Чистоусова Людмила
Открытый урок русского языка «Имя существительное» во 2 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Открытый урок по русскому языку 2 класс.
Тема: «Что такое имя существительное».
Тип урока: объяснение нового материала.
Цель: познакомить учащихся с новой частью речи - имя существительное.
Задачи:
1. Образовательная: определять имена существительные, пользуясь комплексом грамматических признаков: вопрос, значение.
2. Развивающая: развивать навыки грамотного письма, умение аргументировать свой ответ.
3. Воспитывающая: воспитывать любовь к языку, культуру устной и письменной речи.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Сели правильно, стулья подвинули.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Темочки:
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Русский язык, 2 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1. Мотивация к учебной деятельности
-В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях.
Расшифруйте формулу успеха: осанка-улыбка-настроение-старание-результат.
- Что необходимо ученику на уроке, чтобы добиться успеха?
- А для этого нужно сесть красиво, правильно положить тетрадь и взять ручку.
- Откройте тетради и запишите число, классная работа.
-Сегодня мы поиграем в детективов. Детектив – это…
-Вот вам первое задание.
2. Чистописание.
Работа со скороговоркой (письмо по памяти; определение однокоренных слов)
- Откройте тетради и запишите число, классная работа.
- Дети, у нас на доске записаны слоги, вам нужно переставить их местами чтобы получить слово! На, во, ро.
Послушайте скороговорку и повторите её:
Проворонила ворона воронёнка.
- Какой звук произносится звонче других? (р)
- Что вы знаете про этот звук? (Звонкий, непарный согласный)
- Вы,конечно, поняли какую букву мы сегодня напишем на минутке чистописания. (Р, р)
- Пропишем заглавную и строчную буквы Р в соединении.
- Ещё раз повторим скороговорку.
-Сейчас вы по памяти запишите эту скороговорку в тетрадь.
-Проверим – на доске запись предложения.
- Найдите грамматическую основу предложения. Один ученик выходит к доске и подчёркивает подлежащее и сказуемое.
- Ребята, скажите, чем интересны слова в этом предложении? (похожи)
- Как называются слова, в которых есть общая часть? (однокоренные)
-Выделите корень в этих словах (ворон)
-Вы успешно справились с заданием и теперь все зачислены в детективное агентство.
3. Словарная работа.
На доске записаны слова: Апрель, декабрь, ноябрь, октябрь, сентябрь, февраль, январь.
-Прочитайте слова. Что у них общего? (это названия месяцев).
-Запишите слово месяц, поставьте ударение, подчеркните непроверяемую гласную.
-Спишите с доски названия месяцев в той последовательности, как они идут в году. (Январь, февраль, апрель, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.)
-Молодцы, вы внимательные детективы.
III. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.
-Итак, в наше детективное агентство поступило срочное сообщение: потерялась часть речи. Что будем делать? (Собирать информацию.)
Работа индивидуально.
- У вас карточки оранжевого цвета. Написаны слова: Завод, заводить, заводской, ученик, учить, юг, южный, встреча, встречный, встречать.
-Прочитайте эти слова, найдите среди них имена существительные. Остальные слова зачеркните. Докажите правильность выбора, используя термины из прошлого урока.
-Что общего у слов?
-Что могут обозначать имена существительные?
-Определите тему урока. Дети называют тему урока.
IV. Работа по теме урока. Изучение нового материала.
1. Работа по учебнику. Работа в парах.
-Откройте учебники страница 44 упражнение 74.
-Рассмотрите рисунки. Назовите предметы, которые вы видите. Поставьте к каждому слову-названию предмета вопрос. Запишите слова в два столбика: в первый столбик слова, которые отвечают на вопрос кто? во второй на вопрос что?
-Итак, давайте проверим всё ли верно. Какие же слова отвечают на вопрос кто, а какие на вопрос что?
(Кто) девочка, сорока, заяц, обезьяна, воробей
(Что) яблоко, машина, ролики, чашка, карандаш, пенал, молоток, капуста.
2.-Правило страница 45 читаем, запоминаем, дома правило выучить наизусть.
-ЧТО обозначает имя существительное? предмет
-На какие вопросы отвечают имена существительные? Кто? Что?
-Учёные после долгих споров условились считать, что главное значение этих слов – значение предмета. Мы спрашиваем кто? о живых существах, что? – о вещах. Но вопрос что? Может быть задан и о буре, и о погоде, и о мысли, и о добре или злобе. Всё это тоже можно считать предметами, вещами.
3. Физкультминутка.
- Вы, наверное, устали?
- Ну, тогда все дружно встали.
- Ножками потопали,
- Ручками похлопали,
- Покружились, повертелись
- И за парты все уселись.
- Глазки крепко закрываем,
- Дружно до пяти считаем.
- Открываем, поморгаем
- И работать продолжаем.
V. Закрепление изученного материала. Работа над упражнением 75.
Работа в парах.
5. Рефлексия.
- У вас у каждого на столе лежат карточки зелёного цвета, на которых записано по одному слову. Ваша задача определить на какой вопрос отвечает слово.
Слова: море, рыба, якорь, моряк, кит, рак, волна, берег, акула, мачта.
VI.Итог урока.
- Итак, юные детективы, что мы можем сказать о потерявшейся части речи?
-Какую часть речи вы научились распознавать?
-Что обозначает имя существительное?
- На какие вопросы отвечает?
-Кому урок понравился – хлопает в ладоши.
5.2 Домашнее задание.
с. 45 выучить правило, упражнение 76.