Надежда Мокрушина
Консультация «Развитие слухового внимания и восприятия у детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Основой для понимания смысла сказанного-является фонематический слух (различение звуков речи)При несформированностиречевогозвукоразличения ребенок воспринимает не то,что ему сказали,а то что он услышал. "Лес" превращается в "лист"или "лису" т. д.
Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных,музыкальных и бытовых шумов,голосов животных и людей,щебета птиц. При этом различение неречевых звуков должно сопровождаться развитием чувства ритма. С другой стороны эти упражнения полезно выполнять с закрытыми глазами. ,без опоры на зрение.
Публикация «Консультация „Развитие слухового внимания и восприятия у детей с ОНР“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В логопедии разработаны и успешно применяются на практике специальные упражнения для формирования слухового внимания и восприятия,для формирования неречевого звукоразличения. Важно отнестись к этим упражнениям серьезно,уделить им столько времени и внимания. сколько понадобитьсяи при этом не забывать,что занятия должны быть еще и интересными для ребенка.
Хочется предложить несколько игр для свободной игровой импровизации.
1 Упражнение "Чудо-звуки"
Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков. Обсудите их-какие похожи,чем различаются,где их можно услышать,какие кажутся знакомыми и т. д.
Начинать нужно с прослушивания хорошо знакомых вам и ребенку звуков. Можно звуки разделить по сезонам и слушать их на прогулке. Зимой-скрип снега,весной -пение птиц,шум ветра. Летом-жужжание пчел,стрекотание кузнечиков. Осенью -шум дождя,шуршание листьев под ногами. В городской местности постоянный шум машин,трамваев,голоса людей и т. д.
2 Упражнение"Колокольный звон"
Малыш должен закрыть глаза и угадать где звенит колокольчикРебенок должен повернуться к тому месту,откуда слышен звук. Эту игру можно заменить на более веселый и сложный вариант-"жмурки"Где ребенок исполняет роль водящего.
3 упражнение"Что как звучит?"
сделайте с ребенком волшебную палочку постучите палочкой по предметам находящимся в доме. Пусть ребенок запомнит эти звуки и находит предметы,которые звучали по вашей просьбе. Более сложный вариант -узнавание звуков без опры на зрение. Ребенок отвечает на вопросы:"По какому предмету я постучала? А сейчас? Что звучит похоже?"
4 Упражнение "Угадай что звучало?"
Проанализируйте с ребенком бытоые шумы-звук шагов,телефонный звонок,скрип двери,тиканье часов,шум льющейся воды и т. д. Ребенок должен научиться узнавать эти звуки с открытыми и закрытыми глазами. Постепенно надо приучать ребенка удерживать в памяти "голоса" всех предметов доводя их количество до 7-10.
5Упражнение"Громко-тихо"
Попросите ребенка произнести слог,слово,гласный звук громко,потом тихо; протяжно,отрывисто ;высоким голосом,низким. Как вариант можно вспомнить каких-то сказочных персонажей и разыгрывайте небольшие диалоги,узнавайте героев по голосу,меняйтесь ролями.
Количество игр для развития слухового внимания большое. Эти игры не требуют особой подготовки,но ими можно заинтересовать ребенка и с помощью их у детей развивается слуховое внимание и фонематический слух. Играйте с детьми и от этого выиграете вы и ваш ребенок.