Анна Чистякова
Особенности организации образовательного процесса в подготовительной группе по теме «Дети и дорога» согласно требованиям ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
[/b]
Актуальность темы.
[/u]
По статистике ГИБДД г. Тольятти в 2015 г. выявлен рост ДТП с участием детей. Это определяет необходимость, начиная с дошкольного возраста формировать у детей и родителей культуру поведения на улицах города и в общественном транспорте. Эта проблема нашла своё отражение в ФГОС ДО к структуре ООП ДО (2013г., в котором выделена образовательная область «Познавательное развитие».
Публикация «Особенности организации образовательного процесса в подготовительной группе по теме „Дети и дорога“ согласно требованиям ФГОС» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Содержание программы дошкольного образования ДОУ согласно ФГОС ДО п. 2.6 обеспечивает познавательное развитие дошкольников, которое предполагает наряду с другими задачами расширение представлений об окружающем мире. В том числе в календарно-тематическом планировании данное содержание познавательного развития отражается в теме недели «Дети и дорога».
Это определило выбор темы итоговой работы, т. к. необходимо разработать комплекс методических материалов, которые недостаточно представлены в системе информационно-методического обеспечения образовательного процесса в ДОУ.
Противоречия, определяющие актуальность темы итоговой работы.
При наличии большого количества транспортных средств, недостаточна культура поведения на дорогах.
Между требованием проектирования образовательного процесса и недостаточным уровнем профессиональной компетентности воспитателей, а именно, владением технологией проектирования образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.
Профессиональная проблема.
Ситуация на дорогах требует высокой культуры поведения на дорогах от родителей и детей. Как организовать образовательный процесс в подготовительной группе, направленный на решение задачи ОО «Познавательное развитие»: «расширение представлений о правилах дорожного движения в качестве пешеходов и пассажиров транспортного средства»?
Задачи, решение которых обеспечит новый образовательный результат, направленный на решение проблемы.
• Определить круг представлений и умений, которыми могут овладеть дети подготовительной группы по теме «Дети и дорога».
• Отобрать активные игровые формы и методы работы с детьми по данной теме.
• Разработать (конспекты) содержание совместной деятельности воспитателей и детей в рамках ОД и в режимных моментах.
• Обогатить предметно-развивающую среду материалами и оборудованием по теме согласно принципам ФГОС ДО (п. 3.3.4.)
• Определить форму и содержание взаимодействия с родителями и социумом.
МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Компоненты Совместная деятельность педагога и детей Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями
ОД Режимные моменты
Целеполагание
1. Формировать у детей подготовительной группы устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения.
2. Активизировать совместную деятельность ДОУ и родителей по изучению правил дорожного движения с детьми,
воспитывать чувство осторожности и осмотрительности на дорогах.
Содержательный ОД 1
Тема «Вежливая улица».
Цель: формировать готовность правильно действовать в сложившейся ситуации на дороге, улице.
ОД 2
Тема «Дорожные приключения».
Цель: формировать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного движения
ОД 3
Тема «Час пик».
Цель: подготовить к правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге, улице.
ОД 4
Тема «Семейки дорожных знаков».
Цель: закрепить понятия «пешеход», «пешеходный переход», «тротуар», «пешеходная дорожка», закрепить знания о светофоре, расширить представления о знаках дорожного движения.
ОД 5
Тема «Зеленый огонек».
Цель: воспитывать сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения на улице и в транспорте; способствовать применению детьми полученных знаний в играх и повседневной жизни
Утро
Темы
1. «Правила поведения на улицах города»; «Как правильно переходить улицу»; «Безопасное поведение на улице и в транспорте».
2. «Где спрятался знак?», Найди безопасный путь»,
3. «Улицы города»
Цель: расширить представления детей об улицах города, о правилах дорожного движения и назначении дорожных знаков, дополнить представления детей о движении машин на улице, расширить представления о правилах поведения в общественном транспорте.
Прогулка
Темы
1. «Машины и работа водителя»
2. «Цветные автомобили», «Перекрёсток», «К своим знакам», «Лабиринт»,
«Светофор и скорость»,
«Инспектор и водители»
3. «Регулировщик»,
«Пешеходы», «Семья»
«Водитель», «Мы едем в детский сад», «Служба спасения»
4. «Перекрёсток»;
5. «Путешествие по улицам города»
Цель: формирование у детей умений наблюдения за дорожной обстановкой и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице, воспитание культуры поведения в дорожно-транспортном процессе, закреплять представления о назначении светофора, развитие внимания зрительного восприятия, воспитывать быстроту реакции.
