МААМ-картинки

Создание условий для развития мелкой моторики и реципрокной координации движений рук у детей ОНР посредством мягких модулей (4 фото)

Ирина Карабчукова
Создание условий для развития мелкой моторики и реципрокной координации движений рук у детей ОНР посредством мягких модулей
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольное детство - период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с ОНР.

В настоящее время у большинства современных детей наблюдается общее моторное отставание. Недостатки тонких движений пальцев рук отмечаются примерно у 70% детей старшего дошкольного возраста.

Публикация «Создание условий для развития мелкой моторики и реципрокной координации движений рук у детей ОНР посредством мягких модулей» размещена в разделах

Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой доказано и подтверждено, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении речи всех детей, в том числе с ОНР.

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией».

М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Таким образом, «есть основания рассматривать кисть руки, как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть еще одна речевая зона мозга».

Из своей практики отмечаю, что у большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку, карандаш, ножницы, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. К концу дошкольного возраста в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Сенситивным для развития пальцевой моторики является возраст 6-7 лет. Организуя различные виды деятельности в этом возрасте, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь хороших результатов в развитии пальцевого праксиса и совершенствовании графо - моторных навыков у детей с ОНР.

По мнению специалистов нейропсихологии (Семенович, Воробьева, Сафронова, Серова) у детей с ОНР, как правило, преобладают либо гипотонус, либо гипертонус верхних конечностей, страдает саморегуляция, произвольность движений рук. Н. А. Бернштейн определял координацию движений как «особую группу физиологических механизмов, создающих непрерывное организованное циклическое взаимодействие между рецепторным и эффекторным процессами», и назвал ее реципрокной.

Взаимодействие нервных центров, при котором возбуждение одних центров ведет к торможению других и есть реципрокная координация движений рук. Над чем я и работала.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей с ОНР, решила провести углубленную работу в этом направлении. Работу проводила в тесном контакте с воспитателями, родителями, специалистами ДОУ, начиная со старшей группы.

Прежде всего, провела диагностику по уровню развития определения уровня развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с использованием таких параметров, как:

1. Оценивание развития мелкой моторики рук «Скатай шарики».

2. Определение уровня развития координации движения «Смотай клубочек».

3. Определение уровня развития координации движения (на скорость) «Собери спички в два коробка».

4. Определение объема движений (полный, неполный, темп выполнения (нормальный, медленный, быстрый, активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство, координацию движений (нормальное, некоординированные движения, способность к переключению движений «Колечко».

5. Оценивание возможности переключаемости движений «Покажи пальчики».

6. Оценивание развития крупной моторики рук «Поймай мяч».

7. Оценивание развития мимических мышц лица «Покажи жестами».

8. Оценивание возможности воспроизводить отраженные действия «Делай как я».

9. Определение уровня развития реципрокной координации рук «Лягушка».

10. Определение уровня развития динамической координации рук «Кулак, ребро, ладонь».

11. Определение уровня развития пространственной координации движений рук «Кулак, ладонь».

12. Тест Н. И. Озерецкого на реципрокную координацию рук

Ребенку предлагается (после демонстрации) одновременно ударять по столу двумя руками: правой, сжатой в кулак, и левой – раскрытой ладонью. Затем наоборот: левой, сжатой в кулак, а правой – раскрытой ладонью. Так повторить 3-4 раза.

Результаты диагностики показали несформированость моторной сферы у детей в целом, и недостаточность реципрокной координации движений рук в частности и выявили низкий уровень развития мелкой моторики, осязательной чувствительности пальцев рук.

Для детей группы компенсирующей направленности эта проблема стоит наиболее остро, поэтому я разработала систему по развитию мелкой моторики. Она опирается на теоретические разработки М. М. Кольцовой, А. В. Антаковой - Фоминой, А. Н. Корнева, И. Н. Садовниковой.

