Папки-передвижки

Конспект занятия в старшей группе на тему «Знакомство с живой и неживой природой»

Оксана Стахеева
Конспект занятия в старшей группе на тему «Знакомство с живой и неживой природой»
▼ Скачать + Заказать документы

Открытое занятие Мир природы в старшей группе

на тему : «Знакомство с живой и неживой природой».

Цель: Совершенствование знаний детей о живой и неживой природе.

Задачи:

- Познакомить с понятием : «Природа, Живая и Неживая»

- Упражнять в различение понятий «природа» и «не природа».

Публикация «Конспект занятия в старшей группе на тему „Знакомство с живой и неживой природой“» размещена в разделах

- Упражнять в назывании и классификации объектов на «живые» и «неживые». Сравнение.

- Активизировать словарь прилагательных и закреплять умение согласовывать

прилагательные с существительными.

- Закреплять умение в проведении экспериментов.

- Развивать логическое мышление, делать выводы

- Повторение пройденных тем.

- Воспитывать бережное отношение к природе.

Словарная работа: активизация слов – природа, живая, неживая, вода, солнце, воздух, прилагательные-определения, опыты, эксперименты.

Предварительная работа: Наблюдение в природе за объектами «живой» и «неживой» природы, экспериментальная деятельность: «Испарение», «Проращивание семян» и др, чтение литературы о природных явлениях, занятие : «Дом под крышей голубой» Т. М. Бондаренко, дидактическая игра: «Природа и человек»

Материал: одежда для детей (фартуки по кол-ву детей, 2 белых халата и шапочки одноразовые, белый халат для воспитателя, пригласительный, схемы – «Живая – неживая природа», схема строение дерева, искусственные цветы, горшечный цветок, картинки для Д/игры «четвертый лишний», загадки, схема сравнения (звезда морская и космическая звезда,по 2 стакана, коробочки с зерном овса и камушками, трубочки, вода, целлофановые пакеты, мелки, медали и конфеты по кол-ву детей, 4 мольберта, запись фонограммы «природа» на психогимнастику.

Форма проведения: Заседание юных экологов.

Ход занятия:

1. Воспитатель вносит искусственные цветы. Дети стоят полукругом.

-Здравствуйте ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся!

- Посмотрите, какие я цветы сегодня принесла. Мне бы хотелось их посадить у нас в группе.

- Как вы думаете, будут ли они расти, если я их посажу в землю?

(не живые, не дадут корней, не будут расти).

Цветы сделаны человеком. Все предметы, сделанные руками человека, не относятся к природе.

- Знаете ли вы, что такое природа?

(ответы детей).

Природа-это окружающий нас мир, точнее, та его часть, которая не создана руками человека. Это солнце, вода, воздух, небо, животные, насекомые, растения и человек, как часть природы. И чтобы в этом разобраться, я приглашаю Вас на заседание юных экологов. А вот наш пригласительный. Ой, а в нем написано, что заседание начинается в 9. 00, нам нужно поторопиться.

(Дети шагают на месте) Звучит музыка…

- Ну вот, мы с вами и пришли. Воспитатель: (в одежде ученого)

- Я приветствую вас, мои юные друзья, в зале заседаний совета юных экологов. Сегодня мы выслушаем сообщения юных ученых, поговорим о живой и неживой природе, как растет все живое, поиграем в умные экологические игры, узнаем, как растет растение. Проведем опыты.

(стук в дверь, заходят юные ученые).

2. Игра «Ученое сообщение»

Воспитатель: А вот и наши юные ученые. Вова расскажет нам о живой природе.

(дети делают сообщение) (Мольберт)

Вова: Мир живой природы - это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа - это все, что растет, дышит, питается, развивается (показывает схему)

Воспитатель: Ирина расскажет нам о неживой природе.

Ирина: Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.

Воспитатель: Спасибо юным ученым за сообщения.

3. Игра «Закончи предложение»

Конечно, вы запомнили, о чем говорили мои юные коллеги. Закончите мое предложение.

Неживая природа - это. (звезды, луна, ветер, вода, воздух и др.)

Живая природа - это. (растения, животные, насекомые, рыбы)

Все живые организмы не могут жить без. (неживой природы).

А все, что сделано руками человека относиться к природе? (Нет)

4. Конкурс загадок

- Молодцы, а теперь загадки. Проверим вашу сообразительность.

*Не птица, а с крыльями, не пчела, а над цветами летает (бабочка).

*Вода не размочит, не съест его пламень. Нож, саблю наточит. Зерно перемелет. (камень)

*Восемь ног как восемь рук, вышивают шелком круг (паук).

*С ветки на травинку, с травинки - на былинку прыгает пружинка, зеленая спинка (кузнечик).

*Летает, жужжит, летом ест, зимой спит (жук).

*И усталости не знаешь. Улыбаешься в оконце. А зовут тебя все… (солнце).

