Прокофьева Анна Алексеевна
Ознакомление детей дошкольного возраста с живой и неживой природой через экспериментально-исследовательскую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
План
Ознакомление детей дошкольного возраста с живой и неживой природой через экспериментально-исследовательскую деятельность
2 слайд.
Дошкольный возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Дети по природе своей исследователи. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Ребенок познаёт мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром – одна из образовательных задач дошкольных учреждений.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Неживая природа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Экспериментально - исследовательская деятельность в ознакомлении дошкольников с природой даёт навык работы с информацией, получаемой в результате взаимодействия с реальным миром.
Формы работы: Наблюдения, прогулки, игры - путешествия, опыты (эксперименты, труд, экскурсии.
3 слайд
Ребё нок учиться:
• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
• Идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
• Развивается речь ребёнка, так как ему необходимо давать ответ об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
• Происходит накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
4 слайд
Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки.
В учреждениях дошкольного образования создаются уголки природы и экспериментирования для ознакомления с живой природой, и организуется деятельность на прогулке, где дети непосредственно участвуют в обследование окружающей среды.
Младший возраст
Начиная с младшего дошкольного возраста, дети при помощи наглядно-действенного мышления знакомятся с окружающим миром. Так как их жизненный опыт ещё мал, то экспериментально - исследовательская деятельность строится на наблюдении за воспитателем и простейшим манипулированием предметами.
Например: Экспериментирование с водой. (Воспитатель переливает воду из одного сосуда в другой, один полный другой пустой, Следовательно изучается свойство воды – текучесть.) Позже дети повторяют действия воспитателя.
На песке остаются следы (Воспитатель оказывает детям отпечаток своей ладошки на песке, дети наблюдают и приходят к выводу, что это след, повторяют действия воспитателя.)
Посадка лука. Изучение лука его свойств, Посадка лука в воду или в пову.
В среднем дошкольном возрасте, задачи усложняются. В данном возрасте активно происходит развитие речи и обогащение словарного запаса. Но всё же ещё основным источником ответов на его вопросы является взрослый. Присуще наглядно-образное мышление.
Опыты предполагают активизировать познавательную деятельность, побуждать задавать много вопросов и стараться самим же найти на них ответ.
Например: Налить воды в песок. Куда вода делась?
Принести снег в группу и когда он растает, спросить, откуда появилась вода? Почему она грязная?
Огород на окне. Посадка лука, семян растений.
Посадка цветов: изучение семян, почвы и посадка их, ухаживание за ними в течении времени, пересадка по необходимости, высадка на участок.
Опыты с окраской воды, таянье снега и раскраска снега.
Изучение песка и глины. Свойства. Различия. (глина вязкая пластичная, песок сыпучий, плохо держит форму).
Старший возраст самый интересный и осознанный период для исследовательской деятельности. В старшем дошкольном возрасте дети уже сами проводят несложные опыты.
Тематика может быть разнообразной: выращивание растений; движение воздуха и воды; откуда берётся дождь; свойства металлов; свет и цвет; «как устроены стихи» и др. Вводятся эксперименты с разделом «Человек» (исследование своего организма».
Растение на свету и в темноте.
Изучение песка и глины, их свойства.
Вода растворитель.
В подготовительной группе основная задача ознакомление с природой – это получение элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы : растений от комплекса условий, зависимости строения и образа жизни животного от условий среды обитания. Дети знакомятся с постоянно повторяющимися закономерными изменениями жизни растений и животных в разные сезоны, с основными периодами их роста и развития.
Фильтрование воды (песок, глина, в литературе используется ещё крахмал)
Проекты по «Хлеб всему голова», «Кому нужна вода?».
15 слайд
Для фиксации результатов наблюдений существуют несколько видов:
• Календарь природы
• Календарь погоды
• Дневник наблюдений
Литература:
1. Экспериментальная деятельность детей” Л. Н. Менщикова.
2. “Опытно-экспериментальная деятельность” В. В. Москаленко.
3. “Экологические занятия с детьми 6-7 лет” Т. М. Бондаренко.
4. “Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические
рекомендации” Л. Н. Прохорова.
5. “Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. ” А. И.
Иванова.
6. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет/ А. А. Мартынова, И. М. Сучкова. Волгоград: Учитель, 2011.