Светлана Садовникова
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с неживой природой в средней группе «Волшебница капельки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели занятия : Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья, вода - источник жизни;
Познакомить детей с понятием «круговорот воды в природе», Совершенствовать навыки проведения опытов и экспериментов.
Ввести в активный словарь детей слова : круговорот, путешествие.
Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов. Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с неживой природой в средней группе „Волшебница капельки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Неживая природа
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Оборудование: карточки – символы,дидактическая игра «Круговорот воды в природе», карточки -фон «круговорот воды в природе» -на каждого ребенка, цветныекартинки солнца, капельки, тучи – на каждого ребенка.
Аудиозапись: мину совка «Капельки прыг – прыг».
Материал: Стаканчики (по 3 шт) - с водой, с долькой лимона, молоком, ложечки (по 2 шт,кубики льда, трубочки, подносы, тарелочки на каждого ребенка, фартуки на каждого ребенка, игрушка Капелька, картинки с изображением свойств воды (6 шт., картинка капелька грустная – веселая, сок, эмблема с капелькой на каждого ребенка.
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель : - Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся. А сейчас подойдите все ко мне, мы с вами поприветствуем, поздороваемся друг с другом.
Игра-приветствие «Наши умные головки»
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки поработают,
Ножки потопают.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
Воспитатель : - А сейчас я приглашаю вас сесть на стульчики
(Дети садятся полукругом у доски. С обратной стороны мольберта спрятана игрушка Капелька.)
Воспитатель :
Поудобней садитесь,
Не вертитесь, не крутитесь.
Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла —
Только в садик я зашла,
Ко мне Капелька пришла (показывает Капельку,
Плачет бедная, грустит,
А потом мне говорит:
«Дети кран закрыть забыли,
И все капельки уплыли!»
И сказала я в ответ:
«Нет, таких детей здесь нет!
Воду попусту не льем,
Мы водичку бережем!»
Капелька заулыбалась
И у нас в гостях осталась.
Воспитатель:- Вот какая замечательная капелька пришла к вам в гости. Сегодня волшебная капелькаприглашает вас поиграть с ней, и выполнить ее задания, а так же научит вас новому и интересному.
Воспитатель:Готовы? - Есть такая поговорка: «Где вода — там жизнь». Воспитатель:- Что произойдет с нашими комнатными растениями, если мы перестанем их поливать?
Дети:Завянут и погибнут.
Воспитатель: - А какой станет наша групповая комната, если у нас не будет воды, чтобы вымыть пол?
Дети:Комната станет грязной.
Воспитатель: - А если мы перестанем мыть руки?
Дети:Можем заболеть от грязных рук.
Воспитатель: А почему вода нужна рыбе?
Дети:Она живет в воде – это их дом. Без воды рыба не проживет
Воспитатель: - Правильно,оказываетсявода нужна для жизни всем.
Ни умыться, ни напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут птица, зверь и человек.
И поэтому всегда всем везде нужна вода!
Воспитатель: - Давайте еще раз повторим и запомним поговорку? «Где вода - там жизнь!»
Воспитатель: - к воде ребята надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны, не засорять реки и водоемы.
Воспитатель: - А сейчас капелька хочет рассказать вам, как она путешествует. Хотите отправится в путешествие вместе с капелькой?
Дети: Да.
Воспитатель: - Тогда нам нужно подойти и сесть за столы.
Дидактическое упражнение «Круговорот воды в природе»
Положите перед собой картинки. Возьмите капельку и положите ее в реку.
- Каждый день восходит на небе солнце. Положите на картинку солнце. Солнце нагревает воду в реках и морях. Вода нагревается.
- Вот так и наша капелька нагрелась и поднялась вверх в виде пара. Переместите капельку на небо и положите на облако.
- На небе капелька остыла. Потому что, чем выше от земли, тем холоднее становится воздух.
Вот и на картинке, остывшая капелька снова стала водой. А ведь она не одна попала на небо — с ней еще много ее сестер-капелек. И стало облачко тяжелой дождевой тучей. Накройте облако тучей. Вскоре из тучи пошел дождь, во время которого наша капелька вместе со своими сестрами упала на землю. Переместите капельку на землю.
- Капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря. Так капелька начинает свой путь заново, нагреваюсь и поднимаясь вверх в виде пара. Вот этот путешествие капельки называют «круговорот воды в природе». Капелька «ходит» по кругу, она возвращается туда откуда пришла. Давайте повторим и постараемся запомнить эти слова «круговорот воды в природе».
(приложение 1)
Воспитатель: - Молодцы, ребята, вот вы и попутешествовали с капелькой. А сейчас Капелька, приглашает вас поиграть с нейв игру. (музыкальная мину совка «Капельки прыг – прыг»)
Динамическая пауза «Капельки прыг - прыг»
Воспитатель:-Ребята, капельке так нравится у вас в гостях, и как вы с ней играете, что она за ваши старания захотела раскрыть секрет.