*Белые овечки по небу гуляют. Соберутся в стаи, солнце закрывают. (облака).

*Не девочка, а с сережками. Не книжка, а с листочками. (березка)

*Он быстрее всех на свете, называют его (ветер)

5. Физкультурная разминка «Игра живое и неживое»

Педагог называет объекты живой природы, то дети двигаются, если

называет объекты неживой природы –приседают, если название не природы (предметы сделанные человеком) - дети стоят.

6. Из чего состоит растение. (мольберт)

-Ребята, давайте подойдем к мольберту. Что мы видим? (Дерево).

Правильно. А из чего состоит растение? В данный момент дерево.

(корень, ствол, ветки, листья.) Скажите, дерево относится к природе (да). А к какой? (живой). Потому что оно питается, растет, дышит, размножается и может погибнуть. А может ли дерево существовать без неживой природы (нет). Почему? (Нужна земля, воздух, солнце, вода.)

Значит, мы можем сказать, что живая природа не может существовать без неживой природы.

7. Игра «На что похоже?»(Игра на воображение.)

Очень часто люди учатся у природы и создают такие вещи, которые уже создала природа. Называют что создала природа, а дети на какие предметы сделанные руками человека похоже: птица- самолет, кит- подводная лодка, стрекоза-вертолет, жираф-подъёмный кран, солнце- лампочка.

9. Игра «Четвертый лишний»(мольберт)

• Грач, луна, цветок, коза

• Муха, медведь, ветер, береза

• Кукла, снег, облако, камень

10. Рассмотрим признаки живой и неживой природы. (мольберт)

На рисунке изображены две звезды: морская и космическая. Какая из звезд дышит? Морская звезда дышит, а космическая звезда не дышит.

Какая из звезд растет? Морская звезда растет, а космическая не растет.

Какая из звезд питается? Питается морская звезда, космическая не питается.

Какая из звезд дает потомство? Морская звезда дает потомство, космическая не дает потомства.

Может ли морская звезда жить вечно? Нет, она умирает.

Морская звезда относится к живой природе, так как она дышит, растет, питается, дает потомство и умирает.

Космическая звезда относится к неживой природе, потому что она не дышит, не растет, не питается и не дает потомство.

Дети: Они погибнут.

11. Игра «Назови слова»

Воспитатель: Юные экологи много знают о природе. Поиграем в игру «Назови слова» Пройдет за стол тот кто ответит на вопросы. (воспитатель называет понятия, а дети проговаривают, что входит в это понятие)

Овощи. (капуста, огурец, помидор)

Фрукты. (банан, апельсин, яблоко)

Зимующие птицы. (воробей, голубь, сова)

Перелетные птицы. (журавли, ласточка, кукушка)

Домашние животные. (корова, лошадь, собака)

Дикие животные. (волк, лиса, заяц)

Морские обитатели (рыбы, кит, дельфин)

Насекомые. (комар, муха, бабочка)

Водоплавающие птицы. (гусь, утка, лебедь)

Ягоды (малина, клубника, вишня)

- Молодцы, вы все назвали правильно

12. Эксперименты.

В нашей научно-исследовательской лаборатории мы сегодня будем проводить ЭКСПЕРИМЕНТЫ. Посмотрите на ваши столы вы увидите на них кусочки мела и стаканчики -один пустой, другой с водой, трубочки и целлофановые пакеты

Опыт № 1: Ребята, давайте докажем, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Да.

Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель: Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

Вам этот пакет что-то напомнил (Летом я видела, как люди используют такой «запертый» воздух! На море! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видела у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг)

Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух?

Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?

Опыт №»2 Воздух в человеке.

Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Мы выдыхаем воздух. Значит, воздух есть внутри у нас. Но как он к нам попадает (Через нос)

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Вывод: Вдыхаем кислород и выдыхаем углекислый газ.

Опыт №3 Живое и неживое.

Возьмите мел и разломите его. Что стало с мелом?Он перестал быть мелом или нет? (Ответы детей)

Педагог: Правильно, мел остался мелом, только кусочки его стали меньше.

Возьмите воду и перелейте часть воды в другой стаканчик. Что стало с водой, она перестала быть водой? (Ответы детей)

Педагог: А что будет с бабочкой, жучком, цветком, деревом, птицей, если мы их разделим на части?

Дети: Они погибнут.

Вывод: Неживое остается неизменным, а живое погибнет.

Опыт №4 Посмотрите, что я положила в 2 коробочки - семена овса и камушки, что из них относится к живой и неживой природе? Я предлагаю вам это доказать. Возьмите каждый подписанный свой стаканчик, положите на дно смоченный в воде ватный диск, сверху - семена, а рядом камень, накройте смоченным ватным диском. Как вы думает, что должно произойти? Предположения и ответы детей. А давайте проверим, совпадают ли ваши предположения. Мы заранее проводили такой опыт и поместили семена и камушки в мокрой тряпочке и посадили в землю. (показывает) Что мы видим? Ответы детей.

