Папки-передвижки

Консультация учителя-дефектолога «Традиционные методы развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ нарушением зрения»

Светлана Гришина
Консультация учителя-дефектолога «Традиционные методы развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ нарушением зрения»
▼ Скачать + Заказать документы

Традиционные методы развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ нарушением зрения

Работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки у детей дошкольного возраста с нарушением зрения является важной частью коррекционной работы по подготовке к школе, в частности, к письму.

Дефекты зрения тормозят развитие двигательных навыков и умений. Дети испытывают трудности в координации рук и глаз, мелких координированных движений кисти и пальцев рук. Сдерживается развитие осязания, недостаточно формируется предметно - практическая деятельность и моторная готовность руки к письму. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному, систематически провожу специальную коррекционную работу. Детей с нарушением зрения учу приёмам осязательного восприятия объектов, формирую у них умения выполнять практические действия, в которых участвуют зрительный и тактильно – двигательный анализаторы.

Публикация «Консультация учителя-дефектолога „Традиционные методы развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ нарушением зрения“» размещена в разделах

В процессе коррекционно-развивающей работы по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушением зрения, подбираю игры и упражнения, которые улучшают внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывают усидчивость, вырабатывают навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений.

Для развития мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения использую разные методики.

Развитие мелкой моторики рук через продуктивную деятельность

Лепка -полезно влияет на развитие мелкой моторики рук, тактильную чувствительность, координацию «глаза-руки»

Аппликация. Вырезание ножницами. Работа с бумагой.

(выполняя поделки из бумаги, самостоятельно владея ножницами, составляя узоры, выполняя аппликации, мы с детьми стимулируем мелкую моторику, оцениваем насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков).

Рисование, раскрашивание.

Любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук, обращаю внимание на разнообразие рисунков детей и используемые техники рисования. Моя многолетняя практика показала, что для развития мелкой моторики очень полезно штриховать, закрашивать, рисовать карандашами. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Графические упражнения.

В коррекционной работе с детьми с нарушением зрения применяем и выполняем:

рисование по трафаретам (использую в коррекционной работе трафареты разной тематики, создаём с детьми как предметные так и сюжетные композиции)

штриховку в разных направлениях (Штриховка помогает ребенку координировать движения, соблюдая границы контура, можно выполнять сплошной, пунктирной или волнистой линией. В работе с детьми использую различные инструменты: шариковую, гелевую ручки, цветные или простые карандаши, фломастеры, восковые мелки и др. - это позволяет корректировать работу с мышечным тонусом кисти руки).

рисование по фигурным линейкам

дорисовывание изображений

обводим рисунки по контуру, обводим по контуру через кальку с помощью фломастера, рисуем по опорным точкам

интересные графические задания и игры по лексическим темам, работу с занимательными прописями

выполняем разлиновку

графические диктанты

Детям очень нравится заниматься ниткографией и лоскутографией (выкладывание по образцу, памяти, произвольно).

Конструирование В работе использую конструирование из строителя, счётных палочек, геометрических фигур, природного материала, мелких камушек, бусинок, по образцу, по памяти, произвольно; раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешек, пирамидок различной величины, чашей-вкладышей, рваная аппликация (мозаичное конструирование, "бумажный конструктор", различные виды мозаики, конструкторов, пазлы, плетение на станках с созданием различных узоров.

Игры с предметами.

игры с мелкими предметами с бусинками, пуговицами, мелкими камешками, ракушками, косточками, орехами, каштанами

свободные катушки для наматывания на них ниток, веревочек, проволочек

различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, кнопки

наборы веревочек и лент разной длины, ширины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов

наборы пластмассовых или деревянных палочек разной длины, толщины

разноцветные прищепки;

закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков, винтиков

"чудесный мешочек", "коробка сюрпризов", в которых мы с детьми проводим обследование предмета с двух сторон

познавательные игры с предметами различной фактуры, где дети обследуют предметы осязательно-двигательным путём (дерево, металл, пластмасса, керамика, стекло, ткани, бумага)

Игры с прищепками так же развивают мелкую моторику рук. В работе с детьми постоянно использую игры с прищепками. Эти игры хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Занимаемся последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходим от простого к сложному.

