Татьяна Туева
Личная концепция по проблеме «Воспитание экологической культуры у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
АЛГОРИТМ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА.
[/h3]
1. Обоснование проблемы:
В настоящее время как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Мы глубоко убеждены, что прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста, ведь маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки и в тоже время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Как же приучить детей беречь, и охранять природу? Именно от нас, взрослых, зависит то, как ребёнок будет относиться к окружающему миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и охраняющим природу, воспринимающим себя, как часть единой экологической системы.
Публикация «Личная концепция по проблеме „Воспитание экологической культуры у дошкольников“» размещена в разделах
Для людей окружающая природа имеет огромное значение. Человеку, как и всем живым существам нужны воздух, вода и пища. Их даёт нам природа, ещё она богата хлопком, шерстью, древесиной и металлом, углём и нефтью, и многим – многим другим. Она радует, и восхищает нас своей красотой. Пушистые облака в небе, узорчатый кленовый лист, иней на тонкой веточке, желтые огоньки одуванчиков на лугу. Разве можно не любоваться всем этим? Природа укрепляет наше здоровье. Любовь к природе, забота о ней делает нас добрее. Она постоянно дарит нам радость открытий.
В. А. Сухомлинский считал необходимым «вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нём для себя что – то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце, и закалял волю». Только тот живёт интересно, кто каждый день узнаёт что – то новое, удивительное. А в природе всё удивительно, в ней множество загадок – только разгадай.
2. Создание социогруппы:
Наш детский сад выдвинул проблему экологического воспитания – приоритетной. Мы создали инициативную группу по экологическому воспитанию
3. Постановка цели и задач:
Цель – воспитание с первых лет жизни гуманной, социально – активной, творческой личности, способной осознанно – правильно и ответственно относиться к природе и её объектам.
Задачи:
• Создание развивающей среды, способствующей развитию познавательных и творческих способностей.
• Формирование системы экологических знаний и представлений, пробуждение исследовательского интереса, любознательности, стремления к преобразованию.
• Воспитание гуманного отношения к природе и её окружению, формирование позиции помощника и защитника природы.
• Воспитание активной жизненной позиции личности в познании окружающего мира природы через эстетическую, эмоциональную, трудовую и художественную деятельность.
4. Обзор литературы по проблеме:
Программа «Наш дом природа» Н. А. Рыжова.
Программа «Юный эколог» С. Н. Николаева.
Программа «Мы» Н. Н. Кондратьева.
Программа «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» С. Н. Николаева.
«Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста» Т. Я. Шипунова.
«Мир природы глазами ребёнка» Сигимова.
«Нравственно – экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Молодова.
«Мир вокруг нас» Попова.
«Проблемы экологического образования младших школьников» Уколова.
«Окружающий мир» Виноградова.
«Цветовая экология» Т. В. Шпотова.
«Атлас для самых маленьких» издание Белфакс.
«Малышам о звёздах и планетах» Е. П. Левитан.
«Лесная газета» В. Бианки.
«Рассказы о животных» Э. Сетон-Томпсон.
Серия книг «Моя первая книга о природе».
«120 уроков по естествознанию и истории для самых маленьких» А. Б. Гончар.
«Доисторическая жизнь» издательство Росмэн.
«Энтомология в картинках» В. Танасийчук.
«Геология в картинках» издательство Детская литература.
«Памонтология в картинках» Ирина Яковлева.
«Открытия, которые изменили мир» Дэвид Уэст.
Статьи из журналов «Дошкольное воспитание».
5. Выработка плана реализации.
Ведение работы по тематическим блокам:
1. «Царство растений» - блок БОТАНИКА.
2. «Царство животных» - блок ЗООЛОГИЯ.
3. «Загадки земли» - блок АРХЕОЛОГИЯ.
4. «Земля – наш дом» - блок АСТРОНОМИЯ.
Лабораторный практикум: «Волшебница вода», «Воздух – невидимка», «Что у нас под ногами?», «Солнышко».
Систематизация представлений у детей об окружающем мире.
Овладение способами элементарной поисковой деятельности.
Ведение «Красной книги» животного и растительного мира Кузбасса.
Моделирование биоценозов (поля, луга, леса, болота, заповедника, аквариума).
Интегрированный подход в экологическом образовании детей.
Экологическое воспитание детей через все виды деятельности.
Изучение передового опыта по экологическому воспитанию в журналах «Дошкольное воспитание».
АЛГОРИТМ ОСНОВНОГО ЭТАПА.
1. Организация работы с детьми:
Фронтально (со всей группой).
Создание подгруппы по интересам.
Индивидуально.
2. Пути реализации:
Знакомство детей с явлениями природы, культурными ценностями.
Чтение рассказов и стихотворений о природе.
Развитие способностей целенаправленно наблюдать.
Формирование системных представлений об окружающем мире.
Подготовка детей к восприятию изобразительного искусства.
Организация исследовательской, поисковой деятельности.
Обучение нравственной оценке поступков в природе.
Организация природоохранной деятельности дошкольников.
3. Усовершенствование путей реализации:
Вариативность в построении групп детей (по интересам).
Использование инновационных пособий, видео и аудиоматериалов, слайдов.
4. Организация творческой работы:
Участие в инициативной группе по экологическому воспитанию.
Создание лаборатории для детей.
Оборудование экологической тропинки.
Проведение экологических акций.
АЛГОРИТМ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА.
Подведение итогов в решении проблемы.
Накопление практического материала.
Обобщение опыта.