Урядова Анна
Консультация «Использование речи в развитии мыслительных навыков дошкольников 2–4 лет с нарушением зрения»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработала: Урядова Анна Дмитриевна, МДОУ «детский сад №210»
Консультация :
«Использование речи в развитии мыслительных навыков дошкольников с нарушением зрения» детей 2-4-х лет
Публикация «Консультация „Использование речи в развитии мыслительных навыков дошкольников 2–4 лет с нарушением зрения“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Средняя группа
- Темочки
Особенности речевого развития дошкольников с нарушением зрения выступают : своеобразие развития чувственно-моторного компонента речи, недостаточная выразительность речи, бедность лексического запаса и трудности освоения обобщающего знания слов, малая познавательная активность к окружающей действительности осложняют развитие познавательной функции речи.
Снижение остроты зрения у детей ограничивает процесс познания окружающего мира, влияет на развитие речи, памяти, мышления, воображения.
Речь большинства детей раннего дошкольного возраста характеризуется общей смягчённостью, недостаточно отчётливым произнесением слов, неправильным произнесением многих звуков, Артикуляционный аппарат недостаточно подвижен (не могут вытянуть губки вперёд, улыбнуться, показать язычок). Поэтому очень важно помочь ребенку эффективно использовать осязание (развитие мелкой моторики, слух.
Главные задачи речевого развития в этом возрасте :
развитие навыков речевого общения (путём вопросов вызываю ребёнка на общение со взрослым не только в НОД, но и в индивидуальной деятельности, режимных моментах, повседневной жизни).
-развитие мелкой моторики рук (используя дидактические игры, пальчиковую гимнастику)
-развитие слухового, зрительного восприятия (через использование наглядного материала)
-развитие подвижности органов артикуляции (в процессе артикуляционной гимнастики)
-развитие дыхания (с использованием дыхательных упражнений).
Для обеспечения необходимого уровня речевого развития детей необходимо :
- создавать в группе развивающюю речевую среду (иллюстрационный материал; стимулирование самостоятельного рассматривания картинок)
- звучащие игрушки ;
- говорящие куклы, кукольный уголок;
- книжная зона;
- театральная зона (настольный театр, пальчиковый театр)
- «Уголок дидактических игр» (игры для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем).
- картотеки дидактических игры и упражнений
- картотека подвижных и хороводных игр с текстами
В работе по развитию речи младших дошкольников используются разнообразные виды дидактических игр.
Особенности использования дидактических игр по развитию речи детей 2-4-х лет
Дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание.
Одной из основных задач умственного воспитания детей дошкольного воспитания является развитие мышления и речи. Эти 2 неразрывно связанных между собой психических процесса формируются, развиваются при познании ребенком окружающего мира.
Игры с предметами или игрушками.
Направлены на развитие тактильных ощущений, умения манипулировать с различными предметами и игрушками, развивают творческое воображение, мышление, речь, обогащение и активизация словаря.
1.«Чудесный мешочек».
Цель: учить детей узнавать предметы по характерным признакам.
2.«Узнай фигуру».
Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах, развитие мелкой моторики рук.
3.«Какой предмет лишний?»
Цель: развивать умение сравнивать предметы, группировать их по общему признаку
4.«Помоги найти».
Цель: учить детей сравнивать предметы по размеру (большой - маленький, сопоставлять их, активизировать словарь.
5. Кубики
Цель: расширение словарного запаса, развитие связной речи.
Словесные игры.
Они построены на словах и действиях играющих. Такие игры служат средством развития памяти, внимания, связной диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли. Воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря.
Настольно-печатные.
Используются как наглядное пособие, направленное на развитие зрительной памяти и внимания.
1. Подбор картинок по парам.
Цель: учить сравнивать предметы, находить одинаковые.
2. Разрезные картинки и кубики, пазлы ( по темам: «игрушки», «овощи», «фрукты» и т. д.)
Цель: развивать умение из отдельных частей( 2-4 частей) составлять целый предмет, называть его, группировать по признаку.
3.«Найди такой же предмет».
Цель: Учить детей соотносить предметы, изображённые на картине, с отдельными предметами, учить называть его.
4. «Чей домик?»
Цель: учить узнавать и правильно называть животных, места обитания животных, укреплять зрительную память, развивать мышление.
5.«Какого предмета не стало?»
Цель: развивать зрительное внимание, память, речь, умения детей группировать предметы по общему признаку.
Использование нетрадиционных методов изобразительной деятельности.
Разнообразны нетрадиционные техники ИЗО: рисование пальчиками, ладошкой, оттиск смятой бумаги, печатками, губкой, обрывание, скатывание бумаги. Таким образом изобразительная деятельность влияет на эстетическое воспитание, развивается мелкая моторика, творческие способности.