- Знаете ли вы, сколько тайн у воды? Одна? Две? Три?Оказывается, гораздо больше. Чтобы проникнуть в эти тайны, нужно быть наблюдательным и терпеливым.
- Вы готовы узнать секреты волшебницы-воды (ответы детей) ну тогда, нам нужно подойти к волшебному столу, который поможет нам, разгадать все ее секреты.
Воспитатель: но прежде чем мы сядем за волшебный стол, нам нужно одеть волшебные фартуки.
- И так начнем.
Опыт 1. «Вода прозрачная»
Перед вами стоят два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком - нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком - нет. Вот мы с вами и убедились, что вода на самом деле-прозрачная.
Вывод: вода прозрачная, а молоко - нет. (показ символа).
Опыт 2 «Вода - жидкая, может течь»
Воспитатель: А теперь давайте послушаем песенку (предлагает детям перелить воду из одного стакана в другой). Что делает вода?
Дети:Вода льется, течет, переливается, и мы слышим ее)
- Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью. (показ символа).
Воспитатель: А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды?
Опыт 3. «У воды нет вкуса»
(Предложите детям попробовать через соломинку воду.)
Воспитатель:Возьмите трубочки и попробуйте воду. Какая она на вкус?
Дети:безвкусная
Воспитатель:- Правильно, вода не имеет вкуса.
(можно дать для сравнения попробовать сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Надо доказать им, что у воды нет вкуса. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых (в том числе и в детском саду, что вода очень вкусная. У них формируется соответствующий стереотип, представление. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то судовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.
( Второй стакан: в воду добавим сахар. Ребенок пробует воду. Сладкая.
Воспитатель: Что мы сюда добавили, каквы думаете?
Дети: Сахар.
Воспитатель: Да, ребята, сюда мы добавили сахар и вода стала сладкой.
Воспитатель: (третий стакан) - попробуй, Ваня, какая здесь вода?
Ребенок: Кислая
Воспитатель:Да, ребята, сюда я добавила сок лимона, и вода стала кислой. Правильно теперь вода поменяла вкус, потому, что мы добавили туда лимон. Вода приобретает вкус того вещества которое мы добавили.
Вывод: У воды нет вкуса, но его можно изменять. (показ символа).
Опыт 4 «У воды нет запаха»
А если теперь мы ее понюхаем, то изменился ли запах у воды?Предложите детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет).
(Как и в предыдущем случае, из самых лучших побуждений они вас начнут уверять, что вода очень приятно пахнет. Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья.)
Дети: Да, вода стала пахнуть лимон
Воспитатель: Правильно, а почему?
Дети: Потому, что лимон пахнет.
Воспитатель: Да, потому, что у лимона есть запах.
Значит теперь какие мы можем сделать выводы?
Вывод: Чистая вода не имеет запаха, но если в нее добавить вещество с запахом, то у воды появится запах того, что в нее мы добавили. (показ символа).
Воспитатель: - А скажите мне, пожалуйста, какого цвета вода?
Опыт 5 «Вода может менять цвет»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая вода в стаканчике?
Дети: Прозрачная, чистая, бесцветная.
Воспитатель: посмотрите, что я сейчас сделаю. Я беру кисточку с красной краской и опускаю в стакан с прозрачной водой, размешиваю кисточкой. Ребята, какого цвета стала вода?
Дети: Красного.
Воспитатель: А сейчас вы возьмите кисточку с краской и опустите в стакан с водой и размешайте. Какого цвета стала вода?
Вывод: ребята, видите, вода может изменять свой цвет.
Опыт 6 «Лед - твердая вода»
(Воспитатель предлагает каждому взять по кубику льда в руку.)
Воспитатель:Какой лед теплый или холодный? Что происходит со льдом? Почему он тает? (Ответы детей.)
Дети: Правильно, наши руки теплые, и поэтому льдинки растаяли и превратились в воду. Значит, лед — это что?
(Ответы детей.) Вода.
Вывод: Правильно, лед это тоже вода, только твердая
Воспитатель:Молодцы, вижу теперь, что вы многое уже узнали о воде.
Давайте напомним капельке, что же мы узнали?
Дети: Что водаэто – жидкость, прозрачная, бесцветная, без вкуса и запаха, вода может быть твердая.
Воспитатель:- Ну что ж ребята. Капелька очень вами довольна и ей так не хочется свами расставаться, но ей пора присоединится к другим капелькам. Давайте попрощаемся с ней и скажем – До новых встреч!
- А, вам понравилось сегодня путешествовать с Капелькой?
- А, что именно вам понравилось? (ответы детей)
На прощание Капелька приготовила вам угощение, и дарит вам на память о себе, значок.
Воспитатель:- На этом наше познание и наблюдение о воде закончено. Скажем до свидания нашим гостям и до новых встреч.