Марина Матвеева
Педагогическая диагностика социально-коммуникативного развития (развития жизненных компетенций) у старших дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Критерии составлены на основании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и программы Е. А. Екжановой и Е. А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»
Учитель-дефектолог М. Н. Матвеева
«Социальное воспитание умственно отсталого ребёнка является единственно состоятельным научным путём его воспитания» Л. С. Выготский.
Публикация «Педагогическая диагностика социально-коммуникативного развития (развития жизненных компетенций) у старших дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах
- Диагностика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Цель: диагностика и отслеживание динамики развития уровня жизненной компетенции воспитанников группы компенсирующей направленности.
Форма проведения: метод наблюдения.
Срок проведения: сентябрь, январь, май каждого учебного года
Проводят: воспитатели группы, специалисты.
Использована карта наблюдения, составленная по содержанию социально-коммуникативного развития воспитанников.
Основные критерии:
I. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни :
1. Развитие культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания (самостоятельность и независимость выполнения в быту;
2. Адекватность представлений о здоровом образе жизни (выполнение физических упражнений, правильное и культурное питание);
3. Умение использовать вещи в соответствии с их функциональным назначением;
4. Умение включаться в разнообразные повседневные дела (хозяйственно-бытовой труд, труд в природе).
II. Представления о себе, семье, обществе:
1. Умение называть имя, фамилию, половую принадлежность, возраст, адрес;
2. Знание частей своего тела, их функционального назначения;
3. Умение называть родителей по имени и отчеству, понимание родственных связей;
4. Представление о городе, стране (названия);
5. Представления о школе и деятельности в ней;
6. Представления о профессиональной деятельности людей, уважение к труду взрослых.
III. Овладение навыками коммуникации:
1. Владение средствами коммуникации (невербальная, жестовая, знаковая, звукокомплексная, фразовая речь);
2. Умение взаимодействовать со взрослыми в быту и на занятиях;
3. Умение эмоционально - положительно взаимодействовать и общаться со сверстниками в совместной деятельности (игровой, конструктивной, изобразительной, трудовой);
4. Участие в совместной драматизации сказок;
5. Участие в праздниках и коллективно-досуговой деятельности.
IV. Усвоение моральных и нравственных ценностей:
1. Адекватные формы поведения в знакомых ситуациях, на прогулке, в группе;
2. Адекватные способы взаимодействия со сверстниками в повседневной жизни, с предметами окружающего мира, с взрослыми;
3. Элементарная самооценка своих поступков и действий;
4. Навыки безопасного поведения в быту, на улице, в транспорте;
5. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
Уровень развития и формирования жизненной компетенции оценивается по пятибалльной системе:
Высокий уровень – 5 баллов
Умение проявляется всегда, сформировано осознанно.
Средний уровень – 4 балла
Умение проявляется часто, адекватно понимается.
Ниже среднего уровень – 3 балла
Умение проявляется, но не во всех ситуациях, недостаточно понимается.
Низкий уровень – 2 балла
Умение проявляется редко, понимается с трудом.
Крайне низкий уровень – 1 балл
Умение не проявляется никогда, ребенок не понимает.