Елена Потапова
Семейный театр как способ организации взаимодействия субъектов образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Новые документы в области дошкольного образования ориентируют педагога ДОУ на пересмотр не только содержания образовательного процесса, но и способов организации взаимодействия его субъектов. Одной из новых форм взаимодействия с родителями является семейный театр. В современных педагогических изданиях печатаются статьи об актуальности, важности, пользе куклы, кукольного театра в жизни ребёнка. Но, как правило, театральная деятельность в детском саду развивается без учета семейного опыта. Семейный театр в детском саду – особая конструктивная форма взаимодействия, объединяющая нескольких семей с детьми и педагога в целях развития семейного воспитательного потенциала и интеграцию традиций домашнего и общественного театров. Кроме того, использование педагогом такой формы взаимодействия с семьями способствует реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, т. к в процессе организации работы семейного театра происходит развитие ребенка в различных образовательных областях. Так например, изготовление декораций, реквизита - развитие продуктивной деятельности и детского творчества; изготовление костюмов для кукол в национальном стиле – формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств; разучивание диалогов - развитие всех компонентов устной речи; обсуждение сценариев - развитие свободного общения с взрослыми и детьми и т. д. А самое главное, с помощью домашнего кукольного театра укрепляются отношения родителей и детей, появляются общие интересы, укрепляются семейные ценности, взаимоотношения, укореняется бесконфликтное решение возникающих проблем в воспитании ребёнка.
Публикация «Семейный театр как способ организации взаимодействия субъектов образовательного процесса» размещена в разделах
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Технология развития семейного театра в детском саду раскрыта к. п. н. Н. В. Додокиной и к. п. н. Е. С. Евдокимовой. При организации семейного театра в подготовительной группе придерживались основных этапов, обозначенных авторами.
На 1 этапе - организационно – исследовательском - были организованы театральные гостиные, где выявляли воспитательные возможностей семей, обсуждали программу совместной деятельности, ожидаемые результаты, обменивались опытом в организации домашнего кукольного театра.
На 2 этапе –поддерживающе- развивающем- оказывали поддержку семьям в создании домашнего кукольного театра; помощь в развитии творческих способностей, социально- коммуникативных компетенций. Основной формой работы была творческая мастерская, где родители и дети совместно изготовляли куклы и декорации, получали навыки актёрского мастерства, навыки сценической речи, учились управлять куклой. В этом помогали тематические мини-проекты: «Путешествие в страну сказок»- формировал навык написания сценариев для представления; «Театр созывает гостей» - знакомил с этикой поведения в театре; «Кукла-актёр»- формировал навык кукловождения, сценической речи; «Театр вчера и сегодня»- знакомил с историей возникновения театра, его разновидностями, видами театральных кукол.
На 3 этапе- конструктивно- рефлексивном – были организованы презентации самостоятельных творческих семейных проектов, а также рефлексия результатов и оценки достижений взрослых и детей. Для этого использовались игры- ситуации. Например, «Театральный критик», где роль критика доставалась поочерёдно одному из родителей, который давал краткий анализ представления, работе всего семейного творческого коллектива; «Приз зрительских симпатий», где дети выбирали лучшего «актёра» и обосновывали свой выбор и т. д.
В процессе работы семейного театра в ДОУ была создана предметно-развивающая среда, в которой разворачивалась семейная театральная деятельность : музыкально-театральный зал; театральные уголки в каждой группе с коллекциями театров разных видов (пальчиковый, настольный, кукольный, теневой, фланелеграф, атрибутами к театральным играм; мини-музей «Русская изба», где собрана мебель, предметы быта; костюмерная с театральными костюмами; коллекция театральных кукол; мини-библиотека с литературой по развитию театрализованной деятельности детей и по изготовлению театральных кукол, ширм.
Внедрение данной технологии позволило обогатить взаимодействие с семьями и достигнуть позитивных эффектов в жизни детей (развитие выразительности речи у детей; развитие коммуникативных способностей детей; развитие моторики рук; развитие памяти, воображения; развитие художественного вкуса и культуры эмоций, родителей (участие в развлечениях в ДОУ театральной направленности, организация содержательного и эмоционально наполненного семейного досуга в форме домашних театральных постановок) и педагогов (развитие партнерских отношений с семьями).