Светлана Аникеева
Консультация «Коррекционная программа развития мышления детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Данная коррекционная программа предназначена для детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста.
Задачи
2. Развитие речи
3. Развитие воображения
4. Развитие памяти
5. Развитие ловкости движений
Публикация «Консультация „Коррекционная программа развития мышления детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
6. Развитие мышления
7. Развитие умения ориентироваться на плоскости
8. Развитие творческих способностей
Форма проведения – групповая.
Сроки реализации программы- данная коррекционная программа должна быть реализована в течении 5 недель после начала занятий (т. е. 1 занятие в неделю)
Коррекционная программа включает 5 занятий по 4 упражнения.
При составлении коррекционной программы были учтены следующие принципы коррекции
1 П-п коррекции “сверху-вниз”
-коррекционная программа строится с опорой на зону ближайшего развития ребенка, носит опережающий характер и нацелена ан своевременное формирование психологических новообразований
2 П-п коррекции “снизу-вверх”
- коррекция ребенка строится на упражнении и тренировки уже имеющихся психологических способностей
3 П-п усложнения материала
- работа строится от более легких заданий к более сложным
Занятие 1
Цель- развитие мышления, восприятия.
Задачи
• развитие восприятия формы и цвета
• развитие наблюдательности, умения анализировать предмет и явления
• развитие речи и мышления
• развитие творческих способностей, воображения
Упражнение 1
Цель- развитие восприятия формы, цвета “кто наблюдательнее”
Ход
Дети по очереди должны назвать по 5 предметов определенной формы или цвета (что задал взрослый)
Упражнение 2
Цель- развитие наблюдательности, умения анализировать предметы и явления
Материал –карточки с изображением предметов “найди общее”
Ход
Детям показывается по 2 карточки. Они должны сказать, что общего между этими предметами
Упражнение 3
Цель – развитие речи и мышления
Материал – карточки с изображением предметов (либо ничего) “подбор прилагательных”
Ход детям называется слово (или показывается картинка, дети должны назвать признаки, характерные для этого предмета
Например, кукла- красивая, новая, любимая, пластмассовая, интересная
Упражнение 4
Цель
Развитие творческих способностей, воображения
Материал – листы с изображением 5 листов и 5 квадратов ‘’дополни фигуру”
Ход
Детям раздаются листы, на которых они должны нарисовать что-нибудб, используя как основу предложенный рисунок
Например, круг – солнце, пуговица, тарелка
Занятие 2
Цель - Развитие мышления, речи
Задачи
• Развитие умения задавать и конкретизировать вопросы
• Развивать навыков прямого и обратного счета
• Развитие речи, внимания
Упражнение 1
Цель развитие речи и мышления “что бывает”
Ход
Детям по одному называются прилагательные. А дети должны назвать как можно больше существительных, обладающих этим признаком
Например, радостный – праздник, день, человек…
Упражнение 2
Цель
Развитие мышления, умения задавать и конкретизировать вопросы
Материал – набор карточек с изображением предметов “угадай, что я загадал”
Ход
Один ребенок выбирает карточку, а другой должен задавать ему вопросы и угадать, что изображено на карточке
Упражнение 3
Цель
Развитие мышления, навыков прямого и обратного счета
Материал – карточки с изображением цифр от 1 до 10 (20) “вверх-вниз”
Ход
Вытаскивается по одной карточке и ребенок должен продолжить считать до 10 с этой цифры, которую вытащили. Затем также можно считать в обратном порядке
Упражнение 4
Цель
Развитие речи, внимания
Материал - мяч “продолжи слово”
Ход
Бросается мяч ребенку, ведущий произносит половину слова, а ребенок должен закончить слово
Занятие 3
Цель – развитие мышления, распределения внимания
Задачи
• Развитие внимания, быстроты реакции
• Развитие воображения, творческого мышления
• Развитие операция анализ и синтеза
• Развитие цветовосприятия, умения ориентироваться на плоскости
Упражнение 1
Цель
Развитие внимания. Быстроты реакции “цвет”
Ход
Выбирается водящий из детей. Он становится спиной к детям. Ребенок громко называет цвет и быстро поворачивается к детям. Те у кого в одежде есть этот цвет или есть предмет этого цвета, должны ухватиться за этот предмет. Дети, у которых нет этого цвета убегают. Тот кого поймал водящий сам становится водящим.
