Шульга Анастасия Вадимовна
Коррекция речи дошкольников посредством информационно-коммуникационных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
«Коррекция речи дошкольников по средствам информационно - коммуникационных технологий»
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, связанные с внедрением федеральных государственных требований. Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в организации образовательного процесса.
Публикация «Коррекция речи дошкольников посредством информационно-коммуникационных технологий» размещена в разделах
Я работаю учителем-логопедом. Целью моей работы - научить детей логопатов говорить чисто, связно, грамматически правильно. Для достижения этой цели я использую в работе различные формы, приемы, методы и средства обучения, а также применяю современные образовательные технологии, включая информационные и цифровые образовательные ресурсы. Такие требования предъявляются к современному педагогу.
Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования С. Л. Новосёловой, И. Пашелите и др.).
Теоретическую основу моего опыта составили:
- концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых расстройств (Р. Е. Левина);
- деятельностный подход в обучении (Л. С. Выготский);
- концепция применения компьютерных учебных средств (В. В. Давыдов, В. В. Рубцов и др.);
- концептуальные основы применения информационных технологий в специальном образовании (О. И. Кукушкина).
Хочу поделиться опытом, как информационно-коммуникационные технологии помогают мне в работе. Я вижу их необходимость для себя, для детей и в работе с родителями.
Для меня, как для педагога, информационно-коммуникационные технологии полезны для :
- повышения профессиональной компетентности через сеть Интернет (это поиск информации, обмен опытом);
- ведения документации;
- проведения методической работы.
С детьми информационно-коммуникационные технологии я использую в процессе совместной деятельности на коррекционных занятиях в качестве современного наглядного материала. Еще К. Д. Ушинский заметил: "Детская природа требует наглядности". Но часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? Приобретение нового требует немалых материальных затрат. Изготовление своими руками требует наличия способностей, да и не всегда соответствует необходимым требованиям к наглядности. Необходимость в повышении качества наглядного материала – самая веская причина задуматься об использовании компьютерных технологий. Эти технологии представляют для меня как учителя-логопеда большой интерес и являются не частью содержания коррекционного обучения, а дополнительным набором возможностей коррекции отклонений в развитии речи ребенка. В поисках новых путей и методов организации коррекционного обучения, я обратилась к стандартным средствам Microsoft Office, а именно, к программе PowerPoint (создание мультимедийных презентаций).
В пункте 2.11. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года определена модель организации образовательного процесса в ДОУ, где особое место отведено взаимодействию с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Я считаю, что использование информационно-коммуникационных технологий может помочь в осуществлении взаимодействия с семьями по вопросам развития речи детей.
Это может быть: выполнение домашнего задания, рекомендации родителям, советы по выбору обучающей компьютерной игры.
Совершенствование образовательного и коррекционного процесса при помощи информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми с нарушениями речи, определяют актуальность данной проблемы. Основная идея моего опыта заключается в гармоничном соединении современных технологий с классическими и традиционными методами развития речи ребенка.
Поэтому главная цель моего опыта это: коррекция речи дошкольников посредством информационно-коммуникационных технологий.
Исходя из цели, я поставила перед собой следующие задачи:
- изучить нормативные законодательные документы, психологическую и педагогическую литературу по вопросу использования ИКТ в работе с дошкольниками;
- обосновать формы и методы работы при использовании ИКТ в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи;
- использовать средства ИКТ для взаимодействия с родителями по вопросам коррекции речи детей.
Принцип активности ребенка логопата в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя информационно-коммуникационные технологии, я стимулирую познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к логопедическим занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.
Руководствуясь принципом научности, я преследую одну цель – помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. Информационно-коммуникационные технологии дают мне возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (различные репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи). Поэтому я стараюсь быть особо внимательной при отборе материала.
Реализуя принцип доступности, я отбираю наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям, учитываю специфику детей с нарушениями речи.
Принцип систематичности и последовательности обучения состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе.
Принцип наглядности Ян Амос Коменский справедливо считал «золотым правилом» дидактики, так как «ничего нет в уме, чего не было в ощущениях».
Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В связи с этим, я в своей работе использую мультимедийные презентации, слайд-шоу, видеофрагменты.
Для успешного применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе нужно создать определенные условия:
- компетентность в области компьютерной грамотности: (с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям);
- соблюдение требований к использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе (это санитарно-гигиенические требования, а так же технические и эстетические требования).
Технические и эстетические требования:
- фон презентаций лучше выбирать однотонный, не отвлекающий внимание от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Можно менять его несколько раз в течение презентации. Это позволит удерживать непроизвольное внимание детей;
- иллюстрации должны быть крупными и реалистичными, не перегруженные лишними деталями. Недопустимо использовать нерезкие фотографии, а также изображения, способные вызывать у детей испуг или неприязнь;
- не стоит перегружать презентацию спецэффектами. Умеренное использование спецэффектов помогает удерживать внимание на экране компьютера, повышает интерес, создает положительный эмоциональный настрой, однако чрезмерное увлечение ими приводит к обратному эффекту: занятие затягивается, у детей быстро наступает пресыщение и утомление. Кроме того некоторые эффекты некомфортны для восприятия и утомляют зрение.
Санитарно-гигиенические требования:
- занятия с использованием компьютера следует проводить с дошкольниками 5 - 7 лет не чаще 3 раз в неделю по 10 - 15 минут не более 1 раза в день;
- обеспечить рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности.
- экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз ребенка на расстоянии не ближе 50 см;
- недопустимо использования одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Следовательно, использовать компьютер на подгрупповых и фронтальных занятиях можно только при наличии специального оборудования: мультимедийного проектора или достаточно большого телевизора.
Создавая и используя мультимедийные презентации, я учитываю своеобразие и особенности коррекционно-логопедических занятий каждого вида: индивидуальных, подгрупповых или фронтальных. Я могу самостоятельно скомпоновать наглядный и дидактический материал, исходя из особенностей конкретной группы, темы, и организовать занятие так, чтобы добиться максимального обучающего эффекта. Занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий являются комплексными, сочетают в себе как традиционные, так и компьютерные средства обучения, а также на них осуществляется интеграция образовательных областей.
Я считаю, что использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов, например, мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Их применение на логопедических занятиях интересно детям и, что немаловажно, мне самой. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми.
Особенно необходимы презентации для развития словаря.
Я использую информационно-коммуникационные технологии, чтобы расширить осведомленность родителей в вопросах воспитания и обучения детей с недоразвитием речи.
Наблюдая их обучение, я с уверенностью могу сказать, что знания, полученные в детском саду, помогают им быть успешными в школе, а чистая, правильная речь придает им уверенности. Накопленный опыт по работе с информационно-коммуникационными технологиями позволяет сделать вывод что, использование ИКТ на логопедических занятиях позволяет повысить эффективность коррекционной работы, оптимизировать образовательный процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями речи, а также формирует успешность детей, повышает мотивацию, существенно сокращает время на преодоление нарушений речи.
Подводя итог, постараюсь обосновать основные положения.
Применение ИКТ усиливает:
- положительную мотивацию обучения;
- активизирует познавательную деятельность детей.
Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет проводить занятия:
- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка);
- обеспечивает наглядность;
- привлекает большое количество дидактического материала.
А в целом, способствует повышению качества образования.