Ольга Гольцева
Консультация для родителей и воспитателей «Развитие слухового внимания и восприятия. Подборка игр и упражнений»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях:
-с одной стороны развивается восприятие обычных звуков,
-с другой стороны – восприятие речевых звуков, т. е. формируется фонематический слух.
Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и начинают развиваться в младенческом возрасте.
Формирование неречевого слухового восприятия включает улавливание и дифференциацию звуков окружающего мира, различение звуков по громкости, а так же определение источника и направления звука
Публикация «Консультация для родителей и воспитателей „Развитие слухового внимания и восприятия, Подборка игр и упражнений“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры на развитие внимания
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Умение сосредотачиваться на звуках называется слуховым вниманием, это важная способность, которую необходимо развивать. Она дает возможность научить детей осознанно пользоваться слухом, данного от природы. Специальное обучение в этом направлении поможет ребенку лучше ориентироваться в пространстве, избежать несчастных случаев (например, при переходе через улицу). При этом следует учесть, что звуки могут восприниматься только на слух или с опорой на зрение (слухозрительно).
Неречевое слуховое восприятие включает в себя: - звуки природы (шум ветра, звуки дождя, шелест листьев и т. д.);
- звуки, которые издают животные и птицы; - звуки, которые издают предметы и материалы (стук молотка, скрип двери, тиканье часов, звон посуды и т. д.); - транспортные шумы (сигнал автомобиля, скрип тормозов, стук колес поезда и т. д.); - звуки, которые издают. Различные звучащие игрушки (погремушки, свистульки, пищалки); - звуки музыкальных инструментов.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ НА МАТЕРИАЛЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ
-«Звуки улицы» на различение звуков природы, транспортных шумов.
-«Звуки комнаты» на различение звуков, которые издают предметы домашнего обихода.
-«Постучим, погремим» на восприятие звуков различных предметов (шуршание бумаги, шуршание пакета, стук ложки о тарелку или о стенки чашки и т. д.).
-«Что упало?» (мяч, ложка, кубик, мягкая игрушка или листок бумаги).
-«Найди такой же» на различение звуков сыпучих материалов (баночки, наполненные разными крупами).
-«Музыканты», с использованием детских музыкальных инструментов.
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ ПО ГРОМКОСТИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ ИСТОЧНИКА ЗВУКА
-«Хлопаем, топаем».
-«Два зайчика» с использованием разного вида парных игрушек (например, большой барабан барабанит громко, а маленький тихо).
-«Где звенит?» на определение местонахождения звука, ориентировка в пространстве относительно себя сзади – спереди, у окна, у двери (показывают, поворачиваются или называют).
-«Далеко – близко», в игре формируются представления о том, что если источник звука находится рядом, то звук громкий, если далеко, то звук тихий.
ИГРЫ НА ВОСПРИЯТИЕ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ НА СЛУХ РАЗЛИЧНОГО ТЕМПА И РИТМА
(с использованием музыкальных инструментов, звучащих игрушек).
-«Медведь и зайчик» (с бубном или погремушкой, медведь ходит медленно, зайчик прыгает быстро.
-«Колокол и колокольчик» в зависимости от размера быстро или медленно.
-«Две тучки» в зависимости от размера тучки капли падают медленно (из маленькой) и быстро (из большой).
-«Шагаем, танцуем» с бубном на различение ритмического рисунка.
Формирование речевого слуха включает в себя способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного язка, а так же понимать смысл различного сочетания звуков – слова, фразы, тексты. Развитие речевого слухового восприятия помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.
Слуховое восприятие проходит следующие стадии:
-восприятие со зрительной опорой, ребенок слышит название предмета и видит данный предмет или картинку.
-слухозрительное восприятие, ребенок слышит голос и видит говорящего, его лицо и губы.
-чисто слуховое восприятие, ребенок только слышит голос и не видит говорящего, ни картинки, ни явления, о котором говорят.
Процесс развития речевого слуха проходит от простого к сложному, задания усложняются постепенно, так сначала работа над звукоподражанием, затем короткие слова, далее более длинные и сложные, а потом фразы (соответственно короткие и длинные). Кроме того, сначала слова и фразы со зрительной опорой, в дальнейшем без нее, только на слух.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА
-«Кто как голос подает» на звукоподражание голосам животных, птиц (сначала покажи, потом назови).
-«Прокатим зайчика» на звукоподражание различным видам транспорта.
-«Кто позвал?» различение голосов (детей в группе или знакомых людей).
-«Три медведя» различение тембра и интонации.
-«Колобок» (кто хочет съесть колобка) на различение тембра и интонации.
-«Найди картинку или игрушку» умение воспринимать и дифференцировать слова (количество картинок или предметов постепенно увеличивается).
-«Кто, что делает?» умение выделять и называть действия людей по картинкам.
-«Слушай и выполняй» выполнение речевых инструкций, сначала в одно действие, затем цепочку действий.
-«Выполни задание» умение выполнять действия с предметами и игрушками.
-«Верно – неверно», «Живое – неживое», «Съедобное – несъедобное» игры с правилами.