Соня
Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста.
Программа коррекции и развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста: сущность и оценка эффективности.
По результатам проведенного психодиагностического исследования нами было принято решение проводить программу коррекции и развития со всеми испытуемыми детьми.
Публикация «Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста (продолжение)» размещена в разделах
Теоретическое обоснование. Усвоение представлений о нормах морали, регулирующих отношение человека к окружающим людям, материальным ценностям, к самому себе занимает одно из главных мест в социально-эмоциональном развитии ребенка. «Но, по мнению А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович, Е. В. Субботского, одного знания норм и правил недостаточно для того, чтобы они стали средством саморегуляции реального поведения ребенка».
Основа предлагаемой программы коррекции и развития: основой предложенной программы является элементы игротерапии и изотерапии направленных на формирование, развитие и профилактику эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет).
Основные цели программы коррекции и развития:
1. Коррекция негативных проявлений эмоционального развития детей.
2. Развитие эмоционального благополучия ребенка через формирование чувства внутренней устойчивости, автономности.
Задачи программы коррекции и развития:
1. Развить поведение, способность нормально реагировать на различные жизненные ситуации.
2. Формировать положительную установку «Я — хороший, ты — хороший, все - хорошие».
3. Формировать способность эмоциональной саморегуляции.
4. Овладение ребенком «языком» эмоций для выражения собственного эмоционального состояния.
Программа составлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста, которые посещают детский сад, проводится программа 1 раз в неделю во вторую половину дня. Занятия имеют продолжительность 25 минут, что соответствует нормативным требованиям СанПин (санитарным правилам и нормам) и программы воспитания и обучения в детском саду.
Во время занятий дети сидят или стоят на ковре по кругу. Данный подход создает условия для открытого общения, а также помогает налаживанию взаимопонимания и взаимодействия детей старшего дошкольного возраста. Расстановка участников занятия в форме круга способствует ощущению принадлежности к особой общности и создает у каждого участника положительные и комфортные условия нахождения в группе.
Алгоритм занятия:1. Приветствие. 2. Беседа (проблемная ситуация). 3. Развивающая игра, психогимнастика, рисование. 4. Подвижная игра. 5. Прощание.
Представленная программа коррекции и развития организована в виде занятий. В основе занятий лежит интегрированный подход, который считается самым эффективным и целесообразным при работе с большим числом различных приемов: игротерапия, изотерапия, психогимнастика, беседа, психологические этюды.
Форма проведения занятий (малая группа детей – 7- 10 человек).
Основные методические приемы:
1) создание положительной атмосферы;
2) опора на ситуацию неожиданности, проблемные ситуации, игры, поощрения;
3) формирование у ребенка достижения к успеху, посредством поощрения, похвалы;
4) исключение нежелательного негативного поведения;
5) анализ хода игр, ситуаций, обмен мнениями, динамика занятия;
6) разыгрывание ситуаций по ролям, анализ образцов поведения сказочных героев;
7) использование музыки для проведения релаксации, звуки природы, психогимнастики для установления положительного настроения.
8) использование комплекса упражнений на развитие саморегуляции.
Планируемые результаты:
1) Формирование представления о языке эмоций как знаках, подаваемых человеком о себе у детей старшего дошкольного возраста;
2) Формирование знаний о средствах выражения различных эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста;
3) Формирование понимания значения эмоциональной окраски слова, его значения в процессе общения, а также того, как влияют отрицательные эмоции на состояние самого человека и других людей у детей старшего дошкольного возраста;
4) Формирование умения регулировать свои отрицательные эмоции у детей старшего дошкольного возраста;
5) Обучение этически ценным формам и способам поведения во взаимоотношениях с другими людьми;
6) Обучение способам ухода от конфликтов;
7) Формирование умения налаживать контакт;
8) Обеспечение чувства психологической защищенности;
9) Формирование нравственного поведения в повседневной жизни;
10) Знакомство с парными качествами (добрый человек – злой человек).
11) Обогащение способами преодоления негативных черт характера.
Перечень игр, направленных на формирование, развитие и профилактику эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста: «Назови ласково», «Комплимент», «Газета», «Молекула», «Колокольчик», «Ток», «Я чувствую», «Маски», «Руки», «Ниточка с иголочкой», «Лото настроение», «Создай марионетку», «Нехочуха», «Волшебный сон», «Наоборот», «Собаки бывают», «Я умею», «Цветочная поляна», «Назови героя», «Сказка наоборот», «Бумажные развалы», «Клубок», «Найди пару», «Зеркало», «Вежливые слова», «Гамак», «Гусеничка».
После проведения программы коррекции и развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста для проверки эффективности проведенной программы нами было проведено сравнительное исследование, с применением того же набора психодиагностических методик.
Далее рассмотрим полученные результаты сравнительного исследования.
Посредством проективной методики «Кактус» можно, получить достаточно подробную картину эмоциональной сферы ребенка. Остановимся отдельно на тех особенностях личности, показатели по которым значительно изменились после проведения программы коррекции и развития.
Мы составили сводные таблицы 4 и 5 сопоставления результатов отдельно для каждого этапа диагностики.
Результаты диагностики распределения по уровням особенностей эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста до и после программы коррекции и развития отражены в таблице 4.
Наиболее наглядно результаты диагностики распределения по уровням особенностей эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста до и после программы коррекции и развития представлены на рис. 4.
Как видно из таблицы и диаграммы, после проведенной программы коррекции и развития произошли изменения в сторону увеличения числа респондентов с отсутствием признака по следующим параметрам агрессивность, импульсивность, эгоцентризм и тревожность, а по параметру неуверенность произошло снижение числа с выраженностью данного признака. И в том и в другом случае такие результаты являются показателем положительного влияния проведенной программы коррекции и развития. Показатели по параметрам демонстративность, открытость, скрытность, осторожность, экстравертированность», интровертированность, стремление к домашней защите, чувство одиночества остались на прежнем уровне.
