Светлана Гришина
Консультация учителя-дефектолога «Традиционные методы развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ нарушением зрения»
▼ Скачать
Традиционные методы развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ нарушением зрения
Работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки у детей дошкольного возраста с нарушением зрения является важной частью коррекционной работы по подготовке к школе, в частности, к письму.
Дефекты зрения тормозят развитие двигательных навыков и умений. Дети испытывают трудности в координации рук и глаз, мелких координированных движений кисти и пальцев рук. Сдерживается развитие осязания, недостаточно формируется предметно - практическая деятельность и моторная готовность руки к письму. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному, систематически провожу специальную коррекционную работу. Детей с нарушением зрения учу приёмам осязательного восприятия объектов, формирую у них умения выполнять практические действия, в которых участвуют зрительный и тактильно – двигательный анализаторы.
Публикация «Консультация учителя-дефектолога „Традиционные методы развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ нарушением зрения“» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В процессе коррекционно-развивающей работы по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушением зрения, подбираю игры и упражнения, которые улучшают внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывают усидчивость, вырабатывают навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений.
Для развития мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения использую разные методики.
Развитие мелкой моторики рук через продуктивную деятельность
Лепка -полезно влияет на развитие мелкой моторики рук, тактильную чувствительность, координацию «глаза-руки»
Аппликация. Вырезание ножницами. Работа с бумагой.
(выполняя поделки из бумаги, самостоятельно владея ножницами, составляя узоры, выполняя аппликации, мы с детьми стимулируем мелкую моторику, оцениваем насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков).
Рисование, раскрашивание.
Любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук, обращаю внимание на разнообразие рисунков детей и используемые техники рисования. Моя многолетняя практика показала, что для развития мелкой моторики очень полезно штриховать, закрашивать, рисовать карандашами. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Графические упражнения.
В коррекционной работе с детьми с нарушением зрения применяем и выполняем:
рисование по трафаретам (использую в коррекционной работе трафареты разной тематики, создаём с детьми как предметные так и сюжетные композиции)
штриховку в разных направлениях (Штриховка помогает ребенку координировать движения, соблюдая границы контура, можно выполнять сплошной, пунктирной или волнистой линией. В работе с детьми использую различные инструменты: шариковую, гелевую ручки, цветные или простые карандаши, фломастеры, восковые мелки и др. - это позволяет корректировать работу с мышечным тонусом кисти руки).
рисование по фигурным линейкам
дорисовывание изображений
обводим рисунки по контуру, обводим по контуру через кальку с помощью фломастера, рисуем по опорным точкам
интересные графические задания и игры по лексическим темам, работу с занимательными прописями
выполняем разлиновку
графические диктанты
Детям очень нравится заниматься ниткографией и лоскутографией (выкладывание по образцу, памяти, произвольно).
Конструирование В работе использую конструирование из строителя, счётных палочек, геометрических фигур, природного материала, мелких камушек, бусинок, по образцу, по памяти, произвольно; раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешек, пирамидок различной величины, чашей-вкладышей, рваная аппликация (мозаичное конструирование, "бумажный конструктор", различные виды мозаики, конструкторов, пазлы, плетение на станках с созданием различных узоров.
Игры с предметами.
игры с мелкими предметами с бусинками, пуговицами, мелкими камешками, ракушками, косточками, орехами, каштанами
свободные катушки для наматывания на них ниток, веревочек, проволочек
различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, кнопки
наборы веревочек и лент разной длины, ширины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов
наборы пластмассовых или деревянных палочек разной длины, толщины
разноцветные прищепки;
закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков, винтиков
"чудесный мешочек", "коробка сюрпризов", в которых мы с детьми проводим обследование предмета с двух сторон
познавательные игры с предметами различной фактуры, где дети обследуют предметы осязательно-двигательным путём (дерево, металл, пластмасса, керамика, стекло, ткани, бумага)
Игры с прищепками так же развивают мелкую моторику рук. В работе с детьми постоянно использую игры с прищепками. Эти игры хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Занимаемся последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходим от простого к сложному.
Шнуровки— использую в работе дощечки и игрушки-шнуровки для сшивания и вышивания шнуром; нанизывание бус, пуговиц на нитку, леску, передвижение разноцветных косточек.
Пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика.
На каждом занятии, в индивидуальной коррекционной работе провожу пальчиковые игры.
Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр
1. Перед игрой с ребенком обсуждаю ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинация пальцев, движения.
2 Перед началом упражнений с детьми разогреваем ладони легкими поглаживаниями.
3 Все упражнения выполняем в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе, вовлекаем, по возможности, все пальцы руки.
4 Слежу за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
5. Добиваюсь, чтобы упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
Пальчиковые игры с предметами: карандаши, орехи, каштаны, косточки.
Массаж кистей и пальцев
Массаж улучшает кровообращение пальцев рук, тонизирует мышцы рук, при этом активизирует центры головного мозга. В коррекционной работе с детьми с нарушением зрения массаж провожу в игровой форме, чтобы привлечь внимание ребенка («Пила», «Пироги», «Утюг». Имитационные движения для кистей рук: мытье рук перед едой, стряхивание воды с кисти, полоскание белья, надевание перчаток, поглаживание кошки, пальчики танцуют). Для получения максимального эффекта, тренируем с детьми каждый пальчик в отдельности. При этом движения должны быть не только динамическими (развивающие подвижность пальцев рук, но и расслабляющие (нормализующие мышечный тонус, и статические (удерживание пальцев рук в определенной позе). Это могут быть и простые поглаживания кистей рук, и массирование пальчиков, сжимание и разжимание кулачков, ладушки. Можно использовать предметы, например, предложить ребенку покрутить в ладошках маленький шарик (каштан, шишку, перекладывая его из одной руки в другую. Хорошо укрепляют мышцы рук, развивают мышечную силу сжимания резиновой губки, теннисного мячика, массажного мячика. Одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие мелкой моторики, является Су-Джок терапия.
В процессе применения всех этих методик развиваются мелкие мышцы рук, совершенствуются двигательные навыки пальцев рук, развивается ручная умелость, тактильного ощущения, осязательное восприятие, происходит стимуляция умственной деятельности.