Вечер
Темы
1. А. Дорохов «Авария»;
В. Зотов «Дорожные приключения»; Ю. Мигутин «Случай на мостовой»;
С. Михалков «Бездельник светофор»;
Я. Пишумов «Пешеходный светофор», «Азбука города»;
Н. Гинзбург «Колесо»;
О. Бедарев «Если бы…», «Правила эти»;
В. Семернин «Запрещается – разрешается»;
И. Серяков «Улица, где все спешат», «Машина, которую рисовать научили», «Ученый дружок».
2. «Как перейти дорогу без светофора»;
«Безопасное поведение»;
«Как быть?»
3. «Вовка и дорога»
4. «Дорожная азбука»
Цель: расширять представления детей о поведении на улице, закреплять умение применять полученные знания о правилах дорожного движения в жизни, формировать дружеские взаимоотношения в игре, стимулировать творческую активность, продолжать формировать интерес к различным формам закрепления ПДД, формировать основы безопасного поведения на улице. Актуальная среда
1. «Моя улица», «Мой город»
2. «От дяди Степы»
3. «Транспорт», «Лунтик и его друзья», «Дорожные знаки», «Дорога»
4. «Автобус»
5. «Дорожный знак»
6. «Правила дорожного движения»
7. «Умные ёжики», «С Хрюшей через дорогу», «Это надо знать», «Дорожная азбука»
8. «Наша улица», «Улицы города», «Дорога от дома до детского сада»
Темы
1. «В гостях у светофора»
2 .«Моя улица, мой двор»
3. «Почитайте детям о правилах дорожного движения»
4. «Взрослые! Вам подражают!»
5. «Грамотный пешеход»
6. «Улицы моего города»
7. «Правила перевозки детей в автомобили», «Внимание перекресток», «О дорожных ловушках»
8. «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»
9. Безопасное поведение на улице и в транспорте.
Технологический ОД 1
Познавательно-коммуникативная (моделирование – диалог-взаимодействие)
Форма: Игра-путешествие.
ОД 2
Коммуникативно-литературная
(информационная взаимодействие)
Форма: Тематический клуб.
ОД 3
Двигательно-игровая (Подвижные игры)
Форма: подвижная маршрутная игра.
ОД 4
Продуктивно-игровая
(конструирование)
Форма: Выставка поделок.
ОД 5
Музыкально-игровая
(музыкально-ритмические движения)
Форма: выступление агитбригады. Формы организации
Методы и приемы
Утро
1. Беседы с использованием поисковых вопросов
2. Дидактические игры
3. Рассматривание иллюстраций.
Прогулка
1. Наблюдения-эксперименты
2. Подвижные игры
3. Сюжетно-ролевые игры
4. Целевая прогулка
5. Экскурсия
Вечер
1. Чтение произведений познавательного характера
2. Ситуативные разговоры
3. Просмотр тематических мультфильмов
4. Разгадывание ребусов.
Способы взаимодействия с материалами и атрибутами
Методы и приемы
1. Рассматривание иллюстраций.
2. Задания, работа в парах, малых группах
3. Дидактические игры по принципу «Лото», «Домино»
4. Конструирование
5. Рисование
6. Дидактическая игра на магнитной основе
7. Дидактические игры
8. Игры с макетами
Формы и способы взаимодействия
1. Спортивный досуг
2. Коллаж
3. Папки–передвижки, интерактивные ширмы
4. Блиц-анкетирование
5. Макет
6. Памятки
7. Родительское собрание в интерактивной форме
8. Советы родителям
Результативный 1. Любознательный-активный: проявляет разнообразные познавательные интересы, при восприятии нового пытается понять суть происходящего, установить причинно-следственные связи.
2. Физически развитый: сформированы физические качества (быстрота, ловкость, выносливость).
3. Способный управлять своим поведением: поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится выполнять нормы и правила, относит содержащиеся в них требования к себе, четко формулирует нормы и правила, понимает важность нравственного поведения, осознает последствия нарушения/соблюдения норм и правил и в соответствии с этим организует свое поведение.
4. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи: систематически применяет самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и самим ребенком.