Татьяна Байрамукова
Программа «Природа и мы». Методическая разработка по теме: «Ознакомление старших дошкольников с родной природой»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
В наше время актуальной является проблема взаимодействия человека с природой.
Земля – наш дом! Но человек не всегда об этом помнит. И очень часто он выступает самоуверенным землевладельцем, а не осторожным пользователем Земли. Люди забывают, что их дом, по сути мал и жизнь очень хрупка и неповторима.
Рубят леса, жгут уголь и мазут, травят почву; глобальный характер приобрела проблема опустынивания степей Прикаспийского региона России в том числе и Калмыкии. Вследствие этого исчезают млекопитающие, птицы, озёра и моря находятся под угрозой загрязнения и гибели морской фауны.
Публикация «Программа „Природа и мы“, Методическая разработка по теме: „Ознакомление старших дошкольников с родной природой“» размещена в разделах
Люди так увлеклись покорением природы, что не замечают (или не хотят замечать, как в реках стало меньше рыбы, а в лесах птиц и зверей.
В городах воздух стал грязным из-за выхлопных газов автомобилей, дыма заводов. Питьевая вода стала опасной из-за насыщенности вредными веществами. Истощаются и высыхают природные родники.
Образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая подростковое поколение, является важным в решении вопроса сохранения природных ресурсов земли. Сущность экологического воспитания и образования заключается в обретении каждым человеком чувства природы, умении вникать в её мир, понимания, что природа есть основа жизни и существования всего живого на земле.
Дошкольное экологическое образование является первой ступенью в воспитании экологической культуры человека. Уже в этом возрасте необходимо закладывать ответственное отношение к окружающей среде. И мы, взрослые, должны донести до детей, что человек тесным образом связан с природой и каждый из нас отвечает за свои действия перед настоящим и будущим.
Дошкольное детство можно считать началом формирования экологической направленности личности. В это период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются первые природоведческие представления. Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.
Дети 6-7 лет способны усваивать знания, отражающие закономерные явления природы : связь живого организма со средой обитания, его приспособленность к ней, рост и развитие; связи в сообществах живых организмов; влияние деятельности человека на природу.
Важным содержательным элементом экологического воспитания ребёнка является формирование первоначального понимания специфики живого организма, его самоценности и неповторимости.
На основе представлений о взаимосвязях в природе, специфике живого у дошкольников могут быть заложены начальные формы правильного отношения к природе : интерес к её познанию, действенная готовность прийти на помощь растениям и животным, если они в этом нуждаются.
Экологические знания не станут созидательными без тонкого чувствования и восприятия мира, без любви ко всему миру. Но ребёнок может полюбить и научится беречь лишь то, что его непосредственно окружает и способно вызвать его интерес. Поэтому познание природы и воспитание любви к ней невозможно без учёта того региона, где живёт ребёнок.
У детей дошкольного возраста важно развивать гуманные черты личности: отзывчивость, доброту, чуткость, ответственность за природу, за всё живое, что делает личность духовно богатой, умеющей осознавать связь с природой и другими людьми. Сколько бы ребёнок не получил знаний о животном и растительном мире, сколько бы ни посадил деревьев и цветов, если при этом в нём не зажигается любовь – всё бесплодно. Поэтому важным в экологическом воспитании является вырастить человека, способного жить в гармонии со всем миром.
Цель.
- Удовлетворение познавательных интересов и потребностей детей в познании природы в единстве с экологической подготовкой;
- воспитание экологической культуры подрастающего поколения;
- формирование гуманной личности, способной к природоохранной деятельности.
Задачи.
- Формирование элементарных представлений о природном окружении как среде жизни человека;
- развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств, познавательного интереса и способности к причинному объяснению фактов и явлений окружающей действительности;
- воспитание нравственного и эстетического отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней соответственно с общечеловеческими нормами морали;
- развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них;
- вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.
Структура.
Программа составлена с учётом работы с детьми старшего дошкольного возраста, 6-7 лет. Её содержание состоит из следующих разделов: "Растения вокруг нас"; "Животные и птицы вокруг нас"; "Неживая природа"; "Связи в сообществах живых организмов"; "Природа родного края"; Охрана природы".
Каждой теме раздела отводится одно занятие в неделю по 30мин. с учётом предварительной работы и последующем закреплении полученных знаний (наблюдений, экскурсий, исследовательской деятельности, рассматривание иллюстраций, бесед, чтение художественной литературы).
Разделы программы и темы могут быть изменены или дополнены с учётом образовательной программы ДОУ, творческим подходом педагогов в работе с детьми по экологическому воспитанию.
Программа составлена с учётом регионального подхода. В каждом разделе определена тема, непосредственно касающаяся природы Калмыкии. Отдельно выделен раздел "Природа родного края", где дети знакомятся с животным и растительным миром степного края, а так же с природоохранной деятельностью человека.
