания»
А. С. Макаренко
Актуальность:
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду. В детском саду трудовое воспитание заключается в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности, в ознакомлении воспитанников с трудом взрослых. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Благодаря труду дети становятся изобретательными, внимательными, усидчивыми, обязательными, физически сильными и здоровыми.
Участники проекта:
-дети старшей группы;
-педагоги группы;
-родители
Сроки проведения:
Краткосрочный (3 недели)
Цель: Формирование положительного отношения к труду через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственного участия детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома, активизировать родителей к совместной деятельности по вопросам трудового воспитания.
Задачи:
- Развивать желание и умение трудиться;
- Формировать умение работать в коллективе, умение планировать последовательность своей работы,
- Формировать умение доводить начатое дело до конца;
-Продолжать расширять представления детей о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека;
-Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
-Обогатить знания родителей в вопросах трудового воспитания детей дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты:
- Получат необходимые знания о разных профессиях;
- Будут сформированные навыки организации совместного труда;
-Повысится интерес и уважение к труду, желание помогать старшим;
- Осознание родителями важности трудового воспитания дошкольников.
1. План реализации проекта:
I этап проекта – подготовительный
1. Постановка целей, задач, прогнозирование результатов;
2. Изучение методических пособий и литературы по выбранной тематике проекта;
3. Подбор стихотворений, художественной литературы, стихов, загадок, пословиц о труде и профессиях;
4. Подготовка консультаций, рекомендаций для родителей;
5. Разработка плана проведения мероприятий проекта.
II этап проекта – практический
РАБОТА С ДЕТЬМИ:
Беседа: «Зачем нужно трудиться»
Цель: рассказать о важности труда в жизни человека, о его полезности и значимости;
«Беседа о профессиях родителей»
Цель: познакомить с профессиями родителей, расширить представление о многообразии профессий, воспитывать уважение к людям разных профессий;
Беседа: «Погорим о труде библиотекаря»
Цель: дать первичные знания детям о труде библиотекаря. Рассказать, что библиотека это домик для книг;
Беседа:«Мои обязанности дома и в детском саду»
Цель: обсудить с детьми, почему важно помогать старшим, учить рассказывать о своих обязанностях, воспитывать уважение к труду взрослых, поощрять самостоятельность;
Беседа: «Каждой вещи свое место»
Цель: развитие навыков самообслуживания, трудовых навыков, воспитывать привычку убирать все на свои места.
Экскурсия в библиотеку
Цель: пополнить и обогатить знания детей о профессии библиотекаря, познакомить с работой библиотеки.
Ситуации общения «Как взять книгу в библиотеке»
Цель: развитие умения рассуждать, предполагать, строить правильно предложения, не боятся высказать свою мысль.
Презентация «Виртуальная экскурсия» (МОУ Ветлужская средняя школа № 2).
Цель: расширить представление детей о школе, вызвать желание как можно больше узнать о школьной жизни.
Встреча с интересными людьми: «Знакомство с профессией директор Дома Культуры (с участием родителей мамы Лебедевой О. М.). Мастер- класс.
Цель: познакомить с профессией культурных работников, развивать познавательный интерес.
Рассматривание иллюстраций о школе
Цель: напомнить детям кто работает в школе, зачем она нужна, что нужно учителю для работы.
Составление рассказа на тему «Кем работают мои родители»
Цель: Продолжать учить воспитанников составлять небольшие рассказы о профессиях своих родителей, грамотно строить свои предложения.
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Трудовой десант:
«Дежурство в центре природы»
Задача: закрепить знания с комнатными растениями и особенностями ухода за ними, выбирать способы опрыскивания и очистки растений в соответствии с их строением, формировать умение сочетать трудовую деятельность в уголке природы с наблюдением за ростом и развитием растений.
Труд в уголке природы: «Огород на окне»
Задачи: Посеять семена петрушки и укропа в уголке природы. Формировать умения выращивать рассаду из семян. Подвести детей к пониманию условий, необходимых для быстрого роста растений. Развивать желание самим выращивать растения из семян.
Трудовые поручения: «Кормим зимующий птиц».
Задачи: продолжать формировать умение детей предварительно очищать кормушки от снега, поощрять желание заботиться о птицах, воспитывать любовь и бережное отношение к ним.
Труд в природе: «Снежные постройки»
Задачи: Совершенствовать навыки работы со снегом при строительстве снежных построек для своей группы и для малышей. Воспитывать желание участвовать в трудовой деятельности по созданию снежных построек, радоваться результатам труда, воспитывать трудолюбие.
Коллективный труд: «Уборка участка детского сада»
(Расчистка дорожек на участке, утепление ствола деревьев снегом, наведение порядка на веранде)
Задача: организовать совместную трудовую деятельность взрослых и детей, в процессе которой формируются трудовые навыки, воспитывать желание трудиться коллективно, помогая друг другу, доводить начатое дело до конца.
Трудовые поручения: «Наведем порядок в группе».
Задачи: Совершенствовать умение поддерживать порядок в шкафах с иг-рушками, оборудованием, замечать непорядок, предлагать устранять его, при необходимости оказывать друг другу помощь.
«Дежурство по занятиям»
Задачи: Закреплять навык самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного. Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым. Воспитывать желание трудиться для блага других, оценивать результат своей работы.
«Дежурный по столовой»
Задачи: Формировать навык самостоятельно, без напоминания взрослого выполнять обязанности дежурных по столовой, сервировать стол, убирать посуду после еды, сметать щеточкой со столов.
Трудовое поручение: «Протираем строительный материал и игрушки»
Задачи: совершенствовать трудовые умения детей, учить выполнять полученные задания самостоятельно, понимать значимость своего труда. Поощрять инициативу в оказании помощи взрослым.
Самообслуживание: «Путешествие в страну чистоты»
Задачи: Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи и обувь в шкафу, своевременно ухаживать (в случае загрязнения чистить, мыть, сушить, аккуратно раскладывать и развешивать одежду на стуле перед сном, закреплять умение застегивать и расстегивать разные виды застежек. Формировать привычку следить за своим внешним видом, напоминать това-рищам о неполадках в их внешнем виде, помогать устранять их.
Коллективное поручение: «Учимся заправлять свои постели»
Цель: учить, как надо правильно заправлять постель, воспитывать аккуратность, желание помочь взрослым.
Ручной труд: «Скорая помощь для книжек»
Цель: развивать трудовую деятельность посредством ручного труда, Воспитывать терпение, аккуратность, старательность.
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Дидактические игры:
«Профессии»
Цель. Закрепить названия профессий и действий, которые совершаются ими.
«Кому что нужно для работы»
Цель: расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т. п., необходимых для работы людям разных профессий);
«Угадай, что я делаю»
Цель: Расширять представление детей о трудовых действиях. Развивать внимание;
«Покажи как это делать»
Цель: закрепить умение выполнять разные виды трудовой деятельности, закреплять навыки правильного выполнения трудовой деятельности, воспитывать уважение к труду людей;
«Правила гигиены»
Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причесывание, купание, формировать умения показывать эти
движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.
«Можно и нельзя»
Цель: закрепить правила обращения с книгами, воспитывать бережное отношение к книге.
Игра-соревнование
«Самый лучший дежурный недели», «Кто опрятней и аккуратней», «Все держим в чистоте».
Игра по познавательному развитию «Что? Где? Когда?» (профессии)
СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА
Игра «Школа»
Цель. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Обучение детей справедливо распределять роли в играх. Побуждение детей воспроизводить в играх бытовой и общественно полезный труд взрослых.
Игра «Библиотека»
Цель: Согласовывать собственный игровой замысел с замыслом сверстников, менять роли по ходу игры. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость библиотек. Расширять представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте. Развивать память, речь детей.
Игра «Семья»
Цель: побуждение детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Формирование ценных нравственных чувств (гуманности, любви, сочувствия и др.).
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОДУКТИВНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Аппликация «Закладка для книг»
Рисование «Кем работают мои родители»
Раскрашивание раскрасок по теме
Оформление стенгазеты «Как я помогаю дома»(фотографии)
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Т. Шорыгина «Сказка о трех братьях»
С. Михалков «А что у вас» В. Маяковский «Кем быть»
Д. Родари «Чем пахнут ремесла»
А. Барто «Девочка чумазая», «В школу»
К. Чуковский «Айболит»
Е. Пермяк «Для чего руки нужны»
В. Осеева «Сыновья»
Е. Серов «Стирка»
Чтение пословиц, загадок, стихов о профессиях.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Анкетирование «Трудовое воспитание в семье», «Семейное чтение»;
Консультация «Приобщение ребенка к труду в семье»;
Индивидуальные беседы;
Задание для родителей дома посадить один вид растения, наблюдать за ним совместно с ребенком за их ростом (лук, помидоры, перцы, пшеница)
Фотовыставка «Как я помогают дома»
III этап. Обобщающее – результативный
1. Фотоотчет по проделанной работе
2. Изготовление лепбука
3. Развлечение "Путешествие в мир профессий"
4. Фотовыставка «Я помощник в детском саду».
5. Презентация проекта «Трудиться - всегда пригодиться»
- показать родителям результаты работы по проекту «Трудиться - всегда пригодиться»
- поощрить активных участников проекта.
- привлечь родителей к активному сотрудничеству над проектом в следующем году.
ВЫВОДЫ:
Трудовое воспитание является очень важным и нужным для детей
дошкольного возраста. Реализация проекта расширить знания детей о труде, о его пользе, его необходимости в повседневной жизни, накопление практического опыта, формировании навыков и умений, быть самостоятельными и целеустремленными.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Буре Р. С., Година Г. Н. Учите детей трудиться. Пособие для воспитателя детского сада. М. ,1993. -207 с.
Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. - М. Мозаика-Синтез,2016.-128 с.
Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2005.
Воспитание дошкольников в труде. Под ред. В. Г. Нечаевой – М. : Просвещение, 1983г. с.
Интернет ресурсы
Приложение 1
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«О ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ В СЕМЬЕ»
Уважаемые родители в целях совершенствования образовательного процесса нам необходимо знать Ваше мнение.
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Распределены ли в вашем доме трудовые обязанности по обслуживанию семьи?
а)Да
б) Нет
2. Имеет ли ребенок трудовые обязанности в семье?
а) Да, конечно
б) Эпизодически
в) Постоянно
г) Не имеет
3. Как относится ребенок к их выполнению?
а) Выполняет охотно
б) Пассивен
в) Только за вознаграждение
4. Что включает в себя трудовая деятельность Вашего ребёнка?
а) самообслуживание
б) убирает игрушки
в) помогает мыть посуду
г) ничего не делает
д) другое (напишите, что именно)
5. Ваш ребенок дома убирает стол после игры, игрушки?
а) да, но только после напоминания
б) убирает, но только с моей помощью
в) убирает сам, без напоминания
г) не убирает вообще
6. Какие методы в воспитании трудолюбия используются вами дома?
а) собственный пример
б) поощрение
в) обучение
г) не занимаюсь таким воспитанием
д) другое (напишите, что именно)
7. В чём Вы видите наибольшие затруднения?
а) ребёнок не хочет выполнять трудовые поручения
б) задания взрослого забывает
в) не доводит начатое до конца; не проявляет себя при выполнении работы;
г) готов бросить дело при затруднении; сомневается,
д) затруднений нет
8. Поощряете ли Вы ребенка за выполнение трудового поручения?
а) Да
б) Нет
9. Наказываете ли Вы ребенка за невыполнение трудового поручения?
