МААМ-картинки

Проект для работы с детьми 5–7 лет «Внедрение эффективных методов развития слухового восприятия у детей»

Анна Кочанова
Проект для работы с детьми 5–7 лет «Внедрение эффективных методов развития слухового восприятия у детей»
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

«ПОДПОРОЖСКИЙ ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»

«Внедрение эффективных методов развития слухового восприятия у детей»

Музыкальный руководитель:

Кочанова Анна Николаевна

г. Подпорожье

2015г.

Автор проекта : музыкальный руководитель Кочанова А. Н.

Продолжительность проекта : ноябрь 2014- июнь 2015 (долгосрочный)

Тип проекта : познавательно-творческий

Публикация «Проект для работы с детьми 5–7 лет „Внедрение эффективных методов развития слухового восприятия у детей“» размещена в разделах

Участники проекта :

дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, специалисты, родители, социальные партнеры- городская детская школа искусств, детская центральная библиотека.

Возраст детей :

5,5- 7 лет

Направление реализации проекта – развитие слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Обоснование необходимости проекта.

Исходя из данных анкетирования, родители мало внимания уделяют музыкальным игрушкам, имитирующим естественное звучание: барабанам, дудочкам, гармошкам, трещоткам, ложкам, свистулькам и т. д., отдавая предпочтение музыкальным игрушкам с синтезированным звуком. Но такие музыкальные игрушки зачастую имеют неестественную окраску звука, а значит, могут отрицательно повлиять на развитие слухового восприятия детей дошкольного возраста.

Очень многие дети совсем не умеют слушать других людей – своих сверстников, педагогов, не могут воспринимать словесную инструкцию, сосредоточить свое внимание на звуках, которые окружают их в повседневной жизни. Обучая ребенка слушать звуки мира, звуки жизни, мы будем развивать у него умение воспринимать музыку. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону в развитии ребенка, тем меньше проблем у него будет в дальнейшей школьной жизни.

Обращение к проблеме развития слухового восприятия потребовало провести теоретическое и практическое исследования. Была проанализирована научно-методическая литература по вопросам развития слухового восприятия дошкольников, на основе диагностических материалов выявлены наиболее часто встречающиеся проблемы развития слухового восприятия детей : неспособность рассказать о настроении музыки, ее характере; недостаточный словарный запас; неумение различать тембры музыкальных инструментов, интонировать мелодию; различать свою партию в оркестровой фактуре; верно передавать ритмический рисунок.

Гипотеза:

Если организовать целенаправленную работу по развитию у детей старшего дошкольного возраста слухового внимания и восприятия, то это будет способствовать:

развитию коммуникаций через :

Сотворчество

Созидание

Сопереживание

• У детей – развитию слухового восприятия, что влияет на развитие музыкальных способностей, развитие предпосылок успешной социальной адаптации.

• У родителей – создание условий в семье для развития у детей музыкальных способностей.

У педагогов-повышение профессиональной компетентности по вопросам развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

• У социальных партнеров- мотивация детей к получению музыкального образования в ДШИ.

Актуальность проекта.

Актуальность проекта обусловлена целью современного образования, в котором музыкальному образованию отводится одна из ведущих ролей в нравственно-эстетическом воспитании ребёнка, удовлетворение его индивидуальных потребностей, развитие творческого потенциала;

задачами современного образования, которые отражаются в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности);

особенностью современной ситуации, когда искусству и культуре отводится значимая роль в воспитании подрастающего поколения, в формировании его мировоззрения на лучших и достойных подражания образцах мировой музыкальной культуры.

Цели и задачи проекта.

Цель: развитие интереса и потребности детей старшего дошкольного возраста в творческом самовыражении, умения слушать, воспринимать звуки окружающего мира, в том числе и музыкальные звуки.

Задачи:

1. Выделить эффективные методы и педагогические технологии для развития слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

2. Расширить кругозор детей старшего дошкольного возраста через восприятие звуков окружающего мира, через знакомство с лучшими образцами мировой музыкальной культуры, музыкальными инструментами.

3. Вовлечь дошкольников в разные виды организованной и самостоятельной музыкальной деятельности:художественно-эстетическую;познавательно-речевую; музыкально-театрализованную;игровую;продуктивные виды деятельности.

4. Развить умение импровизировать со звуком при игре на самодельных инструментах-игрушках.

5. Побуждать родителей к участию в совместной деятельности с детьми при реализации проекта.

6. Совершенствовать формы организации слушания (восприятия) музыки в детском саду.

Содержание проекта.

В условиях смены образовательной парадигмы планирование должно осуществляться не на основе жесткой регламентации, а на основе проектирования.

