Наталья Игнатьева
Консультация «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания ребенка–дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине. Преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать богатства. Духовно-нравственное воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.
Публикация «Консультация „Сказка как средство духовно-нравственного воспитания ребенка–дошкольника“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Центральной идеей воспитания любви к отечеству у русских педагогов была идея народности. Так, К. Д. Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Именно он ввел термин «народная педагогика», сочетая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств.
В. А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Детство привычно воспринимать как поэтический возраст. Ребенок, словно поэт, открывающий в мире прекрасные стороны, ещё чужд требованиям насущных потребностей и жизни. Мир ему видится в цветах, формах, движениях, которые «делают его ареной красоты».
Для ребенка мир – область его игр и его радости жизни. Детская жизнь состоит из фантазий и чувств, дети непрерывно раскрашивают её образами и формами, в которых красота преобладает «над всяким аспектом полезности»
В детях существуют унаследованные и естественные различия темперамента, разнообразные устремления, их умственные способности и привычки. Все в разной мере соответствуют образу детства, который сегодня господствует в нашей культуре. Кроме того, в процессе воспитания, выходя из детских мечтаний, дети по-своему познают реальность вещей и, согласно личным запросам, находят свой путь в этом мире.
Учитывая важность позиций ответственности за всестороннее развитие детей, особое почтение, указываемое детство и его потребности жить в своем собственном мире и насколько возможно под защитой от худших сторон жизни, – всё это остается одной из задач духовно – нравственного воспитания и долгом родителей и педагогов.
Духовно-нравственное воспитание должно позволить детям наслаждаться спокойствием своего мира. Время и заботы, любовно и бережно уделенные взрослыми детям, никогда не будут потеряны впустую.
В духовно-нравственном воспитании ребенка немаловажную роль играют сказки. Малыш постоянно просит почитать их или поставить мультфильм, чтобы ещё и ещё раз услышать про своих любимых героев. Ребенок часто подражает им, старается быть на них похожим.
Когда начинаешь рассматривать сказку с различных точек, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения.
Слушая сказки в детстве, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активирован в случае необходимости, а не будет ситуации – так и останется в пассиве.
Сказка может дать символическое предупреждение о том, как будет разворачиваться ситуация. Поэтому сказка для детей связана, прежде всего, с осознанием смысла сказочных событий и их взаимосвязи с ситуациями в реальной жизни.
Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: «Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». Будет более мудрым и созидательным.
Сказка это волшебство, а волшебство – это ещё превращение. В сказке – реальное, а в жизни внешне не всем заметное. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир.
Сказка – это ещё терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта.
Ребенка привлекают невероятность сказочных событий, очарование вымысла, победа добра над злом.
Оказывается, без знания сказок самое блестящее воспитание и образование не полноценно.
В сказках противоборствуют лишь чрезвычайно сильные и очень слабые, невероятно храбрые и невыносимо трусливые герои, великаны и карлики.
Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и радоваться, без которой человек не человек.