Упражнение 2
Цель
Развитие воображения, творческого мышления “как это можно использовать”
Ход
Взрослый называет какой либо предмет. а дети должны сказать, как его можно использовать
Например, газета- читать, писать. Построить кораблик, постелить на пол…
Упражнение 3
Цель
Развитие мышления, операций анализа и синтеза
Материал – набор картинок с изображением всевозможных предметов “поезд”
Ход
Картинки складываются в центре стола. Детям предлагается построить поезд из картинок, складывая их на основе сходства каких-либо признаков
Например. Помидор +огурец –они овощи, мячик+ солнце – они круглые
Упражнение 4
Цель
Развитие цветовосприятия, умения ориентировать на плоскости
Материал – квадрат 5*5 клеток, окрашенными в разные цвета “муха”
Ход
Детям говорится, что муха сидит в центре (показывают центр), затем говорят, что муха вышла погулять и называют маршрут мухи (в каком направлении и насколько продвинулась). После нескольких ходов дети должны сказать. На клетке какого цвета сидит муха, клетка какого цвета находится справа, слева…
Занятие 4
Цель – развитие памяти, внимания. Мышления
Задачи
• Развития памяти, умения сосредотачиваться на деталях
• Развитие умения видеть в одном и том же предмете противоречия, противоположные свойства
• Развитие ловкости движений, мышления
• Развитие внимания. Зрительной памяти
Упражнение 1
Цель
Развитие памяти, умения сосредотачиваться на деталях
Материал – картинки с изображением различных предметов “опиши по памяти”
Ход
Детям показывается какая-либо картинка. за 30 секунд они должны внимательно рассмотреть ее. Затем детям задаются вопросы, касающиеся деталей изображения
Упражнение 2
Цель
Развитие умения видеть в одном и том же предмете противоположные свойства, находить противоречия
Материал - карточка с набором слов “и хорошо и плохо”
Ход
Взрослый предлагает детям, пользуясь категоричными “хорошо” и “плохо”, оценивать явления природы, действия или предметы
Упражнение 3
Цель
Развитие ловкости движений, развитие мышления
Материал - мячик “я знаю”
Ход
Ребенок кидает мяч рядом стоящему и говорит “я знаю 5 …” (цветов, городов, овещей, цифр, букв)
Упражнение 4
Цель развитие внимания, зрительной памяти
Материал – палочки (спички, листы бумаги, карандаши “как упали палочки”
Ход
Взрослый бросает палочки на стол (в коробку). Дети должны посмотреть и запомнить как упали палочки. Затем дети должны нарисовать на листе бумаги тот рисунок, который получился из палочек (другой вариант – дети должны сложить из палочек такой же рисунок)
Занятие 5
Цель – развитие воображения. Мышления
Задачи
• Развитие мышления, воображения
• Развитие речи
• Развитие творческих способностей
• Развитие выразительности движений
Упражнение 1
Цель
Развитие мышления, воображения
Материал – карточки с написанными на них 2 признаками предметов
Теплый, пушистый
Зеленый, ароматный
Сладкий, мягкий
Звонкий. Веселый
Черный, мрачный “три предмета”
Ход
Детям предлагается назвать по 3 предмета, которые включают по 2 признака
Например, прозрачный, голубой – небо, вода, хрусталь
Упражнение 2
Цель
Развитие речи, воображения
Материал - мяч “мячик с путаницей”
Ход дети сидят кругом. Взрослый называет одушевленное существительное, кидает мяч ребенку, ребенок кидает мяч обратно, назвав при этом глагол, который абсолютно не подходит по смыслу к этому существительному
Например, собака – мяукает, медведь – чирикает, врач – стрижет…
Упражнение 3
Цель
Развитие воображения
Материал – карточки с предложениями “если бы да кабы…”
Ход
Взрослый читает детям предложение, которое начинается словами “если бы…”. дети должны закончить предложение.
Упражнение 4
Цель
Развитие творческих способностей, воображения, выразительности движений “зоопарк”
Ход
Дети становятся в круг, и каждый по очереди показывает движения, которые совершают задуманные животные. Другие дети угадывают это животное. Ребенок должен показывать только движение.