При разработке проекта я использовала научно - теоретические положения Д. Кабалевского, Н. Ветлугиной, Б. Теплова, А. Катинене и др. современных авторов.

Согласно учению Д. Кабалевского, на котором построена существующая система музыкального воспитания в России, ведущим видоммузыкальной деятельностипризнаетсявосприятие.

Б. Теплов, говоря о роли восприятия в музыкальном развитии, определяет способность к восприятию музыки и оценке ее, как развиваемую способность.

А. Катинене утверждает, что для развития музыкального восприятия детям необходимы не только определенные знания, но и накапливаемый опыт эмоциональных ощущений и представлений о музыке.

Главными психолого-педагогическими принципами, положенными в основу реализации проекта являются :

принцип новизны (использование новейших педагогических технологий и авторских моделей по исследуемой теме);

принцип активности и самостоятельности (побуждение детей к творчеству, сочинительству. Любое предложение ребенка должно быть зафиксировано и использовано в музыкальной деятельности);

принцип наглядности (предусматривает использование яркого и интересного иллюстративного и дидактического материала);

принцип партнерства (воспитанники должны чувствовать себя наравне со взрослыми, это объединяет, влияет на психологическую атмосферу)

принцип систематичности и последовательности (предусматривает усложнение поставленных задач в течение осуществления проектной деятельности).

Для реализации задач, которые определены в проекте, я использую разные формы и методы взаимодействия с участниками образовательного процесса.

Формы: групповые и индивидуальные формы общения (педагогический совет, семинар-практикум, консультация, непосредственная образовательная деятельность, мастер-класс, театральная постановка, концерт, праздник, развлечение).

Средства: учебники и пособия, иллюстрации и репродукции, дидактический материал, игровые атрибуты, малые скульптурные формы, музыкальные инструменты, аудио- и видео материалы, ИКТ, диагностический инструментарий, канцелярские принадлежности, настольные игры, игрушки,

Методы :

методы исследования и диагностики (наблюдение, анализ продуктов деятельности, беседа, тестирование, диагностические методики, опрос, анкетирование, игра, эксперименты со звуком)

• продуктивная деятельность (рисование, составление коллажей, вырезывание по контуру музыкальных инструментов, оформление альбома с иллюстрациями к прослушанным произведениям, изготовление шумовых инструментов, концертные выступления)

метод словесного творчества (составление ребусов по изучаемым темам совместно с родителями, совместно с педагогами, самостоятельно; речевое музицирование, декламация стихов, потешек, чтение историй о музыке и музыкантах)

метод эмоционально-телесного музицирования (использование звучащих жестов, активного слушания музыки, танцевальной импровизации, темброво-ритмические задания)

• театрализация (пластические этюды, психогимнастика, инсценировка песен, музыкальные сказки, сказки-шумелки)

Механизм реализации проектапредусматривает :

1. Тесное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса:работа с родительской общественностью с целью пополнения теоретических знаний, информационной поддержки, практических рекомендаций для работы с дошкольниками. Открытые занятия, участие родителей в праздниках, развлечениях, организации детского досуга, консультационное общение (личное, через информацию познавательных стендов, посредством интернета, является эффективной формой работы для налаживания взаимопонимания и взаимодействия всех участников образовательного процесса.

2. Совершенствование развивающей среды и материально-технической базы. Накопление видео, фото и текстового материалов, приобретение и изготовление дидактических игр, оборудование информационных стендов для родителей, оформление и оснащение музыкальных уголков в группах детского сада, широкое использование ИКТ технологий (использование устройств мультимедиа, интерактивных методов обучения).

3. Отслеживание результатов реализации проекта.

Ресурсы.

Для реализации педагогического проекта необходимо следующее ресурсное обеспечение:

1. Кадровые ресурсы: воспитатели; педагоги дополнительного образования; социальные партнёры.

2. Научно – методические ресурсы : методическая литература (самообразование, научное и теоретическое обоснование, публикации (обмен и распространение опыта, конспекты занятий, авторские проекты, программы и методические разработки педагогов и специалистов по проблеме развития восприятия дошкольников, современное учебное оборудование (оснащение учебно-развивающей среды, использование ИКТ (современные педагогические технологии).

3. Материально-технические ресурсы: музыкальный зал, развивающая среда в возрастных группах детского сада, мультимедийное оборудование, детские музыкальные инструменты, шумовые инструменты – самоделки.