Шнуровки— использую в работе дощечки и игрушки-шнуровки для сшивания и вышивания шнуром; нанизывание бус, пуговиц на нитку, леску, передвижение разноцветных косточек.

Пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика.

На каждом занятии, в индивидуальной коррекционной работе провожу пальчиковые игры.

Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр

1. Перед игрой с ребенком обсуждаю ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинация пальцев, движения.

2 Перед началом упражнений с детьми разогреваем ладони легкими поглаживаниями.

3 Все упражнения выполняем в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе, вовлекаем, по возможности, все пальцы руки.

4 Слежу за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

5. Добиваюсь, чтобы упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.

Пальчиковые игры с предметами: карандаши, орехи, каштаны, косточки.

Массаж кистей и пальцев

Массаж улучшает кровообращение пальцев рук, тонизирует мышцы рук, при этом активизирует центры головного мозга. В коррекционной работе с детьми с нарушением зрения массаж провожу в игровой форме, чтобы привлечь внимание ребенка («Пила», «Пироги», «Утюг». Имитационные движения для кистей рук: мытье рук перед едой, стряхивание воды с кисти, полоскание белья, надевание перчаток, поглаживание кошки, пальчики танцуют). Для получения максимального эффекта, тренируем с детьми каждый пальчик в отдельности. При этом движения должны быть не только динамическими (развивающие подвижность пальцев рук, но и расслабляющие (нормализующие мышечный тонус, и статические (удерживание пальцев рук в определенной позе). Это могут быть и простые поглаживания кистей рук, и массирование пальчиков, сжимание и разжимание кулачков, ладушки. Можно использовать предметы, например, предложить ребенку покрутить в ладошках маленький шарик (каштан, шишку, перекладывая его из одной руки в другую. Хорошо укрепляют мышцы рук, развивают мышечную силу сжимания резиновой губки, теннисного мячика, массажного мячика. Одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие мелкой моторики, является Су-Джок терапия.

В процессе применения всех этих методик развиваются мелкие мышцы рук, совершенствуются двигательные навыки пальцев рук, развивается ручная умелость, тактильного ощущения, осязательное восприятие, происходит стимуляция умственной деятельности.

Публикации по теме:

Краткосрочная проектная деятельность «Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Краткосрочная проектная деятельность «Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий.

Использование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зренияИспользование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения Игра позволяет включить в процесс познания окружающего все анализаторы. При этом надо заметить, что дети испытывают затруднения при обследовании.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.

Мастер-класс по развитию мелкой моторики «Осеннее дерево» для дошкольников с нарушением зренияМастер-класс по развитию мелкой моторики «Осеннее дерево» для дошкольников с нарушением зрения Мастер-класс по развитию мелкой моторики «Осеннее дерево» для дошкольников с нарушением зрения. Цель: создание красивой композиции «Осеннее.

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у младших дошкольниковНетрадиционные методы развития мелкой моторики у младших дошкольников «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие.

Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения»Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения» Развитие осязания и мелкой моторики - помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, класси-фицировать окружающие его предметы,.

Консультация «Специфика работы учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения» Специфика работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения. Работа учителя – логопеда в детском саду для детей с нарушением.

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи Рекомендации для воспитателей. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями.

Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения.Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Автор - Серова Ольга Дмитриевна, соавтор - Дьяконова Елена Сергеевна. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация учителя-дефектолога «Традиционные методы развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ нарушением зрения»
Опубликовано: 31 декабря 2023 в 00:20
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация учителя-дефектолога «Традиционные методы развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ нарушением зрения»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Гришина (УИ 266929) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД