Татьяна Тиунова
Проект «Наблюдение как средство развития экологической культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Наблюдение, как средство развития экологической культуры дошкольника»
группы подготовительного возраста «Ежики»
Автор: Тиунова Татьяна Николаевна
Паспорт проекта
Постановка проблемы:
Экологическое образование человека начинается с детства. Стихийно он осуществляется в семье, а направленно и постепенно – в дошкольных учреждениях.
Публикация «Проект „Наблюдение как средство развития экологической культуры“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2019
Природа – один из источников познания ребенком окружающей среды. Процесс познания основан на чувственном восприятии, идущем от сердца, души, от непосредственного созерцания и общения с объектами, явлениями и процессами окружающей действительности.
Исходя из целей экологического образования, в дошкольном возрасте необходимо заложить основы экологической культуры, т. к. именно в этот период накапливаются яркие эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем.
Один из путей повышения эффективности экологического воспитания состоит в использовании разнообразных форм и методов работы. В работе с дошкольниками могут быть использованы игра, опытная деятельность, моделирование, беседа, чтение произведений художественной литературы и др. Однако ведущим методом познания природы является наблюдение.
Наблюдение является эффективным методом ознакомления детей с окружающим миром, но иногда взрослые предоставляют ребенку готовую информацию, факты, сведения о тех или иных явлениях, заменяя наблюдения рассматриванием картин, просмотром телепередач и т. д.
Таким образом, применение метода – наблюдение в своей работе, считаю наиболее эффективным в формировании экологического сознания и экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Наблюдение, как средство развития экологической культуры старшего дошкольника» (долгосрочный, исследовательский).
Цель: показать роль и значение наблюдений в развитии экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Расширять и обобщать знания детей о мире природы через наблюдения, как целостной взаимосвязанной системе.
- Развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно – следственные связи.
- Развивать опыт практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением.
- Формировать основы экологического мировоззрения и культуры, осознанное и бережное отношение детей к природе родного края.
Участники проекта : воспитанники подготовительного возраста, педагоги, родители.
Сроки реализации проекта : с сентября по апрель.
Результат:
1. Имеют представления о сезонных изменениях в природе, о многообразии растительного и животного мира, о нашей планете. Знают о природных явлениях.
2. Отражают свои впечатления в продуктивных видах деятельности.
3. Знакомы с «правилами поведения в природе».
Продукты проектной деятельности :
- картотека наблюдений;
- конспекты экологических бесед;
- конспекты экскурсий;
- картотека экологических игр;
- конспекты экскурсий;
- памятки и консультации для родителей;
- программа кружковой деятельности «Занимательная география»;
- сочинение сказок: «Хорошие герои спасли волшебный лес», «Волшебное перо», «Сказка о медвежонке»;
- дневники наблюдений за растениями огорода;
- мини-проект «Растения огорода»;
- мастер-класс «Картина для кухни»;
- акция «Добрые крышечки»;
- досуг «Юные экологи».
План
реализации проекта
1 этап
Основные направления реализации проекта (мероприятия) :
Проблемные ситуации:
- что плохого и хорошего делает человек в природе?
- как помочь птицам зимой?
- где находится вода?
- что нужно сделать, чтобы стало меньше мусора в городе?
- как человек может помочь природе подготовиться к зиме?
2 этап
Сентябрь
Основные направления реализации проекта (мероприятия) :
1. Изучение литературы.
2. Разработка и внедрение перспективного плана.
3. Наблюдения в природе.
4. Беседы экологические.
5. Кружковая работа «Занимательная география».
6. Экологические игры.
7. Памятка для родителей «Природа в жизни вашей семьи».
Материалы и средства реализации проекта :
- перспективный план проекта, знакомство родителей с проектом.
- картотека наблюдений
- картотека бесед, наглядный материал.
- программа кружка.
- картотека игр.
- выпуск памятки.
Октябрь
Основные направления реализации проекта (мероприятия) :
1. Наблюдения в природе.
2. Беседы экологические.
3. Кружковая работа «Занимательная география».
4. Экологические игры.
5. Инсценировка сказки «Муха-Цокотуха».
6. Составление плана микрорайона.
7. Сбор материала для гербария.
Материалы и средства реализации проекта :
- картотека наблюдений.
- картотека бесед, наглядный материал.
- программа кружка.
- картотека игр.
- сценарий, изготовление костюмов и атрибутов к сказке, подбор музыки.
- план микрорайона.
- составление гербария, изготовление панно из сухих листьев, поделок из природного материала.
Ноябрь
Основные направления реализации проекта (мероприятия) :
1. Экскурсия «Как растения готовятся к зиме?»
2. Наблюдения в природе.
3. Беседы экологические.
4. Кружковая работа «Занимательная география».
5. Экологические игры.
6. Акция «Покормите птиц»
7. Мастер-класс «Картина для кухни» (из природного материала).
8. Коллективное сочинение сказки «Хорошие герои спасли волшебный лес.
Материалы и средства реализации проекта :
- Конспект экскурсии.
- картотека наблюдений.
- картотека бесед, наглядный материал.
- программа кружка.
- картотека игр.
- изготовление и установка кормушек для подкормки птиц.
- материал для создания картины, конспект.
- сказка.
Декабрь
Основные направления реализации проекта (мероприятия) :
1. «Экскурсия в зимний парк».
2. Экологическая игра «Знатоки природы».
3. Консультация для педагогов «Наблюдение, как средство развития экологической культуры дошкольника».
4. Наблюдения в природе.
5. Беседы экологические.
6. Кружковая работа «Занимательная география».
7. Экологические игры.
8. «Цветные льдинки» и украшение ими участка.
Материалы и средства реализации проекта :
- конспект экскурсии.
- конспект игры.
- консультация для педагогов.
- изготовление цветных льдинок.
- картотека наблюдений.
- программа кружка.
- картотека игр.
Январь
Основные направления реализации проекта (мероприятия) :
1. Творческая работа «Животные Красной Книги».
2. Наблюдения в природе.
3. Беседы экологические.
4. Кружковая деятельность «Занимательная география».
5. Экологические игры.
6. Консультация для родителей «Детская исследовательская деятельность в условиях семьи»
Материалы и средства реализации проекта :
- Составление мини-книги «Животные Красной книги.
- картотека наблюдений.
- конспекты бесед.
- программа кружка.
- консультация для родителей.
- картотека игр.
Февраль
Основные направления реализации проекта (мероприятия) :
1. Коллективное сочинение сказки «Волшебное перо».
2. Акция «Накормим птиц зимой»
3. Наблюдения в природе.
4. Беседы экологические.
5. Кружковая работа «Занимательная география».
6. Экологические игры.
Материалы и средства реализации проекта :
- иллюстрирование сказки.
- семена для птиц.
- картотека наблюдений.
- конспекты бесед.
- программа кружка.
- картотека игр.
Март
Основные направления реализации проекта (мероприятия) :
1. «Весенняя экскурсия».
2. Наблюдения в природе.
3. Беседы экологические
4. Кружковая работа «Занимательная география».
5. Экологические игры.
6. Коллективное сочинение «Сказка о медвежонке».
7. Консультация для родителей «Весна идет, весне дорогу!»
Материалы и средства реализации проекта :
- Конспект экскурсии.
- картотека наблюдений.
- конспект беседы.
- программа кружка.
- картотека игр.
- сочинение сказки.
- конспект консультации.
Апрель
Основные направления реализации проекта (мероприятия) :
1. Экологическая Акция «Добрые крышечки».
2. Наблюдения в природе.
3. Беседы экологические.
4. Кружковая работа «Занимательная география».
5. Экологические игры.
6. Мини-проект «Огород на подоконнике».
7. Обсуждение и проигрывание экологических ситуаций.
Материалы и средства реализации проекта :
- Сбор крышечек.
- картотека наблюдений.
- конспекты бесед.
- программа кружка.
- картотека игр.
- программа мини проекта.
- примеры экологических ситуаций.
3 этап (заключительный)
Представление продукта проектной деятельности :
1. Досуг «Юные экологи»
2. выставка творческих работ детей.
Материалы и средства реализации проекта :
- Конспект праздника.
- Выставка.
Анализ проекта
по теме «Наблюдение, как средство развития экологической культуры дошкольника»
группы подготовительного возраста «Ежики»
воспитателя ГБДОУ д/с 64 Тиуновой Т. Н.
Приоритетным направлением в своей работе я выбрала развитие экологической культуры старших дошкольников через метод - наблюдение.
Целью данного проекта является - показать роль и значение наблюдений в развитии экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
- расширять и обобщать знания детей о мире природы через наблюдения, как целостной взаимосвязанной системе;
- развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно – следственные связи;
- развивать опыт практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением;
- формировать основы экологического мировоззрения и культуры, осознанное и бережное отношение детей к природе родного края.
Для решения поставленных задач, использовались разнообразные виды деятельности: экскурсии, досуги, чтение художественной литературы, кружковая работа, экологические игры, проигрывание экологических ситуаций, коллективное сочинение сказок, акция, продуктивные виды деятельности, трудовая деятельность, рассматривание иллюстраций и т. д.
Применение своих творческих знаний и практических умений позволили мне создать и внедрить в педагогическую деятельность следующие разработки:
- перспективный план кружка «Занимательная география»;
- картотеку экологических игр;
- конспекты экскурсий;
- памятки и консультации для воспитателей и родителей;
- конспекты экологических бесед;
- мини-проект «Растения огорода»;
- мастер-класс «Картина для кухни».
Данные разработки позволили повысить познавательный интерес у детей старшего дошкольного возраста к окружающему миру, развить творческие способности, любознательность, желание использовать разнообразные виды деятельности (опытно-экспериментальные, сочинение, пешие экскурсии, экологические игры, трудовые, исследовательские, чтение познавательной литературы) при совместной творческой работе с родителями и самостоятельно.
Работа по проектной деятельности осуществлялась систематически, что позволило вовлечь детей в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний.
Некоторые воспитанники прогнозировали не только конечный результат, но и промежуточные этапы действия, были сосредоточены при исследовании новых объектов, удерживали внимание при решении поставленных задач и выполнении творческих заданий. Дети овладели простейшими приемами обобщения, систематизации, классификации.
Особое внимание в своей работе уделяла сотрудничеству с родителями. Работа с родителями выстраивалась в доверительных отношениях, через использование консультаций, индивидуальных бесед, приобщение родителей к участию в конкурсах, акциях, выставок совместного творчества родителей и детей в рамках ГБДОУ, организацию досугов и развлечений.
Родителям были даны следующие рекомендации:
- совместно с детьми наблюдать за явлениями и объектами природы во время прогулок;
- в домашних условиях создавать коллекции природных материалов;
- принимать участие в трудовой деятельности вместе с детьми;
- соблюдать правила поведения в природе;
- собрать материал для гербария.
Ожидаемые результаты:
1. Дети имеют представления о сезонных изменениях в природе, о многообразии растительного и животного мира, о нашей планете. Знают о природных явлениях.
2. Воспитанники отражают свои впечатления в продуктивных видах деятельности.
3. Знакомы с «правилами поведения в природе».
Считаю, что ожидаемые результаты проектной деятельности подтвердились. Планирую продолжить в следующем учебном году работу по развитию экологической культуры дошкольников.