а) Да
б) Нет
в) Никогда
10. Привлекаете ли Вы ребенка к совместной работе?
а) Да
б) Нет
11. Занимается ли Ваш ребёнок трудом на свежем воздухе (уборка территории у дома или на даче, принимает ли посильное участие в родительских субботниках, помощь в огороде, саду и другое? ___
12. Кому, по Вашему мнению, принадлежит ведущая роль в воспитании детей, в том числе и в трудовом:
а) семье
б) детскому саду
в) семье и детскому саду?
13. Есть ли в семье разногласия во взглядах на трудовое воспитание ребенка?
а) Да
б) Нет
Приложение 2
ПОСЛОВИЦЫ О ТРУДЕ
1. Маленькое дело лучше большого безделья.
2. Поспешишь - людей насмешишь.
3. Не спеши языком - торопись делом.
4. Умелые руки не знают скуки
5. Сделал дело - гуляй смело.
6. Скучен день до вечера - коли делать нечего.
7. В деле не сила нужна, а умение.
8. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
ЗАГАДКИ
Он приучает детишек к порядку,
Он проверяет ребячьи тетрадки.
Научит детей, и писать, и читать,
И складывать цифры, и вычитать. (Учитель)
Отгадайте, что за диво:
Хоть она и молчалива,
Может много рассказать,
Разных знаний передать (книга)
Белый, а не снег
Пишет, но не карандаш
Его стирают, но это не одежда (мел)
Стоит огромный
Светлый дом.
Десятки тысяч
Книжек в нём (библиотека)
СТИХИ
ВЕТЕРИНАР
Звери, птицы, все, кто болен,
Кто здоровьем недоволен!
Вас зовёт ветеринар -
Перевяжет, даст отвар.
ДОЯРКА
Утром солнце светит ярко,
Молочко несёт доярка.
Тёплое, коровье,
Детям на здоровье.
ПРОДАВЕЦ
Мы приходим в магазин.
В нём обилие витрин.
Выбрать нужную покупку
Продавец поможет чуткий.
УЧИТЕЛЬ
В городах больших и сёлах
С утра звенит звонок
И спешат ребята в школу –
Начинается урок.
ДВОРНИК
Кто выходит спозаранку
Раньше всех людей во двор
И как будто бы выводит
На земле метлой узор?
БИБЛИОТЕКАРЬ
Если книжка изорвалась,
И обложка оторвалась,
Ей поможет книжный лекарь –
Звать его – библиотекарь.
В книжку он страничку вклеит,
И обложку к ней приклеит,
Станет книжка снова новой,
Станет целой и здоровой!
Приложение 3
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
«Профессии»
Цель. Закрепить названия профессий и действий, которые совершаются ими.
Ход игры. Вы задаете ребенку вопрос: " Что делает…. ?" и называете представителя любой профессии, а ребенок отвечает. Поначалу лучше брать профессии, из которых следует ответ - воспитатель воспитывает, пекарь печет, уборщик убирает. Перемежайте хорошо знакомые профессии с незнакомыми, заодно расскажите о неизвестных ребенку профессиях.
«Кому что нужно для работы?»
Цель: расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т. п., необходимых для работы людям разных профессий.)
Учителю - указка, учебник, мел, доска…
Повару – кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь…
Водителю – автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты…
Игра «Покажи, как это делать»
Цель: закреплять умения выполнять разные виды трудовой деятельности, закреплять навыки правильного выполнения трудовой деятельности, воспитывать уважение к труду людей.
Оборудование: два стола, инвентарь для манипуляций в видах деятельности.
Ход игры: Дети сидят полукругом. Правила игры: ребенок выходит к столу, на котором расположены разные предметы для выполнения разных видов деятельности. Воспитатель просит ребенка: «Покажи, пожалуйста, всем нам, как нужно правильно протирать листья у цветов», «Покажи, пожалуйста, всем нам, как нужно правильно складывать вещи» и так далее