Елена Торичная
Консультация на тему: «Мультисенсорный подход к организации образовательного процесса в ДУЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация на тему : «Мультисенсорный подход к организации образовательного процесса в ДУЗ»
Торичная Е. В.
г. Красноперекопск 2013 г.
Нейрофизиологические исследования свидетельствуют о том, что дети усваивают информацию, включая все каналы восприятия. Информация, которая находиться вне, дети усваивают через многоканальную систему восприятия, которую условно можно назвать «Слышу, вижу, делаю».
Публикация «Консультация на тему: „Мультисенсорный подход к организации образовательного процесса в ДУЗ“» размещена в разделах
Сенсорная система, или органы чувств – это специализированые органы, все канали восприятия: слух, зрение, нюх, вкус, касание, через которые нервная система получает раздражение из внутренней и внешней среды, воспринимая эти раздражения в виде ощущений. Раздражители органов чувств есть источником наших представлений об окружающем мире. Стимуляция во время работы с детьми всех органов чувств, способствует максимальному увеличению усвоения информации по сравнению с традиционными методами, где задействованы один-два сенсорные каналы. Широкого использования в педагогической практике приобретает мультисенсорный подход к обучению дошкольников. Он предусматривает усвоение детьми информации через работу всех чувственных каналов восприятия, таких как слух, зрение, вкус, нюх, касание, и другие. Использование мультисенсорного подхода предусматривает максимальное использование такого стиля обучения, который есть понятным для каждого ребёнка и при котором она усваивает информацию эффективнее.
Используя мультисенсорный подход, педагогу следует способствовать общению детей, создавая для этого доступную и эффективную среду. Регулярная смена заданий, направленных на разные каналы восприятия, даёт возможность зафиксировать внимание детей во время работы. Активизируя сенсорную систему детей, мультисенсорный подход развивает у них способность концентрировать и удерживать внимание, хранить усвоенный материал в памяти.
Значит, привлекая детей к слушанью, о каком – либо предмете, следует включать и другие канали их восприятия. Зрительный образ, то есть реально живой предмет, ребёнок легче воспринимает и усваивает информацию о нём легче, чем картинку или даже интересный рассказ. Поэтому недостаточно просто показать или рассказать дошкольнику, что и как делает взрослый, ребёнок должен самостоятельно выполнять то же самое действия.
Вспомните из своего личного опыта: когда слушаешь объяснение, вам кажется, что вы всё поняли, а уже через некоторое время выясняется, информация, куда-то делась из памяти. Мы запоминаем лучше то, что увидели собственными глазами или попробовали сделать самостоятельно, или записали, то есть во время, которых действовали разные каналы восприятия.
Поэтому лучший помощник в обучении детей дошкольного возраста – это методы, которые дают возможность включать несколько каналов восприятия одновременно. Примерами таких методик могут быть:
- просмотры видеоматериалов;
- пение песен;
- чтение стихов;
- игры-драматизации;
- имитационные движения;
- составление рассказов, которые сопровождаются движением или пантомимой;
- изготовление творческих изделий, рисование, аппликация;
- смакование овощей и фруктов.
Для того чтобы работа педагога с использование мультисенсорного подхода была успешной, на занятиях следует использовать также определённое оборудование. В первую очередь, мультимедийные технологии, которые дают возможность демонстрировать детям анимационные и видеоматериалы, графические изображения и прослушивание с ними аудиозаписей. Благодаря этим технологиям активизируются все виды мыслительной деятельности, что в свою очередь, убыстряет усвоение детьми обучаемого материала.
Мультисенсорный подход к организации образовательного процесса открывает перед педагогом неисчерпаемые возможности для стимуляции деятельности всех органов чувств каждого ребёнка, что в свою очередь, способствует увеличению усвоения дошкольником информации и ярком восприятии окружающего мира.
Моделирование занятия с использованием технологии
«Слышу, вижу, делаю»
Время : 20 минут.
Материал: аудио проигрыватель, аудиозапись.
Цель: упражнять педагогов в моделировании занятия.
Ход работы:
Педагог предлагает участникам объединиться в две группы и смоделировать занятие на тему : «Чиполиное семейство» с использованием технологии «Слышу, вижу, делаю». Работая группами, участники в форме «мозгового штурма» обмениваются идеями, какими приёмы и методы следует использовать в процессе ознакомления детей с луком и её разновидностями, чтобы задействовать как можно больше органов чувств. Например:
- рассмотреть лук;
- разрезать и обратить внимание на то, что лук складывается из многих лоскутков;
- попробовать на вкус;
- просмотреть презентацию «Чиполиное семейство»;
- сравнить луковицы разных цветов;
- посадить несколько луковиц и наблюдать за процессом их прорастания;
- приготовить витаминный салат, одним из ингредиентов, которых будет лук;
- изготовить наголовник и провести игру-драматизацию «Чиполино».
Выделив приёмы, которые, по мнению большинства, будут способствовать активности всех органов чувств, каждая группа должна продумать структуру занятия и формы работы с детьми.
После завершения работы обе группы по очереди презентуют созданную модель занятия.