Светлана Бражникова
Реализация педагогических условий по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
. Главная задача педагога помочь детям в формировании повышения уровня развития познавательных процессов. Создать более комфортные, психологически защищенные, для детей условия обучения и воспитания в дошкольной образовательной организации. Организовать предметно-развивающую среду, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников.
Публикация «Реализация педагогических условий по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Следовательно, нами была разработана и организована система занятий, с применением дидактической игры, направленная на усовершенствования развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста.
А также была организованна работа с родителями, с применением различных методических форм работы, с целью формирования положительного процесса развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО детский сад №14 города Урай, Тюменской области.
Цель занятий: развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
• коррекция зрительной, слуховой образной памяти;
• коррекция долговременной и кратковременной образной памяти;
• повышение познавательного интереса;
• развитие речевой деятельности и др. ;
• оказание родителям, консультативной помощи в необходимости воспитания ребенка с учетом возрастных закономерностей развития и индивидуальных особенностей.
Объем занятий был рассчитан на 4 месяца.
Форма работы: индивидуально-групповая.
Данная система занятий была реализована в период с 1октября 2014г. по 1 февраля 2015г., и апробирована на базе ДОО детский сад №14 города Урай, Тюменской области.
Мы определили перспективный план работы с дошкольниками и их родителями, направленный на организацию развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста.
Таблица 1 - Система занятий по развитию познавательных процессов, с применением дидактической игры, направленная на усовершенствования развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
№ п/ п Тема Цель: Форма работы
ОКТЯБРЬ
1. Дидактическая игра «Запомни животное» Формирование кратковременной памяти у детей. Индивидуальная
2. Дидактическая игра «Найди цветок для бабочки» Развитие кратковременной памяти у детей. Групповая
3. Дидактическая игра «Кто здесь лишний» Коррекция произвольной памяти у детей. Групповая
4. Дидактическая игра «Овощи в корзинке» Вызвать интерес у детей, учить подбирать предмет по форме. Коррекция зрительно-образной памяти. Групповая
5. Дидактическая игра «Что растет на огороде» Формирование непроизвольной образной памяти. Индивидуальная
6. Дидактическая игра «Угощение для матрешки» Учить детей подбирать нужную форму к предмету. Формирование кратковременной образной памяти. Групповая
7. Дидактическая игра «веселый счет» Формирование непроизвольной образной памяти. Групповая
8. Дидактическая игра «Домик для собачки» Учить детей подбирать нужный предмет по форме. Развитие кратко временной образной памяти Индивидуальная
НОЯБРЬ
9. Дидактическая игра «Раз грибок, два грибок.) Учить детей подбирать цвет по форме листа. Развитие кратковременной зрительно-образной памяти. Групповая
10. Дидактическая игра «Украшение для Маши» Учить подбирать правильную фору предмета. Развитие кратковременной образной памяти. Индивидуальная
11. Дидактическая игра «Домашние животные» «Кто живет в хлеву» Развитие слуховой образной памяти Групповая
12. Дидактическая игра «Одень Ваню на прогулку» Учить правильно, подбирать величину предмета. Коррекция слуховой, образной памяти Индивидуальная
13. Дидактическая игра «Ежик в осеннем лесу» Учить правильно, подбирать величину и цвет предмета. Формирование образной зрительно-образной памяти. Групповая
14. Дидактическая игра «Листопад» Учить правильно, располагать формы предмета на листе бумаги. Формирование зрительно-образной памяти. Групповая
15. Дидактическая игра –художественное слово «Сапожки для Петушка» Формирование долговременной памяти. Индивидуальная
16. Дидактичная игра-потешки от Машеньки Формирование долговременной памяти. Групповая
ДЕКАБРЬ
