Юлия Конюхова
Сказка как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад по теме: «Сказка - как средство духовно - нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
На сегодняшний день, вопрос о воспитании личности молодого поколения стоит не на последнем месте. Отмечается снижение патриотического воспитания в обществе, семье, отсутствие ориентиров, положительных жизненных установок, снижение роли культурного воспитания детей. В результате мы можем наблюдать искажение понятий у детей о нравственных ценностях, таких как доброта, справедливость, милосердие и пр. В последнее время, к сожалению, увеличилось число дошкольников, у которых отмечаются нарушения поведения в виде гиперактивности, тревожности, склонности к агрессии и враждебности. В этой ситуации сказка может стать хорошим помощником в разрешении сложившейся проблемы. Так как, именно сказка своей ненавязчивостью, и скрытым смыслом между строк, помогает ребенку выбрать правильную модель поведения. Это наиболее эффективный метод, чем, например, скучные нравоучения взрослых
Публикация «Сказка как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Сказка знакомит детей с окружающим миром. Благодаря ярким художественным образам, этот процесс становится очень увлекательным и понятным ребенку. В сказке обязательно присутствуют две нравственные категории – добро и зло. Соблюдение этих нравственных норм ассоциируется с добром. Нарушение нравственных норм и правил, отступление от них- расценивается как зло. Понимание этого побуждает ребенка вести себя в соответствии с нравственными требованиями общества.
Для педагогов не является секретом тот факт, что сказка особенно эффективна при работе с дошкольниками. И для этого есть причины. Рассмотрим их.
1) У детей дошкольного возраста восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка.
Сказка манит ребенка, помогает ему мечтать и фантазировать, раздвигает границы реальности. Для ребенка сама сказка становится реальностью. Именно посредством сказки, ребенок может примерить на себя взрослый мир, пережить эмоции, побывать в определенных обстоятельствах.
2) У малышей сильно развит механизм эмоционального включения, то есть ребенок сопоставляет с себя с героем, переживает его чувства, присваивает себе его ценности, нормы. Благодаря этому, ребенок, сравнивая себя с персонажем сказки, может понять, что не только у него есть какие то проблемы, страхи, переживания. Сказка помогает ребенку найти выход из трудных ситуаций, найти ответы на множество вопросов, способы решения конфликтных ситуаций. Сказка учит верить в себя и свои возможности. Учит верить в справедливость, победу добра над злом.
Патриотическое воспитание – это воспитание чувства ответственности. Народные сказки – уникальный способ раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как: победа добра над злом (на примере сказки «Золушка», дружба (на примере сказки «Теремок», трудолюбие и взаимовыручка (на примере сказки «Репка», ответственность за меньших, уважение к родителям, любовь друг другу (на примере сказки «Гуси-лебеди», помогают распознать хитрость и обман (на примере сказки «Лиса и Журавль»).
Слушая сказку, ребенок отождествляет с себя с положительными героями, которые, как правило, наделены такими качествами как смелость, честность, доброта, упорство. Девочки видят в героинях сказки образец для подражания, который помогают сформировать женские черты характера (рукоделие, хозяйственность, забота, любовь). У мальчиков формируется модель поведения настоящего мужчины (отвага, храбрость, желание защищать близких, помогать слабым).
К сожалению, в наше время сказка, как и другие элементы традиционной культуры утрачивают свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные мультфильмы, книги, фильмы которые сказку представляют как просто развлекательное действие, которое не несет в себе нравственно-поучительного смысла. И наша задача, как педагогов, не дать уйти в забвение сказке как первому учителю жизни ребенка. Сказка помогает воспитывать ребенка в традициях его народа, Через передачу сказки прослеживается связь поколений. Ведь при рассказывании сказки бабушки внукам, а потом и выросшими внуками своим детям, в сказке сохранятся не только сюжет, но и речевые обороты, поэтичный язык насыщенный афоризмами, эпитетами, повторами.
Сегодня сказка является одним из способов объединить взрослого и ребенка. Возродить традиции нашего народа, духовный опыт нашей культуры, учит быть добрыми и справедливыми. Хотелось бы верить, что чтение сказок останется доброй традицией в каждой семье. Ведь сказка создает теплую атмосферу и дома, и в детском саду. И, конечно же, добавляет чуточку волшебства в нашу жизнь.