Ирина Сизова
Консультация «Изобразительное искусство как средство воспитания экологической культуры дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Изобразительное искусство как средство воспитания экологической культуры дошкольников
В дошкольном периоде закладываются основы личности, в том числе, основы отношения к окружающему миру природы, которые на протяжение последующей жизни лишь обогащаются. Это подтверждает высказывание С. Николаевой «Юный эколог»: «Под влиянием взрослых у ребенка вырабатываются эмоциональные предпочтения. А после девяти лет, по информации многих исследователей, складываются стереотипы, изменить которые уже будет трудно.»
Публикация «Консультация „Изобразительное искусство как средство воспитания экологической культуры дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Итак, любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться в дошкольном детстве в семье и в дошкольных учреждениях.
Мир природы выступает и как предмет пристального внимания, и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность воспитанников. Предлагаемая система художественно-творческих заданий направляет педагогическую работу на формирование у детей целостных представлений о природе как живом организме, что является сутью экологического и художественного воспитания.
Природа может выступать в роли Художницы или прекрасной Волшебницы, которая творит видимый человеку мир по законам красоты. Опосредованный характер сообщаемой информации способствует активному её усвоению, эмоционально переживается детьми и прочнее запоминается. Только внимательное, заботливое и неравнодушное отношение к судьбе зависимой от людей окружающей среды обеспечивает взаимопонимание и гармоничное сосуществование, и понять это, во многом, помогает изобразительное искусство.
На каждой НОД изобразительного искусства решаются следующие задачи:
1. Передача и накопление опыта эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру, формирование экологической культуры ребёнка, воспитание духовно богатой личности.
2. Передача и приумножение опыта творческой деятельности, формирование «культуры творческой личности» (самореализация личности).
3. Обучение способам деятельности, формирование умений и навыков детей в изобразительных, декоративных и конструктивных видах творчества, обучение «языку изобразительного искусства».
4. Сообщение, с учётом возрастных особенностей детей, знаний в области изобразительного искусства, приобщение к мировой художественной культуре.
Для работы по изобразительному искусству с дошкольниками актуальными являются все четыре вида задач. Однако, приоритетную роль в системе художественно-творческого развития личности имеет первая – передача и накопление опыта эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру. В работе с дошкольниками значение этой педагогической задачи огромно.
Осуществляя эту воспитательную задачу, педагог развивает и формирует в детях:
- умение одухотворять (очеловечивать) «живую» и «неживую» природу;
- способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, другим человеком или героем художественного произведения (встать на место другого)
- готовность прочувствовать «боль» и «радость» живых существ («букашек – таракашек», птиц, зверей, цветов, деревьев, трав и т. п., сопереживать им, выражать своё неравнодушное отношение к растениям и животным;
стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой, по мере сил облагораживать её;
- умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном – значительное, в неказистом – выразительное, любоваться уголками родной и экзотической природы;
- способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним в пейзажах-настроениях (осень, зима, весна, лето);
- готовность эмоционально переживать образную форму произведений изобразительного искусства.
Изобразительное искусство способствует решению еще одной важной задачи – формирования целостного восприятия ребенком окружающей действительности.
Рисуя, ребенок пытается выразить свое понимание окружающего его предметного и пространственного, природного и социального мира.
Во время рисования он как бы формирует, создает объект заново, осмысляя свой опыт и знания о нем. В этот момент в его сознании происходит превращение образов зрительного восприятия, опыта общения с миром и мысли – в конкретное изображение.
Наблюдение за природой может многому научить юного художника, делающего свои первые шаги в мире изобразительного искусства. Организованное восприятие, осмысление и прочувствование образного смысла произведений различных видов искусства, результатов детского творчества помогает ребёнку ощутить себя творцом, способным тонко чувствовать красоту природы, ощущать сопричастность с ней.
Изобразительная деятельность – это особая форма передачи ребенком своего видения природы, отношения к ней. Что в первую очередь рисует малыш, как только сможет держать в руке карандаш? Травку, солнышко, дождик.
Для того чтобы что-то нарисовать, нужно рассмотреть. Экологическое образование подразумевает бережное отношение и любовь к природе.
Искусство вообще и изобразительное искусство, в частности, дает возможность раскрыть красоту внутреннего мира человека для того, чтобы он увидел красоту окружающей действительности и захотел «творить» её сам. Связь восприятия действительности и собственной изобразительной деятельности особенно важна как средство активизации эстетического восприятия детьми природы. Без эстетически направленного восприятия практически невозможно существенное познание природных явлений и целостное их освоение.
Художественное воспитание, со своей стороны, развивает в ребенке чувство гармонии, присущей всем природным объектам и явлениям. Произведения искусства, также как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служат важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств.
Поэтому занятия изобразительной деятельностью являются важной составляющей экологического воспитания дошкольников. Причем здесь важен не просто просмотр картин, репродукций, а непосредственное наблюдение за окружающей действительностью, которая дает возможность использовать по максимуму закономерности, явления, нужные для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.
Направления работы по экологическому воспитанию посредством изобразительной деятельности:
- закрепление материалов экологических занятий в процессе рисования, аппликации, лепки;
- иллюстрирование детьми книг (сказок, рассказов) — как изданных, так и собственных;
- оказание помощи в изготовлении наглядных пособий, оборудования, декораций, костюмов к экологическим праздникам, постановкам;
- участие в создании картинной галереи, выставочных уголков в группах;
использование элементов фольклора в целях экологического образования (народная живопись, глиняные игрушки и т. п.).
Таким образом, изобразительная деятельность является способом эстетического освоения природных объектов, соответствует эстетическому компоненту экологической культуры личности, а также отвечает возрастной потребности в непрагматическом взаимодействии с миром природы и разностороннем познании этого мира. Воспитатель должен найти такие педагогические методы и приемы, которые способны возбудить у детей интерес, вызвать эмоциональное отношение к изображаемому, желание оценить свои работы, заметить в них разнообразие форм, яркость цветосочетаний, ритмический повтор, расположение в пространстве и т. д., которые, несомненно, будут транслироваться с изображения на реальный образ живой природы, и, следовательно, на бережное отношение к нему.