Далее приводим результаты диагностики у детей старшего дошкольного возраста после программы коррекции и развития по методике «Дом – Дерево – Человек». По результатам диагностики по методике «Дом - Дерево – Человек» нами была составлена сводная таблица 6 сопоставления результатов до и после программы коррекции и развития (Приложение 8).
Результаты диагностики негативных проявлений у детей старшего дошкольного возраста до и после программы коррекции и развития по группе в целом отражены в таблице 5.
Наиболее наглядно результаты диагностики негативных проявлений у детей старшего дошкольного возраста до и после программы коррекции и развития по группе в целом представлены на рис. 5.
Из таблицы и диаграммы видно, что после проведенной программы коррекции и развития явно прослеживается прогресс по улучшению исследуемых параметров эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
Сравнительное исследование подтверждает улучшение следующих показателей эмоциональной сферы после программы коррекции и развития: незащищенность наблюдается у 1 респондента - 10%; тревожность у 2 респондентов - 20%; враждебность у 1 респондента - 10%; конфликтность - фрустация у 1 респондента - 10%; трудности в общении у 1 респондента - 10%. Депрессивность после программы коррекции и развития у испытуемых выявлена не была. Негативные показатели недоверие к себе, чувство неполноценности у испытуемых остались на прежнем уровне.
На первом этапе исследования в качестве заключительной диагностики нами была применен авторский тест Г. Л. Бардиер «Распознавание эмоций». Рассмотрим результаты этой методики после проведении программы коррекции и развития.
После проведенной программы коррекции и развития были получены следующие результаты. Респондентов слабо различающих эмоции других людей, выявлено не было, респонденты, набравшие 6 - 7 баллов, соответствуют среднему уровню распознания эмоций, что в процентном отношении составляет (20%, высоким уровнем обладают 8 респондентов, набравших 8 – 10 баллов, что в процентном отношении составляет (80%).
Результаты первого и второго исследования сопоставлены в сводной таблице 7 (Приложение 9).
Результаты диагностики распознавания эмоций у детей старшего дошкольного возраста до и после программы коррекции и развития отражены в таблице 6.
Наиболее наглядно результаты диагностики распознавания эмоций у детей старшего дошкольного возраста до и после программы коррекции и развития представлены на рис. 6.
Из таблицы и диаграммы видно, что у детей старшего дошкольного возраста после проведенной программы коррекции и развития способность распознавать эмоции других людей значительно повысилась и стала составлять 80% от всех детей группы.
Полученные данные по диагностики эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста после программы коррекции и развития свидетельствуют об эффективности проведенной программы коррекции и развития у детей старшего дошкольного возраста.
Практические рекомендации.
1. Родителям и воспитателям нужно способствовать развитию эмпатии, учить детей рассказывать о своем настроении.
2. Учите дошкольников различным способам выражения эмоциональных состояний и способам их изменения.
3. Формируйте у детей опыт внешнего оформления эмоций, побуждайте их к передаче тонких оттенков настроений, демонстрируя разнообразие компонентов эмоциональной экспрессии: мимических, пантономических, жестикуляционных, речевых.
4. Обогащайте словарь эмоциональной лексики (безразличный, жалкий, жадный, капризный, добрый, злой).
Заключение.
Проведённая нами экспериментальная работа и анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема эмоциональных нарушений у детей остаётся актуальной.
Эмоциональное состояние старших дошкольников в настоящее время отличается от такового в прошлые годы. Преобладающими характеристиками являются агрессивность, высокий уровень тревожности, негативные чувства.
Наше экспериментальное исследование нарушений эмоциональной сферы, опиралось на гипотезу о том, что наиболее характерными нарушениями эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста являются негативные эмоциональные состояния, которые выражаются в поведении ребенка (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, застенчивость, гиперактивность).
В экспериментальном исследовании нами были определены процедура и методика экспериментального исследования эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста; проведен анализ особенностей эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста; составлена и апробирована программа коррекции и развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста, проверена эффективность программы коррекции и развития направленной на формирование и развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста посредством повторной диагностики; сформированы рекомендации для педагогов и родителей.
В процессе проведенного экспериментального исследования были получены данные о состояние эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста, степени выраженности незащищённости, тревожности, недоверия к себе, чувство неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности, способности ребенка распознавать различные виды простых и сложных эмоций. Также нами была составлена и апробирована программа коррекции и развития направленная на формирование, развитие и профилактику эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
Важно отметить, что в эмоциональной жизни детей старшего дошкольного возраста в первую очередь изменяется, содержательная сторона переживаний. Детей радует, то, что воспитатели и родители хвалят их за успехи; и если воспитатели заботятся о том, чтобы чувство радости от различного вида труда возникало у ребенка как можно чаще, то это закрепляет положительное отношение у детей к саду и к воспитательно-образовательной работе. Наряду с эмоциями радости немаловажное значение в развитии личности детей дошкольного возраста имеют эмоции страха, формирующие базу для будущей школьной тревожности как особенности личности.
В связи с вышеизложенным текстом работа по формированию и развитию эмоциональной сферы должна начинаться именно в этом возрасте и осуществляться систематически.
Таким образом, выдвинутое нами предположение о том, что наиболее характерными эмоциональными нарушениями в старшем дошкольном возрасте являются негативные эмоциональные состояния, которые выражаются в поведении ребенка (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, застенчивость, гиперактивность) теоретически и эмпирически подтвердилось.
Предложенная нами программа коррекции и развития может быть полезна всем специалистам, которые работают с дошкольниками.