Вывод: Семена проросли, а значит что семена живые, а камушки нет.

13. Психогимнастика «зернышко».

А сейчас я приглашаю Вас на Гимнастику.

(звучит спокойная музыка)

Воспитатель: Сейчас каждый из вас станет маленьким зернышком. Закройте глаза. Представь, ты - маленькое зернышко. Ты сидишь глубоко в земле. Темно. Вдруг стало теплее. Ты потянулся вверх и твой росток оказался на воле. Солнышко согрело тебя, теплые лучи коснулись твоего стебелька, качнул ветерок. Тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко своими лучами потянуло тебя вверх. Ты стал расти выше и выше. И вот брызнул живительный дождик, ты стал пить дождевую водичку, стал сильным и большим. Твой бутон раскрылся, и ты превратился в прекрасный цветок. И тебе так хорошо, что ты живешь на этой земле, вдыхаешь свежий воздух, пьешь дождевую воду и греешься в лучах теплого солнышка. И вот вырос такой красивый цветок (воспитатель показывает красивый цветок)

Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть живым зернышком, потом превратиться в прекрасный цветок и украшать нашу планету Земля? (Ответы детей).

Ребята вы поняли почему нельзя посадить цветок, сделанный своими руками? (ответы)

Что же называется природой? Природой называется все то, что нас окружает и не сделано руками человека. Природа делится на живую и неживую. К живой природе относятся (растения, животные, насекомые грибы, деревья, рыбы, цветы - все они дышат, питаются, растут, и поэтому они относятся к живой природе.

К Неживой природе относятся (Вода, небо, солнце, луна, снег, тучи, звезды, родники камни, горы, земля, так как они не растут, не питаются и не дышат.

Все живые организмы не могут жить без. (неживой природы).

А все, что сделано руками человека относиться к природе? (Нет)

- Наш общий дом (показывает глобус) - это планета Земля. Земля – это общий, чудесный дом для всех людей, птиц, рыб, насекомых, растений. Мы должны беречь свою планету и природу Земли, чтобы были чистыми воздух, вода, а растения и животные росли, и в этом взрослым помогают юные экологи.

(дети читают стихи о планете Земля)

Стих Леонид Дайнеко

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

Воспитатель: На этом наш ученый совет закончил свою работу. Спасибо всем. Я говорю вам - молодцы, спасибо и награждаю всех медалями и сладким призом. До свидания, мои юные друзья.

(Награждение)

Публикации по теме:

Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 1)Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 1) НЕЖИВАЯ ПРИРОДА. ФАКТЫ. знать и называть свойства таких материалов, как стекло, кожа, резина, бумага, металл;.

Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 2)Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 2) РАСТЕНИЯ. ФАКТЫ. знать и называть 5 – 6 видов комнатных растений, деревьев и кустарников, 2 – 3 травянистых растения, 6.

Конспект наблюдения за живой природой Конспект наблюдения за живой природой Тема: Наблюдение за воробьем. Возраст: вторая младшая группа (4 г. ж.) Цель: закреплять знания детей.

Конспект НОД в первой младшей группе «Развитие познавательных способностей через экспериментирование с неживой природой»Конспект НОД в первой младшей группе «Развитие познавательных способностей через экспериментирование с неживой природой» Конспект НОД в 1 младшей группе по теме: «Развитие познавательных способностей через экспериментирование с неживой природой».Составила:.

Конспект открытого занятия в средней группе с неживой природой «Воздух-невидимка» Конспект открытого занятия в средней группе с неживой природой «Воздух-невидимка» Выполнила Воищева О. С. Цель: Расширять знания о воздухе.

Конспект занятия по обобщению у детей знаний о живой и неживой природе «Путешествие в весенний лес» Цель: развивать познавательную активность, творчество и навыки межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми Задачи: Образовательная:.

Ознакомление детей дошкольного возраста с живой и неживой природой через экспериментально-исследовательскую деятельность План Ознакомление детей дошкольного возраста с живой и неживой природой через экспериментально-исследовательскую деятельность 2 слайд.

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи по теме «Осень. Приметы осени с живой и неживой природе» Конспект занятия к презентации по теме: «Осень. Приметы осени в живой и неживой природе» с детьми подготовительной группы компенсирующей.

Ознакомление детей с живой и неживой природой Структура занятия Тема: «Ознакомление детей с живой и неживой природой» Возраст 6-7 лет Цель. Развивать интерес и любознательность к окружающему.

Занятие по закреплению знаний о живой и неживой природе «Лесное приключение» Цель: Закрепить имеющиеся знания. Задачи: 1. Образовательная: Закрепить знания детей о живой и неживой природе, умение сопоставлять цифру.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе на тему «Знакомство с живой и неживой природой»
Опубликовано: 25 марта 2018 в 14:02
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в старшей группе на тему «Знакомство с живой и неживой природой»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Стахеева (УИ 514228) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД