Людмила Хахова
Коррекция нарушений в развитии дошкольников посредством музыки и движений
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание здорового, физически и духовно развитого подрастающего поколения относится к числу глобальных проблем, имеющих жизненно – важное значение для всего человечества. Забота о здоровье детей, сохранение и укрепление которого составляет одну из задач гармоничного развития, должна находить свое отражение в воспитательной и образовательной работе с дошкольниками. Одной из задач деятельности музыкального руководителя дошкольного учреждения, считаю, должна стать работа по преодолению детьми барьеров в общении, развитии лучшего понимания себя и других, снятию психического напряжения, созданию возможностей для самовыражения.
Публикация «Коррекция нарушений в развитии дошкольников посредством музыки и движений» размещена в разделах
Музыка – как сказочная вода: она может быть живой или мертвой. Она способна вдохновлять на подвиги и побуждать к размышлениям, поднимать кровяное давление и вызывать депрессии. С помощью музыки можно передавать свое эмоциональное состояние, улучшать рост растений, создать свою философию. Одним из интереснейших и перспективных направлений применения музыки в дошкольном учреждении является музыкотерапия, под которой подразумевается создание такого музыкального сопровождения, которое наиболее эффективно способствовало бы коррекции психофизического статуса детей, имеющих те или иные проблемы в развитии, в процессе их двигательно-игровой деятельности.
Это направление носит как коррекционную, так и профилактическую направленность и может широко применяться в работе со здоровыми детьми. Пока можно обозначить лишь несколько методических аспектов музыкотерапии : гармонизация степени возбуждения центральной нервной системы у детей.
1) Заторможенные малыши с вялыми двигательными и эмоциональными проявлениями нуждаются в соответствующей стимулирующей музыке, которая повышала бы генерацию возбуждения в коре головного мозга ребенка и стимулировала бы таким образом его общий жизненный тонус. Для таких детей можно рекомендовать произведения подвижного, быстрого темпа. Однако здесь необходим разумный методический подход. Дело в том, что постоянно звучащая стимулирующая музыка может вызвать у них реакцию отторжения, неприятия.
2) Возбужденные дети, наоборот, нуждаются в периодическом прослушивании музыкальных композиций с умеренным, медленным темпом, снижающих общее гипервозбужденное состояние коры головного мозга. Это своего рода успокаивающая музыка.
3) Дистонический тип представлен детьми, у которых в течение дня может происходить резкая смена состояния нервной системы: от выраженной агрессии до полнейшей апатии. Таким малышам требуется стабилизирующая музыка умеренного характера с акцентами, одинаковым уровнем громкости звучания.
Конечно, следует признать, что такое деление музыки на стимулирующую, успокаивающую и стабилизирующую в определенной степени условно. Очень многое зависит от конкретного состояния ребенка в конкретный момент и от умелых методических действий творчески работающего педагога.
Терапевтический эффект музыки может быть в значительной мере усилен, если применять оречевление, то есть словесный комментарий определенной музыкальной композиции, вызывающий соответствующие ассоциации у детей в конкретной двигательно-игровой ситуации.
В настоящее время рождается много детей с нарушением в развитии. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи. Основополагающий принцип проведения занятий с детьми логопатами – взаимосвязь речи, музыки и движения. С целью умения детей соотнести речь с движением применяется логоритмика. Именно музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия. Логоритмическое воздействие на детей с речевыми нарушениями проходит в рамках коррекционного обучения, которое ускоряет формирование отставших от возрастной нормы некоторых функций или их систем с помощью специальных методов: подвижных игр, музыкальных ритмов, выполнения движений по речевой инструкции.
На логоритмических занятиях решаются следующие задачи:
- активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного восприятия;
- увеличение объема памяти;
- развитие двигательного и артикуляционного праксиса;
- развитие двигательных кинестезий;
- развитие соматопространственной ориентации и зрительно-моторных координаций.
Впервые система музыкально - ритмических движений была разработана известным швейцарским музыкантом-педагогом Э. Жаком – Далькрозом. Эта система получила во многих странах широкое признание, особенно в области дошкольного и младшего школьного обучения. Метод Далькроза очень прост: используя специальные тренировочные упражнения, развивать у детей с дошкольного возраста музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений.
Известный продолжатель идей Далькроза немецкий музыкант и педагог К. Орф использовал на своих занятиях сочетание слов, музыки и движения. Элементы его метода отражены в «Программе по музыкальному воспитанию в детском саду» и могут быть использованы в работе с детьми, требующими двигательной и речевой реабилитации. Речь, музыка и движение должны быть очень тесно взаимосвязаны, дополнять друг друга. Благодаря этим трем компонентам активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные. И в результате педагог добивается не только чистоты интонирования, но, главное, выразительности в пении детей. Кроме того, слаженность этих трех компонентов помогает развивать детские эмоции, которые, в свою очередь, положительно сказываются на разработке детской мимики.
Музыкально - ритмические движения с пением позволяют тренировать различные группы мышц и тем самым совершенствовать координацию движений. Музыка, сопровождающая упражнения, влияет также и на качество исполнения - улучшает пластичность движений, придает им мягкость и выразительность. Слушая музыку, ребенок учится различать ее динамические оттенки, определять темп, ритм, а также подчинять свои движения всем музыкальным изменениям. Таким образом, у ребенка происходит коррекция и улучшение двигательных навыков, что крайне важно для успешного направления речевых нарушений.
О влиянии мануальных воздействий на развитие человеческого мозга известно давно. Китайские специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармонию тело и разум, развивают психику и речь. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В рифмованных пальчиковых и жестовых играх содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Такие забавы очень увлекательны. Они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Веселые стихи, сопровождающие игру, способствуют созданию хорошего настроению, интереса к игре, развитию чувства ритма малышей и легко запоминаются. Систематические упражнения по тренировке пальцев являются средством стимуляции активности коры головного мозга, что в свою очередь способствует развитию мышления и звукопроизношения. Главный принцип достижения эффективности в работе - индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности.
Литература
1. Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. - СПб. ; издательство «Детство-Пресс»,1999.
2. Воронова А. Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Москва, изд-во «ТЦ Сфера»,2006.
4. Савельева Е. А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. СПб. ; издательство «Детство-Пресс»,2011.