Лилия Мухаева
Консультация «Ознакомление дошкольников с неживой природой»
▼ Скачать + Заказать документы
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы : днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой — предметы и явления неживой природы входят в жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы. Более того, это просто необходимо, особенно если дошкольное учреждение занимается экологическим воспитанием.
Публикация «Консультация „Ознакомление дошкольников с неживой природой“» размещена в разделах
В природе все взаимосвязано : растения, животные, почва, реки, воздух и находятся в неразрывном единстве — живая природа не может обходиться без неживой. Растение существуют только благодаря тому, что корнями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу, поглощая его свет и тепло. Растению нужен воздух, нужны влага и тепло — в таких благоприятных условиях оно хорошо себя чувствует: растет, цветет, дает плоды и радует глаз человека. То же можно сказать и о животных: они, как и растения, обладают жизненными потребностями, многие из которых могут удовлетворить лишь с помощью неживой природы. Все животные дышат воздухом, нуждаются в воде, комфортной температуре.
У человека связь с неживой природой еще сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая — природная или специально очищенная. Человечество потому и достигло таких высот в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы : добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта.
Таким образом, все явления и объекты неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания.
В программе «Юный эколог» (см. кн. : Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду,— М. : Мозаика-Синтез, 1999) первый раздел так и называется «Неживая природа — среда жизни растений, животных, человека». Он включает следующие подразделы: «Мироздание (Вселенная)», «Вода», «Воздух», «Почва и камни», «Сезоны». В каждом из них представлены две задачи: познакомить дошкольников с самими явлениями, их особенностями, свойствами, характерными признаками (первая задача); показать их связь с живой природой, продемонстрировать их значение в жизни растений, животных и человека (вторая — экологическая — задача). Решение первой задачи в большинстве случаев является традиционным (так, детей всегда знакомили со свойствами снега, воды и пр.). а взаимосвязанное решение двух задач — это новый, сугубо экологический подход.
Особо следует отметить первый подраздел, в котором представлены элементарные сведения о мироздании, о Земле и ее месте в Солнечной системе — это новые сведения для дошкольников, они впервые включены в программу. Экспериментальная проверка в детских садах нижепредставленной технологии показала: современные дошкольники 5—7 лет готовы к усвоению этих знаний, они их воспринимают с огромным интересом и эмоциональным откликом.
В работе с детьми по ознакомлению с явлениями неживой природы благоприятные периоды каждого сезона. Например, познание свойств снега происходит в зимний период, а изучение песка — в теплые месяцы, в него можно играть; ознакомление же с Луной, звездами, ночным небом целесообразно организовать в ноябре, декабре, январе — в это время самый короткий день, и поэтому возможны наблюдения на прогулке и т. д.