Разделы программы.
1. Растения вокруг нас.
Цели.
- Формировать представления детей о многообразии растительного мира;
- закреплять знания о строении растений, о условиях, необходимых для роста и развития растений – свет, тепло, вода;
- знакомить с лекарственными травами, произрастающими на территории Калмыкии; дать знания о пользе для человека;
- ввести и обосновать классификацию растений на дикорастущие и культурные;
- дать элементарные знания о культурных растениях; подвести к осознанию их ценности для жизни человека. (пища, здоровье, красота);
- углублять и конкретизировать представления детей о комнатных растениях, их разнообразии и многообразии; о условиях для их жизни и хорошего роста;
- Закреплять знания детей об изменениях в жизни растений в зависимости от времени года.
Тема 1. "Царство растений" (многообразие растительного мира).
Тема 2. «Культурные растения».
Тема 3. "Удивительное рядом" (комнатные растения).
Тема 4. «Лечимся травами» (лечебные свойства растений).
Тема 5. "От семени до семени" (выращивание растений).
Тема 6. «Жизнь растений в разное время года».
Тема 7. "Зелёная служба Айболита".
Тема 8. "Растения просят помощи" (охрана растений)
2. Животные и птицы вокруг нас.
Цели.
- Расширять представления детей о диких животных; о животных, обитающих в калмыцких степях; познакомить с приспособлением их к среде обитания в разное время года;
- дать представление о хищных и растительноядных животных и группировать их по этому признаку;
- закреплять умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания растении и животных;
- дать понятие, кто такие млекопитающие. Упражнять в классификации животных по разным признакам;
- систематизировать представления о домашних животных; формировать у детей ответственность по отношению к тем животным, которые зависят от человека;
- познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности; разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания;
- уточнять представления детей о знакомых птицах; показать их приспособленность к полёту по воздуху;
- обобщать знания детей о птицах, которые обитают в Калмыкии; закреплять представления о зимующих и перелётных птицах.
Тема 1. Дикие животные.
Тема 2. Условия жизни животных в природе.
Тема 3. Животные рядом с нами (о домашних животных).
Тема 4. Кто живёт в воде?
Тема 5. Подземные жители.
Тема 6. Кто такие млекопитающие?
Тема 7. Жизнь животных и птиц в разное время года.
а). Подготовка диких животных к зиме;
б). Как животные приспосабливаются к жизни в окружении снега?
в). Жалобная книга природы – забота о зимующих птицах.
г). Пришла весна – прилетели птицы.
д). Весна в жизни диких животных.
3. Связи в сообществах живых организмов.
Цели.
- обобщать представления детей о лесе, лугу, водоёме как природных сообществах; конкретизировать представления о типичных жителях различных сообществ;
- закреплять умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания растений и животных;
- продолжать знакомить детей с птицами, которые помогают сохранить растительность от вредных насекомых;
- познакомить детей с многообразием представителей мира насекомых, что среди них есть полезные и вредные; дать знания о муравьях, как "санитарах" леса.
Тема 1. "Кто рядом живёт?" (сообщества жителей лесов, лугов, водоёмов).
Тема 2. "Муравьи – санитары леса".
Тема 3. "Доктора леса" (птицы, охраняющие лес от вредных насекомых).
Тема 4. «Дерево – дом для животных и птиц, роль в жизни человека».
Тема 5. Связь человека с окружающей его природой.
4. Неживая природа.
Цели.
- дать детям представление о роли воды в жизни растений и животных суши, подчеркнув, что разные живые организмы нуждаются в разном количестве воды;
- обобщать и систематизировать представления детей о важности воды в природе; дать элементарные знания о круговороте воды в природе;
- обобщать и систематизировать знания детей о трёх физических состояниях воды;
- дать элементарные представления о воздухе, его важности в жизни живых организмов – жизнь на Земле не возможна без воздуха;
- знакомить детей со свойствами песка и глины, использование их человеком.
Тема 1. Удивительные свойства воды.
Тема 2. Чистая вода нужна всем и всегда.
Тема 3. "Ходит капелька по кругу" (круговорот воды в природе).
Тема 4. Воздух – природное богатство.
Тема 5. Знакомство со свойствами песка и глины.
Тема 6. Природные явления в разное время года.
5. Природа родного края – Калмыкии.
Цели.
- Обобщать и систематизировать знания детей о многообразии, особенностях и проблемах природы родного края; формировать эмоционально-положительное отношение к красоте и богатству малой Родины;
- знакомить с особенностями жизни животных, обитающих в Калмыкии;
- дать представление о том, что некоторые животные нуждаются в особой охране человеком, для этого существуют определённые места – заповедники;
- дать детям знания о родниках Калмыкии, подвести к пониманию того, что воду надо использовать экономно, беречь её;
- познакомить с полезными ископаемыми родного края, добываемые человеком и польза для него.
