Оксана Миляева
Коррекционно-образовательная деятельность по обучению грамоте с использованием игровых технологий «Буква Л, звуки [л]-[л’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Буква Л, звуки Л/Ль
Цель: Знакомство с буквой Л, дифференциация звуков Л ЛЬ.
Задачи:
Коррекционно-образовательные :
- закрепить навыки правильного произношения звуков Л и ЛЬ в речи детей;
- развивать фонематический слух и восприятие, слуховую память;
- совершенствовать навык звукового и слогового анализа слов;
- закрепить навык чтения слогов/слов;
- упражнять детей в делении слов на слоги;
Темочки:
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- моделировать букву Л из шнурочков и элементов мозаики, графически изображать букву;
- упражнять в составлении предложений по опорным картинкам.
Коррекционно-развивающие :
- развивать логическое мышление, творческое воображение;
- развивать речевой слух, внимание и зрительную память;
Коррекционно-воспитательные :
- воспитывать мотивацию к обучению;
- воспитывать самоконтроль за речью.
Здоровьесберегающие:
- формировать навыки правильного дыхания;
- развивать мелкую и общую моторику и пространственные представления;
Оборудование:
Мозаика, шнурочки, цветные мелки, доска, кубики, прищепки и верёвка, «платочки» с изображением предметов, в названии которых звуки Л/ЛЬ, дидактические пособия: «Домики» (с мягкими и твердыми согласными звуками, «Паровозик» (для определения места звука в слове, предметные картинки (в названиях звуки Л, ЛЬ) пеналы (звуковой анализ, цветные карандаши, листы А4, интерактивная доска (интерактивная игра «Найди букву» (буква Л в движущихся мыльных пузырях)
Ход образовательной деятельности:
1. Орг. момент: Нейрогимнастика «Ладошки-ножки-кулачки» и «Пропой словечко» (Вдохнуть и на выдохе плавно произнести заданное слово).
2. Игровое задание «Ушки на макушке» - логопед, утрированно произнося звук Л, перечисляет слова, начинающиеся со звука Л (лак, лук, лужа, ласточка, ладошка, лошадь) дети отвечают, какой звук в начале всех этих слов, произносят его.
3. Характеристика звука Л и выбор «домика».
4. Игровое задание «Ушки на макушке» - логопед, утрированно произнося звук ЛЬ, перечисляет слова, начинающиеся со звука ЛЬ (лиса, листва, лёд, лягушка, леденец, липа., дети отвечают, какой звук в начале всех этих слов, произносят его.
5. Характеристика звука ЛЬ, выбор домика.
6. Игровое задание «Домики» : дети выбирают карточки, называют изображённый предмет, определяют твёрдость/мягкость звука (Л/Ль) и помещают карточки в соответствующий «домик».
7. Игровое задание «Платочки» : дети выбирают «платочки» с изображением предметов, называют изображение, определяют твердость/мягкость звука Л/Ль, и количество слогов (хлопками/при помощи кубиков, закрепляют «платочки» на верёвке прищепками – их количество соответствует количеству слогов в слове.
8. Динамическая пауза с элементами психогимнастики «Утро» :
«Спят котята, спят зайчата»
Сидят на корточках, ладошки под щёчкой, глаза закрыты
«Утро! Солнышко проснулось!»
Встали, потянулись, открыли глаза
«Эй, котята, эй, зайчата!»
На месте изобразили мягкий шаг котят и прыжки зайчат
«Вы друг другу улыбнулись!»
Взялись за руки и, улыбаясь, посмотрели на товарища слева и справа
«Вы умылись? Вы оделись?»
Пантомимой показали умывание, одевание
«А, позавтракав, наелись?»
Надув щёки, погладили живот
«Рюкзаки вы все забрали?»
Пантомимой показывают, что рюкзаки на спинах
«И к перрону побежали!»
Побежали
9. Игровое задание «По вагонам!» : дети выбирают карточки, называют изображенный предмет/объект, определяют место звука Л/Ль, его мягкость/твёрдость, размещают в «вагоне» «Паровозика» в соответствии с местом звука в слове; составляют предложение со словом- названием предмета, изображенного на карточке; с использованием нескольких карточек, находящихся в «вагонах».
10. Звуковой анализ слов «ЛУК», «ЛЕС» (пеналы, один ребёнок работает у доски.
11. Интерактивная игра «Найди букву» (на Интерактивном образовательном комплексе) : на экране буква Л, рассмотрев букву, дети «лопают» мыльные пузыри, в которых изображена буква Л.
12. Зрительная гимнастика «Глазки отдыхают» : не поворачивая и не наклоняя головы, дети следят взглядом за демонстрируемым предметом (вверх, вниз; влево – вправо, круговое движение по и против часовой стрелки; закрыть глаза, открыть глаза).
13. Игровое задание «Вот какая буква!» : на доске изображение буквы Л, логопед мелом демонстрирует начертание буквы, комментируя направление линий, дети дублируют действия педагога в воздухе, на столах изображение дублируется при помощи шнурочков/мозаики (по выбору). Читают слоги прямые и обратные (с доски)
14. Пальчиковая гимнастика «Лапки – царапки» (сжать – разжать кулачки, поочерёдно загнуть каждый пальчик – «спрятать коготок»).
15. Игровое задание «Фантазёры» : дети на листах формата А4 изображают букву Л (цветные карандаши, сохраняя узнаваемый образ, но добавляя декоративные фантазийные элементы.
16. Игровое задание «Если слово написать, то про Л не забывать!» - детям предлагается представить, что его «фантастически» красивую букву хотят написать в слове, какое бы слово они выбрали для своей буквы? (произносят слова с Л/Ль, отмечают твердость/мягкость звука, его место в слове).
17. Итог. Дети отмечают, какие этапы занятия им понравились, что вызвало затруднения и почему, что хотели бы добавить в следующее занятие.