Алла Богданова
Коррекция звукопроизношения при дизартрии
▼ Скачать + Заказать документы
Система логопедического воздействия при дизартрии имеет
комплексный характер: коррекция звукопроизношения должна сочетаться с
формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексикограмматической стороны речи и связного высказывания. Спецификой работы
является сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и
гимнастикой, логопедической ритмикой, а так же довольно часто и с общей
Публикация «Коррекция звукопроизношения при дизартрии» размещена в разделах
лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозными лечением.
Логопедическая работа с детьми с дизартрией базируется на знании
структуры речевого дефекта при различных формах дизартрии, механизмов
нарушения общей и речевой моторики, учёте личностных особенностей
детей.
Основные задачи логопедической работы с детьми, страдающими
дизартрией при обучении правильному звукопроизношению :
1) развитие артикуляционной моторики,
2) речевого дыхания,
3) постановка звуков,
4) закрепление звуков в речи,
5) дифференциация звуков [6].
Отметим, что в современном мире уже разработан ряд классических
методик, которые уже нашли широкое применение в логопедии, написанных
знаменитыми исследователями О. В. Правдиной, Г. В. Чиркиной,
Е. М. Мастюковой и М. В. Ипполитовой. Коррекция звукопроизношения
осуществляется с опорой на различные методы: наглядные, словесные,
практические.
Традиционно авторами выделяются 3 этапа коррекционной работы над
звукопроизношением :
Первый этап - подготовительный - основные его цели:
- Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной
мускулатуры. С этой целью логопед проводит дифференцированный
логопедический массаж.
- Нормализация моторики артикуляционного аппарата. С этой целью
логопед проводит дифференцированные приемы артикуляционной
гимнастики. Пассивные упражнения, выполняемые самим логопедом,
направлены на вызывание кинестезий. Активная артикуляционная
гимнастика постепенно усложняется и добавляются функциональные
нагрузки. Такого плана артикуляционная гимнастика направлена на
закрепление кинестезий и на улучшение качества артикуляционных
движений. Отрабатываются такие качества артикуляционных движений, как
точность, ритмичность, переключаемость и др.
- Нормализация голоса. С этой целью проводятся голосовые
упражнения, которые направлены на вызывание более сильного голоса и на
модуляции голоса по высоте и силе. Интересные упражнения можно
заимствовать из работ Л. В. Лопатиной [36].
- Нормализация речевого дыхания. С этой целью логопед проводит
кратковременные упражнения по выработке более длительного, плавного,
экономного выдоха. Затем закрепляют новые навыки в ортофонических
упражнениях, объединяющих артикуляционные, голосовые и дыхательные
упражнения воедино. Такой тренинг готовит артикуляционный, голосовой и
дыхательный аппараты к формированию у детей новых произносительных
умений и навыков.
- Нормализация просодики. Это направление на первом этапе является
менее всего разработанным. В специальной литературе встречаются
описания просодической стороны речи у детей с дизартрией : это такие
нарушения, как тихий и смодулированный голос, нарушения темпа речи и
тембра голоса, бедные интонации, плохая разборчивость речи, отсутствие
пауз и логических ударений и другие симптомы просодики. В методической
литературе эти разделы представлены лишь декларациями о необходимости
нормализации просодики.
- Нормализация мелкой моторики рук. С этой целью проводится
логопедом пальцевая гимнастика, направленная на выработку тонких
дифференцированных движений в пальцах обеих рук. Известна взаимосвязь
ручной и артикуляционной моторики. Целенаправленная и последовательная
стимуляция мелкой моторики рук не только способствует улучшению
артикуляционной базы, но и обеспечивает подготовку руки ребенка к
овладению графомоторными навыками.