Тема 1. «Путешествие в загадочный мир природы Калмыкии».
Тема 2. "В гостях у степных жителей".
Тема 3. "Цените степную воду" (водоёмы Калмыкии)
Тема 4. «Кладовые природы Калмыкии» (глина, песок, нефть, газ и др.)
Тема 5. «Красота природы Калмыкии в песнях, стихах, картинах».
Тема 6. "С любовью по родному краю" (особенности и проблемы природы).
Тема 7. «Заповедники Калмыкии».
6. Охрана природы.
Цели.
- формировать знания о разнообразных видах деятельности по защите природы, вызвать стремление к этой деятельности; нацелить на выполнение некоторых мероприятий по оказанию помощи природе;
- уточнить и пополнить знания детей о правилах поведения в природе;
- дать понятие, что такое Красная книга – в неё заносят виды растений, животных, птиц, насекомых, находящихся под угрозой исчезновения;
- воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на земле.
Тема 1. Красная книга.
Тема 2. "Поможем природе" (виды деятельности человека по защите природы).
Тема 3. "Не вреди природе – навредишь себе" (правила поведения в природе).
Перспективный план к программе
«Природа и мы»
Месяц Неделя Тема Цель
Сентябрь 1 «Наш дом – Земля» Формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля, к своей Родине. Вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты и желание созидательно взаимодействовать с природой.
2 «Что там видно за окошком» Формировать представление о многообразии растений и животных, о влиянии среды обитания на внешнем строении и особенности поведения животных. Расширять представление о растительном и животном мире степи. Закреплять знания основных правил поведения в природе.
3 «Лекарственные растения» Познакомить детей с лекарственными травами, произрастающими в Калмыкии; формировать умение правильно использовать полезные травы (у какого растения какую часть надо взять для приготовления лекарства; в какое время года, чтобы не нанести ущерб природе); Обратить внимание на то, что природа – источник не только красоты, но и пользы; формировать доброжелательность, стремление помочь ближнему, чуткое отношение к окружающему миру.
4 «В гостях у лесных жителей» Познакомить с особенностями жизни животных, закрепить знания о диких животных леса и степи (как заботятся о своихдетенышах, как готовят ихк взрослой жизни); развивать умение воспринимать красоту окружающего мира, воспитывать заботливое отношение к природе.
Октябрь 1 «Царство растений» Подвести детей к пониманию того, что в природе есть удивительное царство – мир растений; ввести и обосновать их классификацию на дикорастущие и культурные.
2 «Культурные растения» Закрепить представления о культурных растениях, подвести к пониманию особого отношения к ним человека, к осознанию их ценности для жизни человека (пища, здоровье, красота); познакомить с интересными представителями мира растений, с особенностями их роста и развития.
3 «Насекомые. Муравьи – санитары леса, степи» Познакомить детей с многообразием представителей мира насекомых, что среди них есть полезные и вредные насекомые ( н-р: гусеницы уничтожают растения и др.); углубить знания детей о муравьях, их образе жизни, сформировать представления об их роли для здоровья леса, степи.
4 «С любовью по родному краю» (игра-путешествие) Обобщить и систематизировать знания детей о многообразии, особенностях и проблемах природы родного края. Развивать познавательный интерес в процессе решения проблемных ситуаций. Формировать эмоционально-положительное отношение к красоте и богатству малой Родины.
Ноябрь 1 «Подготовка животных к зиме»
Д/игра «Если знаешь зверей, назови их скорей» Продолжать знакомить детей с изменениями в жизни диких животных в разное время года
2 «Доктора леса» Продолжать знакомить детей с птицами, которые помогают сохранить лес от вредных насекомых. Упражнять детей в умении классифицировать птиц по принципу «Зимующие – перелетные». Воспитывать заботливое отношение к птицам.
3 «Кто как летает по воздуху» Уточнить представления детей о знакомых птицах. Показать их приспособленность к полету по воздуху. Познакомить с другими животными, которые могут летать или совершать небольшие перелеты по воздуху (летучие мыши, насекомые, летающие рыбы). Показать, что есть нелетающие птицы (Пингвины, страусы, потому что у них маленькие (относительно тела) крылья. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира животных.
4 «Золотая осень» Уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, изменении в жизни животных и растений. Воспитывать любовь к животным, желание помогать им в трудное время.
Декабрь 1 «Удивительное рядом» (комнатные растения). Д/игра «Узнай по описанию» Продолжать знакомить детей с комнатными растениями, с необходимыми условиями для их роста и развития, с пользой для человека (очищение воздуха); учить узнавать растение по описанию его внешнего вида; воспитывать желание ухаживать за растениями.
