Марина Ревина
Роль подвижных игр в развитии движений детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма. Достаточное насыщение свободного времени детей играми содействует общему и всестороннему развитию.
Публикация «Роль подвижных игр в развитии движений детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В процессе двигательной активности дети старшего дошкольного возраста познают себя, своё тело, знакомятся с его строением, свойствами, возможностями, изучают способы перемещения в пространственно-временной среде. Двигательная активность детей шести лет становится более осознанной и разнообразной. По мере формирования двигательных навыков и умений у них проявляется значительный интерес к спортивным играм и упражнениям. Во время подвижных игр дети познают окружающую действительность, получают при этом «мышечную радость». Хорошая двигательная подготовка ребёнка является залогом его заинтересованного отношения в своём дальнейшем физическом совершенствовании. Она доставляет ребёнку радость владения своим телом, умения действовать ловко, смело, решительно; вызывает уверенность в своих силах. В играх дети могут делиться на группы, а также выполнять уже несколько разных ролей (пастух, волк и гуси в игре «Гуси-лебеди»).
Большое место в старших группах начинают занимать бессюжетные игры типа «Ловишки», а также игры с элементами соревнования («Кто быстрее добежит до флажка», «Попади в обруч» и т. д.). правила в играх становятся сложнее и требуют большей точности в их выполнении, большого внимания детей, выдержки, умения быстро реагировать на сигналы, произвольно ограничивать свои действия (убегать в определённом направлении; будучи пойманным, отходить в сторону и т. д.). Правила игры способствуют формированию у ребёнка умения управлять своим поведением. Эмоциональность подвижных игр, заинтересованность детей приводит к тому, что старшие дошкольники всё чаще организуют их самостоятельно, по собственной инициативе. При активном участии детей происходит и распределение ролей, они сами выбирают ведущих. Старшие дошкольники достаточно хорошо владеют двигательными умениями, поэтому в играх эти умения совершенствуются. Наличие интереса к игре, желание выиграть помогает сосредоточить внимание, активизировать восприятие, мышление, память, воображение. Детям 6-го года жизни доступно овладение сложными видами движений. Во время ходьбы в этом возрасте у большинства детей наблюдаются согласованные движения рук и ног, уверенный широкий шаг и хорошая ориентировка в пространстве. Бег ребёнка 5-6 лет отличается прямолинейностью, возрастающей равномерностью и стремительностью, но некоторые элементы бега ещё не отработаны и ограничивают его эффективность. К 7 годам у дошкольников бег становится правильным: поза непринуждённая, голова приподнята, плечи не разворачиваются, движения рук и ног согласованы. Дети осваивают различные способы бега. Они упражняются в разных видах прыжков (в длину с места, в высоту и в длину с разбега, вверх). У них значительно улучшается согласованность и энергичность движений рук и ног при отталкивании, увеличивается фаза полёта и дальность прыжка.
В результате многократных тренировок в ползании и лазанье у ребят совершенствуется техника выполнения заданий разнообразными способами (приставным, попеременным шагом и т. д.). К 6 годам дошкольники владеют всеми способами катания, бросания, ловли, метания мяча в цель и вдаль. Они ловко передают и перебрасывают друг другу мяч двумя руками снизу, от груди сверху, а также с отскоком от земли. Совершенствуются навыки ведения мяча правой и левой рукой. Старшие дошкольники осваивают технику выполнения простых элементов спортивных игр (баскетбол, бадминтон, теннис, футбол).
Ко времени поступления в школу ребёнок должен обладать крепким здоровьем, хорошим физическим развитием, умением сохранять правильную осанку. Развитие у детей ловкости, быстроты, гибкости, координации движений, чувства равновесия и хорошей пространственной ориентировки, а также умения проявлять выносливость и силу- все эти задачи решаются как в самостоятельной двигательной деятельности, так и при проведении подвижных игр.
Содержание подвижных игр
Игры с бегом
«Уголки»: дети становятся возле расположенных на участке деревьев или на обозначенных на земле кружках. Один из играющих находится в середине. Он подходит к кому-нибудь из детей и говорит: «Мышка, мышка, отдай мне свой уголок!» Мышка отказывается. Водящий с теми же словами подходит к другому ребёнку. В это время все дети выбегают из своих уголков, чтобы поменяться местами. Водящий старается занять чьё-нибудь место. Если ему это удаётся, то водящим становится оставшийся без места. Если водящий долго не может занять уголок, взрослый произносит: «Кошка!» По этому сигналу все играющие одновременно меняются местами, а водящий занимает чей-нибудь уголок.
Указания: из уголка надо выбегать, нельзя стоять в нём долго; до перебежки можно заранее договориться с игроком, с которым хочешь поменяться местами; можно занимать уголок вдвоём и выбегать парами.
«Совушка»: в одном из углов площадки обозначается гнездо совушки. Здесь сидит водящий. Остальные играющие бегают по площадке, изображая бабочек, жуков и других насекомых. Через некоторое время взрослый говорит: «Ночь!» Играющие замирают на месте в той позе, в какой их застала ночь. Совушка вылетает из своего гнезда, медленно летит, машет крыльями и смотрит, не пошевельнётся ли кто. Того, кто пошевелится, совушка уводит к себе в гнездо. А взрослый говорит: «День!» Бабочки, жуки и другие опять начинают летать, кружиться, жужжать. После 2-3 вылетов начинают считать пойманных. Выбирается другая совушка.
Указания: до начала игры нужно рассказать о повадках совушки, о том, что она хорошо видит ночью. Совушка должна следить за всеми насекомыми одновременно.
Игры с прыжками
«С кочки на кочку»: дети делятся на 2 группы и становятся на противоположных частях площадки. Между ними по всей площадке чертят кружки- кочки. Взрослый вызывает по нескольку детей то с одной, то с другой стороны площадки. Перепрыгивая с кочки на кочку, они перебираются на другую сторону площадки. Все следят, правильно ли прыгающие выполняют упражнение. Затем прыгают следующие.
Указания: задания можно разнообразить: перепрыгивать с кочки на кочку на двух ногах, с одной на другую, на одной ноге. Можно разделить детей на команды и выяснить, какая команда прыгает лучше или быстрее.
«Волк во рву»: поперёк площадки двумя параллельными линиями на расстоянии около 100 см. одна от другой обозначен ров. Здесь сидит волк. Остальные дети- козы. Они живут в доме (стоят за чертой вдоль границы площадки). На противоположной стороне площадки отделено поле. На слова: «Козы в поле, волк во рву!» дети бегут из дома в поле, и перепрыгивают по дороге через ров. Волк бегает во рву, пытается поймать коз. Пойманные отходят в сторону. На слова: «Козы, домой!», козы бегут обратно, перепрыгивая через ров. После 2-3 перебежек назначается другой водящий.
Указания: коза считается пойманной, если волк коснулся её в тот момент, когда она перепрыгивала ров, или если она попала в ров ногой. Для усложнения игры можно выбрать 2 волков.
Игры с лазаньем
«Медведи и пчёлы»: улей находится на одной стороне площадки. На противоположной стороне- луг. В стороне медвежья берлога. Играющие делятся на две команды. Большинство из них пчёлы. По условному сигналу пчёлы вылетают из улья, летят на луг за мёдом и жужжат. Как только пчёлы улетят, медведи выбегают из берлоги и забираются в улей полакомиться мёдом. Как только взрослый подаст сигнал «Медведи!», пчёлы летят к ульям, а медведи убегают в берлогу. Не успевших спрятаться пчёлы жалят (дотрагиваются рукой). Потом игра возобновляется. Ужаленные медведи не участвуют в игре.
Указания: после двух повторений дети меняются ролями. Следить, чтобы дети не спрыгивали, а слезали с лестницы.
«Перелёт птиц»: птицы (дети, расправив крылья, летают по всей площадке. По сигналу «Буря!» они скрываются на деревьях (влезают на гимнастическую стенку). По сигналу «Буря прекратилась»- птицы слезают с деревьев и продолжают летать.
Указания: если нет стенки, можно использовать скамейки, ящики и другие предметы.
Игры с метанием, бросанием и ловлей
«Охотники и утки»: взявшись за руки, составить большой круг. Рассчитаться на первый-второй. Образуют 2 команды: охотники и утки. Охотники остаются на своих местах в кругу, а утки выходят в середину круга. Перед носками стоящих в кругу проводится черта, за которую охотникам переступать нельзя. Охотники перебрасывают мяч, стараясь попасть им в уток. Утки убегают, увёртываются от мяча. Утка, которую задел мяч, считается подстреленной и выходит из круга. Через некоторое время охотники по сигналу подсчитывают свои трофеи. Команды меняются местами.
Указания: ударять мячом можно только по ногам.
«Охотники и зайцы»: на одной стороне площадки очерчивают место для охотников. На другой стороне обозначают домики для зайцев. В каждом домике 2-3 зайца. Охотник обходит площадку, делая вид, что он разыскивает следы зайцев, а затем возвращается к себе. По сигналу зайцы выбегают из своих домиков на полянку и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперёд. По сигналу «Охотник!» зайцы бегут в домики, а охотник бросает в них мяч. Заяц, в которого попали мячом, считается подстреленным. Охотник уводит его к себе. Игра повторяется несколько раз, после чего выбирают нового охотника.
Указания: у охотника в руках может быть несколько мячей. Стрелять в зайцев, находящихся в домиках нельзя.
Считалки, применяемые для выбора водящего:
Аты-баты, шли солдаты.
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар!
Среди белых голубей
Скачет шустрый воробей,
Воробышек-пташка.
Серая рубашка.
Вылетай-ка, не робей,
Откликайся, воробей…
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали!
Раз, два, три, четыре, пять!
Нам пора букет собрать.
Сидел петух на лавочке,
Считал свои булавочки.
Раз,два, три!
Королевой будешь ты!