Ольга Морозова
Приложение к теме по самообразованию «Развитие слухового восприятия через прослушивания аудиозаписи»
▼ Скачать + Заказать документы
Приложение 1
Примеры игр и упражнений для развития слухового внимания
Что слышно
Цель: развитие умения прислушиваться и по звуку определять его происхождение.
Содержание: педагог привлекает внимание детей то к двери, то к окну, предлагает послушать и запомнить, что за ними происходит. Затем каждый ребенок должен рассказать, что было слышно за дверью и за окном (шаги людей, скрип двери, шум ветра, разговоры детей, телефонный звонок и т. д.).
Определи, что слышится
Публикация «Приложение к теме по самообразованию „Развитие слухового восприятия через прослушивания аудиозаписи“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Цель: развитие умения прислушиваться и определять источник звука.
Оборудование: ширма, различные предметы.
Содержание: педагог предлагает детям определить, что они слышат. Из-за ширмы доносятся различные звуки, например: звук льющейся воды из стакана в стакан; шуршание бумагой - тонкой и плотной; разрезание бумаги ножницами; звук упавшего на стол ключа; судейский свисток; звонок будильника; стук ложечки о стенки стакана; звон бокалов; хлопок в ладоши; стук деревянными или металлическими ложками друг о друга; постукивание костяшками пальцев по столу и др.
Возможно одновременное звучание двух-трех различных звуков (шумов).
Шумящие коробочки
Цель: развитие умения прислушиваться и различать шумы по громкости.
Оборудование: набор коробочек, которые заполнены различными предметами (спичками, скрепками, камушками, монетками и др.) и при сотрясении издают разные шумы (от тихого до громкого).
Содержание: педагог предлагает ребенку потрясти каждую коробочку и выбрать ту, которая шумит громче (тише) других.
Повтори
Цель: развитие умения прислушиваться и запоминать серию звуков.
Содержание: педагог производит серию неречевых звуков, например: один щелчок языком, два хлопка в ладоши, три притопа ногой; один хлопок по коленям, два хлопка в ладоши, один щелчок пальцами. Ребенок должен запомнить и повторить предложенную серию.
Колокольчик
Цель: определение направления звука в пространстве. Оборудование: колокольчик.
Содержание: водящий стоит в кругу с закрытыми глазами. Один из детей звонит в колокольчик. Водящий должен отгадать, кто это сделал.
Определи, откуда звук
Цель: определение направления звука в пространстве.
Оборудование: колокольчик.
Содержание: ребенок закрывает глаза. Педагог отходит от ребенка в разных направлениях и звенит в колокольчик. Ребенок должен показать и объяснить, где звенел колокольчик (спереди, сзади, слева, справа, сзади вверху и т. д.).
Далеко - близко
Цель: определение расстояния звучания.
Содержание: выбирается водящий. Он закрывает глаза. Педагог называет имя водящего то близко от него, то на расстоянии. Водящий должен сказать близко или далеко находится педагог.
Формированию звуковысотного, ритмического, динамического элементов слуха способствуют занятия музыкально-ритмической деятельностью : пение с различными заданиями, слушание разнохарактерной музыки, игра на музыкальных инструментах, выполнение движений под музыку.
Высоту, длительность, силу звучания дети улавливают точнее при использовании игровых опор. Например, повышение и понижение мелодии можно изображать при помощи прыжков куклы-Петрушки по лесенке вверх и вниз, а песенки исполнять голосами медведя и лисички, то есть в различных регистрах.
Различай веселую и грустную музыку
Цель: различение характера музыки.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись веселой и грустной музыки; две карточки, одна из которых раскрашена в светлый тон, другая - в темный (для каждого участника).
Содержание: у каждого ребенка по две карточки. Педагог просит детей определить, какая из карточек подходит для веселой музыки, а какая для грустной. После обсуждения детям предлагается прослушать музыку, а затем показать карточку, условно обозначающую ее характер.
Тихо и громко
Цель: различение музыки по громкости; соотнесение действий с силой звучания.
Оборудование: магнитофон, аудиокассета.
Содержание: дети встают в круг. Поочередно звучит то тихая, то громкая музыка. Под тихую музыку дети ходят на цыпочках, под громкую - топают ногами.
Варианты:
предложить детям использовать свои произвольные варианты движений, соответствующие силе звучания музыки;
использовать большой и маленький барабан: большой звучит громко, маленький - тихо;
на громкое звучание большого барабана отвечать громкой игрой на металлофоне, на тихое звучание отвечать тихой игрой на металлофоне;
на громкую музыку рисовать широкие и яркие полоски, на тихую - узкие и более бледные;
кружком одного цвета обозначать громкую музыку, другого - тихую;
найти игрушку, ориентируясь на громкое или тихое звучание колокольчика.
Какой музыкальный инструмент звучит?
Цель: различение звучания музыкальных инструментов.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись звучания детских музыкальных инструментов; набор картинок с изображением детских музыкальных инструментов (для каждого участника).
Содержание: дети садятся за стол. Перед каждым участником - набор картинок с изображением детских музыкальных инструментов. Детям предлагается прослушать аудиозапись звучания одного из них, а затем показать и назвать нужную картинку.
Кто поет - хор или солист?
Цель : различение источника музыкальных звуков (в дан ном случае - хора или солиста).
Оборудование: магнитофон, аудиозапись музыкальных отрывков в исполнении хора и солиста; две картинки, на одной - изображение хора, на другой - солиста (для каждого участника).
