Татьяна Безменова
Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и звон серебристых колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи, - услышал и затаив дыхание слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.
В. А. Сухомлинский
Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго (а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека.
Публикация «Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников» размещена в разделах
Экологическое воспитание является важнейшим условием гармоничного развития личности. Экологическое образование подразумевает:
-Формирование системы элементарных научных знаний, доступных пониманию ребёнка
-Развитие познавательного интереса к миру природы
-Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы
-Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребёнка поведения
-Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями
На современном этапе существуют разные системы экологического воспитания в ДОУ, мне бы хотелось поделиться своим опытом работы в этом направлении.
В первую очередь хочется рассказать об уголке природы. В нашей группе он находится в специально отведенном, хорошо освещенном месте. Здесь мы разместили природные объекты для ухода и наблюдений совместно с детьми, это – разного вида комнатные растения, мини огород, аквариум, черепашник. В уголке природы имеется природный материал, инвентарь для ухода за растениями, художественная литература, календарь наблюдений за природой и ростом растений, паспорт цветов, детские рисунки, поделки, дидактические игры.
Ежегодно весной выращиваем в группе мини – огород, наблюдая за рассадой, дети знакомятся с основными этапами роста и развития растений, закрепляют знания об их строении, способах ухода за ними и отражают происходящие изменения в календаре наблюдения за растениями.
Для установления причинно-следственных связей и отношений между предметами и явлениями в группе оборудован уголок экспериментирования, где есть мини экспериментальная лаборатория «Почемучки». Исследовательская деятельность строится на основе имеющихся у детей представлениях, полученных в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрываем причины наблюдаемого явления, в ходе чего у детей расширяются знания о свойствах снега, воды, песка, земли. Дети исследуют камни, ракушки, засушенные листья, жёлуди, каштаны. Зона экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развитию наблюдательности, мыслительной деятельности.
Я постоянно провожу с детьми беседы на экологические темы, такие как, например: «Как мы можем помочь сохранить чистый воздух», «Вода нуждается в охране», «Что угрожает нашим рекам», «Сохраним первоцветы» и др., которые помогают решать задачу, касающуюся экологической безопасности.
Совместно с детьми были созданы альбомы: «Как зимуют животные», «Зимний лес», «Первые цветы», «Растения и животные нашего края» и т. п. Мною были оформлены познавательные макеты «Зимний лес», «Осень в лесу». «Приход весны», «Ферма». В развивающем уголке постоянно вывешиваются плакаты экологической направленности, например: «Обитатели водоёмов», «Живая и неживая природа», «Обитатели леса», «Кто живёт на ферме» т. д. В свободном доступе находятся настольно-печатные игры, различные пособия экологической направленности.
Большую ценность для формирования экологических представлений имеет художественная литература, которая глубоко воздействует на чувства детей. Это произведения А. С. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки. Художественное слово помогает формировать в детях такие качества, как сочувствие, сопереживание, сострадание к природе, вызывает положительные эмоции, радость, восторг. Благодаря чтению у детей также расширяется кругозор, развивается любознательность, зрительная и слуховая память, совершенствуются мыслительные процессы.
Наиболее успешным для формирования экологического сознания является метод проектирования, который имеет, на мой взгляд, ряд преимуществ: возможность углубленно изучать какую-либо тему и получение быстрых практических результатов. В нашей группе были реализованы такие проекты: «Белая берёза под моим окном», «Лук- наш лучший друг», «Ёлочка живи», «Наши друзья растения», «Откуда берётся мёд?», «Наш родной край», «Яблочко наливное», «Мир подводного царства», «Земля наш общий дом».
Экскурсии – особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Во время экскурсий дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, интерес к природе. А также это прекрасная возможность для приобретения, сбора природного материала для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Как пример могу привести такие экскурсии, которые проходят в нашем детском саду: "Экскурсия в сосновый бор", "Золотой луг", " Зимняя сказка", «Весеннее пробуждение природы».
Одна из наиболее действенных форм природоохранной работы – участие в экологических акциях, оказывающих на детей большое воспитательное воздействие. Например, у нас проходят такие акции, как: «Посади дерево», «Подкормим птиц зимой», «Сохраним первоцветы» и многие другие. Цель этих акций - привлечь внимание детей и взрослых к проблеме сохранения живой природы на примере оказания помощи охраняемым территориям. Во время этих акций дети учатся заботе о пернатых в холодное время года, вместе с родителями изготавливают для птиц кормушки, приносят корм.
Ежедневные прогулки, в ходе которых проходят наблюдения за живой и неживой природой тоже способствуют формированию экологически правильного, грамотного поведения в природе. Именно на прогулке есть прекрасная возможность наблюдать, видеть, рассматривать, ощущать всю красоту природы, а вместе с тем учиться жалеть, ухаживать, сострадать. Именно на прогулке лучше всего можно заметить изменения, происходящие в природе (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей).
Большая роль в формировании экологически грамотного поведения, формировании представлений о природе, отводится экологическим играм, викторинам экологической направленности. Проходят в нашей группе викторины, интеллектуальные игры, например такие, как: "Знатоки природы родного края", "Сохраним природу», «Угадай, где живёт» и т. д.
Одной из форм экологического воспитания является досуговая деятельность. Ее роль заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Основой экологических праздников является не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько вовлечение детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. У нас проходили такие праздники как: " "Зелёная планета", «Подводное царство», «День птиц», «День цветов».
Отдельно хочется сказать о роли родителей в формировании экологического сознания. В детском саду ведётся большая работа по формированию представлений о природе, но только совместными усилиями можно добиться значительных результатов по экологическому воспитанию детей.
Я считаю, что только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии).
Родители принимают активное участие в оформлении выставок, изготовлении поделок из природного материала. Например, в ходе проводимого в нашей группе проекта «Ёлочка живи», родители совместно с детьми изготовили рукотворные ёлочки из различных материалов, к осенним праздникам приносят поделки, сделанные из природных материалов. Приносят родители в группу для наблюдения живые объекты. Участвуют родители в экологических акциях, проводимых в детском саду, вместе с детьми сажают деревья, цветы, помогают убирать участок от мусора.
И конечно всё, за чем ребята наблюдают, находит отражение в творчестве. С большим удовольствием ребята отражают увиденное, свои эмоции в рисунках, творческих работах, значит, это затронуло детскую душу, а для этого мы, педагоги, и работаем.