2 «Вода нужна всем» Дать детям представление о роли воды в жизни растений и животных суши, подчеркнув, что разные живые организмы нуждаются в разном количестве воды. Рассказать о родниках в степи Калмыкии, подвести к пониманию того, что воду надо использовать экономно, беречь ее.
3 «Кто живет в воде» Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде, разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.
4 «Заповедники Калмыкии. Красная книга» Дать представление детям о том, что некоторые животные нуждаются в особой охране человеком, для этого существуют определенные места – заповедники. Рассказать о том, что такое Красная книга – в нее заносятся виды растений, животных, птиц, насекомых, находящихся под угрозой исчезновения.
Январь 1 «Как приспосабливаются животные к жизни в окружении снега»
Учить понимать и видеть причинно-следственные зависимости. Выявить свойства снега как среды обитания и возможные пути приспособления живых организмов.
2 «Домашние животные – забота человека». Д/игра «Корм для животных" Систематизировать представления детей о домашних животных, которые зависят от человека.
3 «О комнатных растениях – условия для роста и жизни» Д/игра «Помощники растений» Углублять и конкретизировать представления детей о комнатных растениях, о их разнообразии и многообразии, о условиях для их жизни и хорошего роста. Закреплять знания о различных способах ухода за ними. Воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними.
4 «Что такое воздух» Дать детям представление о воздухе, о его движении. Учить в процессе эксперимента выяснять – есть ли воздух в разных предметах.
Февраль 1 «Какая бывает вода?» Обобщить и систематизировать знания детей о трех физических состояниях воды. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать бережное отношение к природе.
2 «Зеленая служба Айболита». Д/игра «Найди знакомое растение» Закрепить умение детей по внешним признакам растений определять их хорошее состояние, выявлять недостающие условия и способы ухода. Уточнить представление о том, что есть светолюбивые и теневыносливые. Влаголюбивые, засухоустойчивые растения. Воспитывать интерес к уходу за комнатными растениями
3 «Дикие животные». Д/игра «Зоологическая столовая» Расширять представления детей о диких животных, показать роль покровительственной окраски в их жизни. Познакомить с приспособлением животных к среде обитания в разное время года, дать представление о хищных и растительноядных животных и группировать их по этому признаку.
4 «Зима» Уточнить и систематизировать представления детей о времени года – зиме: о жизни животных, птиц, насекомых в зимнее время.
Март 1 «Растения просят помощи» Познакомить детей с охраняемыми растениями, сформировать чувство ответственности за сохранение зеленого наряда планеты, познакомить с различными видами деятельности по охране растений. Закреплять знания детей об изменениях в жизни растений в зависимости от времени года. Воспитывать бережное отношение к природе.
2 «Кто рядом живет» Обобщить представление детей о лесе, луге, водоеме как природных сообществах. Конкретизировать представления о типичных жителях различных сообществ. Закрепить умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания растений и животных.
3 «О млекопитающих» Д/игра «Кто лишний» Дать понятие, что млекопитающие это те животные, которые выкармливают детенышей молоком. Упражнять в классификации животных по разным признакам
4 «Весна в жизни диких животных» Уточнить представления детей о том, какие изменения происходят в жизни животных весной (просыпаются животные, которые зимой спали, птицы начинают сооружать гнезда, животные благоустраивать норы, выводить потомство)
Апрель 1 «Пришла весна, прилетели птицы» (птицы Калмыкии) Обобщить знания детей о птицах, обитающие в Калмыкии. Закрепить представления о перелетных и зимующих птицах, выделять и называть их характерные особенности. Формировать интерес и любовь к природе, учить замечать изменения в ней. Знакомить со стихами русских и калмыцких поэтов о временах года.
2 «Ходит капелька по кругу». Игра «Мы – капельки» Обобщать и систематизировать представления детей о важности воды в природе. Дать элементарные знания о круговороте воды в природе.
3 «О лягушках» Показать все стадии развития лягушки, изменить традиционно неприязненное отношение к ним, объяснить, насколько полезны и нужны они природе, учит бережному отношению к ним и другим живым организмам; показать значение лягушек в пищевых цепочках.
4 «Что, где, когда» (занятие-викторина) Закрепить знания детей о характерных признаках весны. Показать взаимосвязь живой и неживой природы. Воспитывать бережное отношение к природе.
Май 1 «Цените степную воду» (родники Калмыкии) Развивать представление детей о малочисленности водных ресурсов Калмыкии и необходимости беречь воду.
2 «Поможем природе» Продолжать формировать у детей знания разнообразных видах деятельности по защите природы, вызвать стремление к этой деятельности, нацелить на выполнение некоторых мероприятий по оказанию помощи природе.
3 «Мы знаем и любим природу». Д/игра «Угадай правило» Расширять, уточнять и пополнять знания детей о природе, о правилах поведений в природе. Описать поведение человека по отношению к объектам природы, объяснить эти действия. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на земле.