Содержание: у каждого ребенка по две картинки. Детям предлагается прослушать аудиозапись музыкального отрывка в исполнении хора или солиста, а затем показать нужную карточку.
Высокий и низкий звуки
Цель: различение высоты звуков.
Оборудование: детские музыкальные инструменты.
Содержание: детям предлагается слушать звучание инструмента и выполнять задание: на высокий звук поднимать руку вверх, на низкий - опускать.
Варианты:
использовать другие задания: расставлять на верхней и нижней полках игрушки в зависимости от тона звука; изобразить голосом воспринятый тон.
Звоночки
Цель: различение высоты звуков.
Оборудование: набор звоночков различного звучания.
Содержание: на столе находится набор звоночков. Ребенку предлагается выстроить их в ряд, начиная со звоночка, у которого самый высокий или самый низкий звук.
Движения под музыку способствуют развитию слухо-моторных координации, помогают ребенку воспринять ритм музыкального произведения, что в конечном итоге способствует ритмизации обычной речи, делая ее более выразительной.
Организация движений с помощью ритма развивает у детей внимание, память и внутреннюю собранность.
Двигаемся под музыку
Цель: различение звучания музыкальных инструментов; соотнесение движений с характером звучания.
Оборудование: барабан, гармошка, бубен.
Содержание: детям предлагается слушать звучание различных инструментов и выполнять задание: под барабан маршировать, под гармошку - танцевать, под бубен - бежать и т. д.
Варианты:
дети выполняют задания, не видя, на чем играет педагог (инструменты находятся за ширмой);
определить, что звучало: песня, танец, марш, колыбельная, и выполнить разные подходящие под музыку движения.
Будь внимателен
Цель: соотнесение движений с услышанной командой; обучение быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись веселой музыки.
Содержание: детям предлагается маршировать под музыку и слушать команды педагога. После команды нужно быстро выполнить задание:
Аист - стоять на одной ноге;
Птицы - бегать, раскинув руки;
Зайцы - прыгать и т. д.
Ударь в бубен
Цель: развитие чувства ритма.
Оборудование: бубен, набор карточек с нарисованными в разном порядке длинными и короткими полосками.
Содержание: на столе находится набор карточек и бубен. Каждому ребенку предлагается взять карточку и отбить бубном ритм, показанный с помощью полосок (длинные полоски - медленные удары, короткие - быстрые).
Быстро и медленно
Цель: развитие чувства ритма.
Оборудование: барабан, кукла (для каждого участника). Содержание: у каждого ребенка - кукла. Детям предлагается передвигать куклу на столько шагов вперед и в таком темпе, в каком педагог бьет по барабану ( например: три коротких быстрых удара, два медленных, два коротких быстрых удара).
Варианты:
можно предложить быстро или медленно, в соответствии с услышанным темпом, передвигать машинку по улице, нарисованной на листе картона, до автостоянки;
при помощи указательного и среднего пальцев изображать быстрый и медленный бег по столу в соответствии с воспринятым темпом звучания.
Приложение 2
Развитие разговорных навыков при помощи аудиокниг.
Бытует мнение, что развить разговорные навыки можно только в «живом» общении с партнером. Практика показывает, что это не так. На начальном этапе развития разговорных навыков партнер будет лишь мешать вам, а вы ему. Партнер понадобиться позднее для применения и поддержания наработанных навыков.
Для развития разговорных навыков достаточно просто заниматься проговариванием вслух за дикторами и персонажами диалогов. Начинать проговаривать нужно тогда, когда вы сможете четко улавливать звучание и понимать то, что собираетесь произносить, иначе велика вероятность того, что вы будете учиться говорить с ошибками. Чтобы убедиться в том, что вы четко улавливаете то, что собираетесь произнести, постарайтесь проиграть предложение в голове голосом диктора, а затем сравните это с оригиналом. Пока спонтанное проигрывание в голове не будет совпадать с оригиналом, произносить не стоит.
Произносить нужно громко, четко, стараясь максимально скопировать диктора своим голосом, повторяя все нюансы слитного произношения слов, а также интонации. По своей природе разговорные навыки большей частью являются моторной памятью ваших органов речи. Моторная память формируется исключительно за счет регулярных повторений каких-либо действий. Поэтому для развития разговорных навыков большое значение имеет систематическое повторение вслух одних и тех же фраз, желательно в разных контекстах и ситуациях.
Таким образом, для развития разговорных навыков вам необходимы аудиозаписи, и желательно, чтобы это были записи разговорной речи. Такими образцами разговорной речи могут являться диалоги из фильмов. Без аудиозаписей вы не сможете сформировать правильное произношение, и ваша речь будет смешной.
Если вы впервые произносите выражение на новом для вас языке, это может оказаться довольно не простой задачей. Не расстраивайтесь. Через это проходят все, включая носителей языка в раннем детстве, но т. к. вы уже не ребенок, вы добьетесь результата гораздо быстрее. Основной прием преодоления трудностей с произнесением иностранной фразы заключается в том, чтобы начать произносить ее не сразу целиком, а с небольшого элемента, который вы можете ухватить. Затем прибавляйте к этому элементу новые куски, пока не произнесете всю фразу целиком. Ваша моторная память поможет вам в этом.
Для развития хороших разговорных навыков проговорить придется довольно большое количество текстов. При этом, благодаря прослушиванию аудиозаписей, будут параллельно развиваться навыки восприятия речи на слух