Разработанная система по развитию мелкой моторики включает в себя три направления:

- развитие праксиса позы, мимики и жестов с детьми;

- развитие динамической координации движений рук, ног, тела;

- развитие реципрокной координации движений рук.

Для ее реализации определила цель:

Создание условий для развития мелкой моторики и реципрокной координации движений рук у детей ОНР посредствам мягких модулей.

Поставила следующие задачи:

1. развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

2. развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

3. способствовать развитию координированных глазо-двигательных движений.

Чтобы достижение цели было более качественным и выполнение задач более эффективным, я разработала комплект авторских дидактических пособий по развитию мелкой моторики, реципрокной координации движений рук у детей с ОНР.

Все разработанные пособия по характеру воздействия условно разделилана три направления:

1. Развитие координации движений пальцев рук.

2. Развитие логического мышления, систематизация чувственного опыта ребенка.

3. Развитие координированных глазо-двигательных движений.

Цель создания пособий: совершенствование реципрокной координации движений рук у детей с ОНР посредством мягких модулей.

Определены следующие задачи:

-развивать тактильную чувствительность рук детей;

-сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей;

-сформировать элементарные графические навыки.

Все представленные пособия по характеру воздействия можно условно разделить по 3 доминирующим задачам:

I. Развитие реципрокной координации движений рук в практической деятельности детей.

• мягкий модуль «Мозаика».

• мягкий модуль «Цветные крошки».

• сенсорный коврик «Цветные дорожки».

• панно «Ромашка», «Цветные кнопки».

• коврографы по лексическим темам «Домашние животные», «Лес. Деревья осенью», «Зима».

• авторские предметные дидактические игрушки «Мишка – звуковишка», «Семейка снеговиков».

• авторские дидактические куклы «Гласка, Синеглазка, Зеленоглазка».

• тренажер «Травка».

II.Развитие логического мышления, систематизация чувственного опыта дошкольника.

• Многофункциональное панно «В кругу друзей».

• логопедический адвент - календарь «Елочка».

• перчаточные театры по авторским произведениям.

• пальчиковые театры по русским народным сказкам.

• Дидактическая кукла «Алина» с набором сезонной одежды.

III. Развитие координированных глазо - двигательных движений.

• мягкий модуль «Цветные квадраты».

• Объемный модуль «Куб».

• авторское дидактическое пособие «Найди пару».

• авторская дидактическая игра «Веселые горошины».

• авторская дидактическая игрушка «Черепашка Черри», слоники «Соня» и «Сима», гусеница «Маня».

• мягкий модуль «Помоги снеговикам найти санки».

Коррекционную работу в этом направлении организовывала по принципу реализации деятельностного подхода к воспитанию и обучению детей с ОНР.

Успех в коррекционной работе решила достичь опираясь на ведущую деятельность - игровую.

В рабочем кабинете создала условия для развития мелкой моторики и реципрокной координации движений пальцев рук. Имеющийся материал расположила таким образом, чтобы дети могли свободно по интересам себе выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятии, в совместной деятельности с воспитателем, но и проявить свое творчество, а также закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.

Развитие реципрокной координации движений рук осуществляла как в системе коррекционных занятий, так и в виде рекомендаций родителям. Работа по данному направлению являлась неотъемлемой частью каждого занятия, индивидуальной деятельности детей, тем самым способствовала развитию детей.

Работа с родителями- одно из важнейших направлений по созданию условий для развития мелкой моторики и реципрокной координации движений пальцев и подготовки руки ребенка к письму.

Для этого родителям разъясняла необходимость работы по развитию мелкой моторики в подготовке руки ребенка письму, обращалась с просьбой о помощи, которая способствовала в формировании мотивационного отношения ребенка обучению в школе.

Одним из эффективных средств знакомства родителей с особенностью развития мелкой моторики - их участие в занятиях в вечернее время, где они знакомились с методами и приёмами работы. Постепенно из пассивных зрителей родители превращались в активных участников - помощников по решению проблем. Родители отмечали, что работа с мягкими модулями развивает движения пальцев рук, их взаимодействие, способствует развитию артикуляционной моторики.