17. Дидактическая игра «В гостях у Медведя» Формирование непроизвольной образной памяти. Индивидуальная
18. Дидактическая игра «Орешки для Белочки» Развитие непроизвольной образной памяти Групповая
19. Дидактическая игра «Забор вокруг дома». Развитие долговременной памяти у детей. Индивидуальная
20. Дидактическая игра «Коврик для щенка» Учить детей правильно подбирать форму и величину предмета. Развитие кратковременной памяти у детей. Групповая
21. Дидактическая игра «Шарики для елочки» Учить детей правильно подбирать цвет и величину предмета. Развитие зрительной образной памяти. Групповая
22. Дидактическая игра «Снеговик» Учить правильно, подбирать форму и величину предмета. Развитие образной памяти. Групповая
23. Дидактическая игра «Снег-снежок» Учить детей правильно подбирать цвет и располагать величину предмета на бумаге. Развитие зрительно-образной памяти у детей. Групповая
24. Дидактическая игра «Животные. Где, чей домик?» Учить детей правильно подбирать форму предмета. Развитие кратковременной памяти у детей. Индивидуальная
ЯНВАРЬ
25. Дидактическая игра «Птички зернышки клюют» Учить детей подбирать правильно фору и величину предмета. Развитие слуховой памяти у дошкольников. Индивидуальная
26. Дидактическая игра «Птички-невелички» Учить аккуратно, подбирать готовые формы. Развитие слуховой памяти у детей. Групповая
27. Дидактическая игра «Чайный сервиз» Учить детей правильно подбирать форму и цвет предмета. Развитие образной памяти. Индивидуальная
28. Дидактическая игра «Цветик-семицветик» Учить детей правильно подбирать цвет предмета. Развитие слуховой памяти у детей. Групповая
29. Дидактическая игра «Флажок» Учить детей правильно подбирать форму и цвет предмета. Развитие образной, слуховой памяти. Групповая
30. Дидактическая игра «Что мы знаем о цветах» Приучать к усидчивости, рассматриванию и запоминанию ярких цветов на картинке. Развитие кратковременной памяти у детей. Групповая
31. Дидактическая игра «Разноцветный коврик» Продолжать учить детей правильно подбирать готовые формы и наносить. Развитие зрительно-образной памяти у детей. Групповая
32. Дидактическая игра «Рыбки» Закрепление понятий: величина, форма и цвет предмета». Развитие зрительной памяти у детей. Индивидуальная
Данная система дидактических игр была составлена из системы дидактических игр Л. А. Венгера по психическому развитию старших дошкольников. Образовательная деятельность педагога с детьми проходила в естественных условиях в группе детского сада, оснащенном необходимым оборудованием, позволяющем реализовывать организацию развития познавательных процессов детей в различных видах деятельности. Развитию познавательной активности старших дошкольников способствовала атмосфера доброжелательности, сотрудничества, взаимопонимания, которая устанавливалась между педагогом и детьми.
Особое внимание было уделено важности участия родителей в реализации системы занятий по развитию познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста.
В данном дошкольном учреждении сложились партнерские отношения. Родители являются активными участниками образовательного процесса : проводят игры, совместные прогулки, экскурсии, занятия, участвуют в развлечениях, праздниках.
Совместно с педагогами дошкольной образовательной организации, нами была проведена целенаправленная работа с родителями по развитию познавательной активности у детей :
• Родительские собрания «Развитие психических процессов в старшем дошкольном возрасте : средства, формы, методы»; «Развитие психических процессов средствами дидактической игры».
• Семинар-практикум «Волшебная шкатулка дидактических игр».
• Семейный смотр-конкурс чтецов «По страницам А. С. Пушкина»
• Оформили выставку методической литературы, дидактических игр, пособий по развитию психических процессов у старших дошкольников.
• Разработали практические рекомендации «Веселая дидактика», «Игровые комплексы для детей старшего возраста», «Формирование зрительно-слуховой образной памяти», «Развиваем речь- тренируем память ребенка».
• Консультации индивидуального и группового плана по развитию психических процессов у старших дошкольников и др.