4. Информационные ресурсы: сеть интернет (страничка музыкального руководителя на сайте образовательного учреждения, использование печатной продукции (газета, памятки, буклеты, информационные стенды, электронная почта, методическая копилка музыкального руководителя, периодические издания, материалы работы городского методического объединения музыкальных руководителей образовательных учреждений города.

Партнеры.

- Участники образовательного процесса учреждения.

- Социальные партнеры: городская детская школа искусств, детская центральная библиотека.

- Родители.

Целевая аудитория.

Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.

Работа по проекту проводится в старшей - подготовительной к школе группе для детей с ОНР структурного подразделения МБОУ «ПЦД и К».

Количество детей в группе – 12 человек. Основные мероприятия по реализации проекта проходят во время непосредственной музыкально-образовательной деятельности и индивидуальной работы с детьми.

Этапы реализации проекта

I этап – Аналитико-прогностический (ноябрь- декабрь 2014).

Задачи:

1. Изучить и проанализировать музыкально-педагогическую литературу по проблеме развития музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста.

2. Подобрать диагностический материал для проведения мониторинга реализации проекта.

3. Осуществить диагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста.

4. Сформулировать исходные позиции – цели, задачи и предполагаемый результат. Разработать план реализации проекта.

5. Разработать методические рекомендации по развитию восприятия детей старшего дошкольного возраста.

II этап – Практический (январь 2014– май 2015).

Задачи:

1. Апробировать методические разработки по развитию восприятия детей старшего дошкольного возраста.

2. Провести просветительскую работу для родительской общественности.

3. Повысить уровень профессиональной компетенции участников образовательного процесса, по вопросам развития восприятия дошкольников.

IIIэтап – Аналитический (июнь 2015 г.)

Задачи:

1. Осуществить диагностическое обследование развития музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста.

2. Проанализировать и оценить результаты работы по проекту с детьми старшего дошкольного возраста.

3. Обменяться опытом с музыкально - педагогической общественностью.

4. Разработать перспективы дальнейшего развития идей проекта.

5. Оформить практические рекомендации для участников образовательного процесса (печатный материал, сайт, презентация).

Ожидаемые результаты.

Ожидаемые результаты реализации проекта оценивается количественными и качественными показателями. Для оценки результатов используются методы исследования – наблюдение, анализ продуктов детской деятельности (рисунки, стихи, сказки-шумелки, самодельные инструменты и пр., беседа; диагностические методики по выявлению уровня развития восприятия музыки.

Анкетирование родителей и педагогов по вопросам изучения и анализа развития слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Реализация проекта приведет к следующим результатам:

1. Качественные показатели:

­ повышение уровня развития восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста на 30%;

­ повышение профессиональной компетентности педагогов и родителей по вопросам развития восприятия детей старшего дошкольного возраста;

­ внедрение новых технологий в воспитательно-образовательный процесс учреждения;

­ создание сплоченного детского коллектива с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка;

­ желание детей старшего дошкольного возраста в творческомсамовыражении, сочинительстве, совместном музицировании.

2. Количественные показатели:

­ отсутствие числа детей с низкой эмоциональной отзывчивостью на музыку;

­ разработка, и внедрение методических рекомендации по развитию восприятия детей старшего дошкольного возраста;

­ активность педагогов образовательного учреждения в продуктивных видах деятельности, составлении серии консультаций для родителей по развитию восприятия, музыкальных способностей.

Перспективы дальнейшего развития проекта.

Проблема развития восприятия актуальна, особенно на современном этапе развития нашего общества и образовательной системы, поэтому предполагается дальнейшая работа по реализации проекта, нахождению новых форм и методов, а также совершенствованию хорошо зарекомендовавших форм и методов развития восприятия в воспитательно-образовательной практике со всеми участниками образовательного процесса.

Возможность распространения проекта :

На локальном уровне:

разработка и внедрение проекта для детей среднего дошкольного возраста

день открытых дверей для родительской общественности,

- выступления детей перед другими дошкольниками;

- использование ИКТ в непосредственной образовательной деятельности.

На муниципальном уровне:

обмен опытом (городское методическое объединение музыкальных руководителей,

разработка авторской игровой технологии «Маленький музыкант»,

подготовка детей и участие в фестивале детского творчества «Музыкальная мозаика».

На региональном уровне:

публикация в сборниках, размещение рекомендаций на сайте образовательного учреждения МБДОУ «ПЦД и К»

распространение опыта на педагогических порталах и сайтах сети Интернет.

Программно-методическое обеспечения по проблеме проекта :

Учебно- методические пособия :

1. Тютюнникова Т. Э. 1)Уроки музыки (система обучения К. Орфа);

2)«Бим! Бам! Бом!».

2. Онтогенез музыкальных способностей. Москва, «Педагогика», 1988

Давыдова М. А.

3. Т. Н. Девятова «Звук волшебник» Образовательная программа по воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Линка – пресс, М, 2006 год. Н. А. Ветлугина «Детский оркестр», Москва, 1976 год.

4. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», М, 2001

5. В. Жилин «Орф – урок», Е-г, 1995

6. Ю. А. Бугельский «Игрушки – самоделки в детском саду», М, 1995

7. Журналы: «Дошкольное воспитание». 1997- 1999 гг.

«Музыкальный руководитель». 2004. № 1 – 6; 2005. № 2

«Музыкальная палитра». 2002. № 2; 2004. № 1 – 5; 2005. № 1 – 5

8. О. Н. Кузнецова «Мастерилка. Домашний оркестр»

Предметно-развивающая среда.

среда ПДШИ: музыкальные инструмент)

среда ДОУ:

- групповой мини-центр познавательного развития (материал для экспериментальной деятельности,

- групповой мини-центр художественно-эстетического развития (музыкальные игрушки, инструменты, музыкальная фонотека, аудиозаписи со звуками

природы, дома, улицы, с программными музыкальными произведениями для слушания, магнитофон,

-Творческая лаборатория «Волшебный звук»- (бросовый материал, модели, алгоритмы создания музыкальных инструментов-игрушек,

- музыкальный зал (музыкальные инструменты, музыкальная фонотека, музыкальный центр)

Музыкально- дидактические игры по всем видам музыкальной деятельности детей.

- мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, мультимедийный экран)

Презентации:

-«Лесной концерт» 6 частей по группам музыкальных инструментов

-Сказки-шумелки – авторские разработки

- распевки-чистоговорки (звуки речи)

-Интерактивная игра «Подбери мелодию»

• Мнемотаблицы.

Публикации по теме:

«Использование эффективных методов и приемов работы по формированию у детей основ правовых знаний». МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 16» г. Ливны «Использование.

Дидактическая игра для развития тактильного восприятия «Одень куклу по сезону» для детей 5–7 лет с нарушением зренияДидактическая игра для развития тактильного восприятия «Одень куклу по сезону» для детей 5–7 лет с нарушением зрения .

Мастер-класс для педагогов «Применение и внедрение игровых методов и способов в детском саду» Мастер-класс на тему: «Применение и внедрение игровых методов и способов в детском саду».Формирование творческой личности малыша инновационное.

Ознакомительная часть для занятий с детьми в Центре раннего развития для детей от 3 до 4 лет Занятие 1 Тема: «Знакомство. Правила поведения на занятиях» В холе ребят встречает педагог с игрушечным зайчиком в руках и приглашает их.

План работы «Внедрение игровых форм для гиперактивных детей посредством творческого развития» в рамках проекта «Шустрик»План работы «Внедрение игровых форм для гиперактивных детей посредством творческого развития» в рамках проекта «Шустрик» Октябрь Тема: «Коллективная работа «Петушок из осенних листьев». Цель: Продолжать способствовать овладению детьми творческой продуктивной.

Опыт работы «Развитие слухового восприятия детей с нарушениями слуха на занятиях в дошкольной группе» Развитие слухового восприятия детей с нарушениями слуха на занятиях в дошкольной группе. Актуальность и перспективность опыта. Занятия.

Проект для работы с детьми 2–3 лет «В гости к сказке»Проект для работы с детьми 2–3 лет «В гости к сказке» Тип проекта: познавательно – речевой, групповой. Продолжительность проекта: средне – срочный С 01.10.2016г. – по 01.04.2017 г. Участники.

Развитие слухового восприятия дошкольников с нарушениями интеллекта Развитие слухового восприятия дошкольников с нарушениями интеллекта. Выполнила: учитель-дефектолог МБДОУ ДС №5 г. Челябинск Силантьева.

Систематизация методов и приемов в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию фонематического восприятия. Цель: Составить систему работы по развитию фонематического восприятия детей старшей группы ОНР. I этап - узнавание неречевых звуков. С целью.

Занятие по обучению произношению, развитию слухового восприятия с элементами фонетической ритмики «В магазине игрушек». Тема: «Автоматизация и дифференциация гласных звуков на слух и в произношении на материале изолированного звука, слога, слова. Задачи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект для работы с детьми 5–7 лет «Внедрение эффективных методов развития слухового восприятия у детей»
Опубликовано: 13 ноября 2017 в 13:03
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект для работы с детьми 5–7 лет «Внедрение эффективных методов развития слухового восприятия у детей»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Кочанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД