Николаева Наталья
Коррекция нарушений фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекция нарушений фонематической стороны речи у детей старшего до- школьного возраста с ФФНР
Сущность логопедического воздействия по коррекции нарушений фонематической стороны речи у детей старшего до- школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием заключается в воспитании правильных и затормаживании неправильных навыков с помощью специальной системы логопедического воздействия.
Коррекция нарушений фонематического слуха, фонематического восприятия и фонематических процессов осуществляется логопедом с помощью системы специально подобранных игр и игровых упражнений.
Публикация «Коррекция нарушений фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР» размещена в разделах
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Работа по коррекции нарушений фонематической стороны речи проводится по следующим направлениям:
1. Фонематический слух:
узнавание и дифференциация неречевых звуков;
узнавание и дифференциация звуков речи по высоте, силе, интонации и тембру голоса.
2. Фонематическое восприятие:
различение слов, близких по своему звуковому составу;
различение слогов, состоящих из правильно произно- симых звуков;
дифференциация на слух сохранных звуков: по твёрдо- сти – мягкости, по глухости – звонкости; в обратных слогах, в слогах со стечением двух согласных, в словах и фразах.
3. Фонематический анализ и синтез:
определение наличия звука в слове;
вычленение звука в начале и в конце слова, определение первого и последнего звука в слове, а также его места (начало, середина, конец слова).
При формировании указанного действия предлагаются следующие задания: выделить согласный звук в начале слова, выделить гласный звук в конце слова, выделить гласный звук в положении после согласного в слоге.
определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам.
4. Фонематические представления:
подбор слов на заданный звук и с заданным количеством звуков;
подбор картинок на заданный звук;
преобразование слов за счёт замены или перестановки одного звука или слога;
составление слов из заданной последовательности звуков.
Работа по коррекции нарушений фонематического слуха начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти.
УЗНАВАНИЕ И РАЗЛИЧЕНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ
«Отгадай звучащий предмет»
Цель: развитие слухового внимания, слуховой памяти.
Оборудование для 1 варианта: стакан, карандаш, коро- бочка с кнопками, погремушка, ширма.
Оборудование для 2 варианта: мяч, шарик, стеклянная банка, керамическая кружка, газета, ширма.
Описание игры
Вариант 1. Логопед расставляет на столе указанные предметы, производит действия с ними (стучит карандашом о стакан, гремит коробочкой с кнопками, погремушкой, акцентирует внимание ребёнка на том, какой звук издаёт каждый предмет. Затем производит те же самые действия за ширмой, и предлагает ребёнку отгадать звучащий предмет.
«Прислушаемся к звукам»
Цель: узнавание неречевых звуков, развитие слухового внимания.
Описание игры: логопед предлагает детям закрыть глаза и послушать, что происходит в группе. Затем предлагает при- слушаться к звукам за пределами группы, в детском саду, и на- звать их. Затем предлагает послушать звуки за окном: что шумит? что гудит? кто кричит? кто разговаривает? кто смеется? По окончании цепочки переключения слухового внимания педагог обсуждает все услышанные звуки с детьми.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ ПО ТЕМПУ ЗВУЧАНИЯ
«На лесной опушке гуляют разные зверушки»
Цель: развитие фонематического слуха, слухового внимания, дифференциация неречевых звуков по темпу звучания.
Оборудование: шапочки с ушками лис и зайцев по количеству детей, бубен.
Описание игры: логопед делит детей на две группы – лисы и зайцы. Затем объясняет детям, что, когда он будет медленно стучать в бубен, то на лесной опушке будут гулять лисы, когда быстро, – будут прыгать зайцы. Логопед чередует темп звучания бубна.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ ПО РИТМУ ЗВУЧАНИЯ
[/b]
«Повтори за мной»
Цель: дифференциация неречевых звуков по ритму звучания, развитие моторно-слуховой памяти.
Оборудование: карандаш.
Описание игры: дети стоят около стола логопеда. Логопед предлагает одному ребёнку прохлопать всё, что он простучит ему карандашом. Остальные дети внимательно слушают и оценивают действия ребёнка движениями: верно – поднимают большой палец вверх; неверно – опускают вниз.