В конце учебного года, мною был проведен анализ, и получены следующие результаты

-Кинестетическая основа синхронности движений: в начале учебного года 50% детей не могут выполнить пробы, в конце года - все дети выполняют.

-Кинетическая основа переключаемости движений: в начале года 90% детей не могут выполнить пробы, в конце года- 20% испытывают затруднения.

- Графомоторные навыки: в начале года трудности у 90% детей, в конце - у 20%.

-Манипуляции с предметами:100% детей испытывают трудности в начале учебного года, 20%- в конце года.

В результате проделанной мною работы, я пришла к выводу, что мягкие модули позволяли активизировать работоспособность головного мозга, повлияли на центры развития речи, помогали снять психо – эмоциональное напряжение, способствовали снижению мышечного тонуса, сформировали произвольную регуляцию деятельности и эмоционально – волевую устойчивость у детей.

Все это положительно сказалось на результатах речевого развития воспитанников, и послужило достижением для целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования.

Создание условий для развития мелкой моторики и реципрокной координации движений рук у детей ОНР посредством мягких модулей
Фото №1 Дошкольное детство период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом Фото №2 Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного Фото №3 Развитие ребенка

Эту методическую разработку я представляла на муниципальном конкурсе "Лучшие образовательные практики" и заняла 2 место.

Публикации по теме:

Игра по развитию сенсорики, мелкой моторики и координации движений «Цветочная поляна»Игра по развитию сенсорики, мелкой моторики и координации движений «Цветочная поляна» Основной задачей раннего развития ребенка в 2-3 года является развитие сенсорики, мелкой моторики и координации движений. Хорошим помощником.

Создание условий для развития математических способностей у детей посредством решения проблемных задач и навыков самооценки Особую ценность сегодня приобретает развитие способности детей самостоятельно и творчески мыслить. Представьте себе следующую картину. Все.

Пособие для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук «Цветные косички»Пособие для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук «Цветные косички» Дидактическая игра «Цветные косички» Эта игра развивает мелкую моторику, усидчивость, воображение. Формирует понятия: длинный – короткий,.

Игры на развитие координации движений и мелкой моторики руки Эти игры можно проводить дома, на улице во время прогулки и даже во время ожидания, например, приема врача. Играя, будьте приветливы и терпеливы;.

Конспект НОД по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук «В зоопарке» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Набережные Челны «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным.

Проект «Я здоровым быть хочу!» Развитие мелкой моторики рук и координации движений у детей с нарушением ОДА Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №2» Проект Тема: «Я здоровым быть хочу!».

Развитие мелкой моторики и координации движений рук в продуктивных видах деятельности у детей с нарушением зрения Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области воспитанники испытывают.

Развитие мелкой моторики у детей и возрастные особенности развития зрительно-моторной координации и мелкой моторики рук Развитие мелкой моторики у детей и возрастные особенности развития зрительно-моторной координации и мелкой моторики рук [/b] Актуальность.

Создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ. Игры и пособия для занятийСоздание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ. Игры и пособия для занятий Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник.

Занятие для развития мелкой моторики рук, мышцы рук, координации движений, концентрации внимания, при помощи ножниц.Занятие для развития мелкой моторики рук, мышцы рук, координации движений, концентрации внимания, при помощи ножниц. Начинать работать с ножницами дети могут уже с 1,5 - 2 лет. Важно на первом этапе выбрать правильные ножницы. 1. Они должны иметь закругленные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание условий для развития мелкой моторики и реципрокной координации движений рук у детей ОНР посредством мягких модулей
Опубликовано: 3 января 2016 в 19:53
+158Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание условий для развития мелкой моторики и реципрокной координации движений рук у детей ОНР посредством мягких модулей» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Карабчукова (УИ 38989) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 99.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД