Галина Пальшина
Роль занятий ритмикой в развитии координации у детей с нарушением зрения
Г. А. Пальшина, музыкальный руководитель
МБДОУ ЦРР - детский сад №21 «Малышок», город Новоалтайск
Роль занятий ритмикой в развитии координации у детей с нарушением зрения
Анотация:
В данной статье представлен опыт работы с детьми со зрительной патологией по использованию здоровьесберегающих технологий, направленных на охрану здоровья детей.
Публикация «Роль занятий ритмикой в развитии координации у детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Ритмика и ритмопластика
- Хореография, ритмика. Конспекты занятий
- Темочки
В последнее время на первый план вступают вопросы эмоционально – личностного благополучия ребёнка – дошкольника. В свете гуманизации педагогики встала проблема осуществления психотерапевтического ухода за детьми, т. е. забота о душевном и физическом состоянии каждого ребёнка. Анализ моей работы за прошлые годы показал, что у детей с нарушением зрения невысокая двигательная активность, общая медлительность, повышенная утомляемость, нарушение речевого развития, непроизвольное и неустойчивое внимание, плохая память, кроме этого у детей с нарушением зрения, наблюдаются эмоциональные и поведенческие расстройства. У одних детей присутствует неуверенность в себе, крайняя зажатость, заторможенность, а у других детей – сильная расторможенность, неуправляемость, нарушение координации движений. У тех и у других – трудности зрительно – пространственной ориентировки. Дети легко возбудимы, эмоционально ранимы, часто плаксивы. Главной задачей в работе с такими детьми служат занятия по ритмике, на которых решаются следующие задачи:
• Работа над преодолением трудностей зрительно-пространственной ориентировки.
• Формирование двигательных навыков и умений в различных видах упражнений (хореографии, художественной и ритмической гимнастики).
• Развитие музыкального слуха и памяти.
Развитие двигательных качеств, таких. Как координация, ловкость и точность движений, гибкость, пластичность, выразительность.
Большое внимание на занятиях по ритмике я уделяю развитию зрительно – двигательной ориентировки в пространстве, обеспечивая детям условия для лучшего его видения за счет использования световых, цветовых атрибутов, сигналов и ориентиров.
В первый год обучения:
1. Учу детей ритмично ходить по кругу всем вместе, меняя движения соответственно ударам в бубен, хлопками или музыке.
2. Учу детей отмечать в движениях двухчастную форму произведения («Гулять – отдыхать» М. Карасева, передавать своеобразие движений животных («Цок-цок лошадка» Е. Тиличеевой, «Кошка и котята» М. Раухвергера).
3. Учу отличать в движениях тихое и громкое звучание музыки («Тихие и громкие звоночки» Е. Тиличеевой).
Учу передавать игровые действия в связи с музыкой, выделяя контрастные части («Поезд» Н. Метлова, «Найди игрушку» Р. Рустамова, «Солнышко и дождик» М. Раухвергера).
Во второй год обучения:
1. Побуждаю детей ходить ритмично («Марш») легко и точно бегать («Музыка для бега») подвижно и ритмично скакать («Подскоки», менять движения в соответствии с частями пьесы и кружиться («Вертушка» обр. Степновского).
2. Побуждаю исполнять плавные приседания и лёгкие подскоки, передавая динамические оттенки: тихо – громко(«Пружинка» Т. Ломовой).
3. Точно исполнять элементы в пляске – выставление ноги вперёд на пятку («Ах вы сени»М. Раухвергера).
4. Различать высоту звуков и передавать игровые образы («Ну-ка угадай» Е. Тиличеевой).
5. Побуждаю детей инсценировать знакомые песни, потешки.
6. Передавать образ горделивого петушка и хлопотливых курочек («Ах вы сени» обр. Г. Фрида, образ марширующих и отдыхающих барабанщиков («Марши» Э. Парлова, «Барабанщики» Д. Кабалевского, «Колыбельная» С. Левидова).
В третий год обучения:
1. Исполнять четкую, ритмичную ходьбу и бег («Маленький марш» Т. Ломовой, легкий бег («Росинки» С. Майкапара, дробный шаг («Под яблонькой зелёной» Рус. нар. мел., выставление вперёд ноги в прыжке («Полянка» Г. Фрида).
2. Передавать плавное, лёгкое движение рук («Плавные руки» Р. Глиэра, лёгкие, ритмические подскоки («В ритме тарантеллы» В. Агафонникова).
3. Отличать в движении сильную долю такта («Передача платочка» Т. Ломовой).
4. Побуждаю детей точно передавать ритмический рисунок, различные элементы танцев.
5. Двигаться в соответствии с различным характером музыки, инсценировать сюжет игры, водить хороводы и различать голоса по тембру («Догадайся, кто поёт» Е. Тиличеевой, различать звуки по высоте, перестраиваясь в большой круг и маленькие кружки («Два барабана» Е. Тиличеевой).
6. Выполнять творческие задания, передавая характер шуточных, весёлых плясок.
7. Импровизировать музыкально – игровые образы разных персонажей: лыжника («Зимний праздник» С. Старокадомского, конькобежца («Вальс» Майкапара, образы животных: лукавого котик и сердитого козлика «Котик и козлик» Е. Тиличеевой).
В итоге такой системы в работе, по результатам мониторинга, дети свободно соотносят движения с музыкой. У них достаточно развиты двигательные качества, такие как координация, ловкость и точность движений. Дети свободны и артистичны в своих действиях, у них достаточно развита зрительно – пространственная ориентировка.
Список литературы
1. И. Каплунова, И. Новоскольцева «Ладушки» «Потанцуй со мной дружок», СПб., 2010
2. «Са – фи - данс» Танецевально –игровая гимнастика для детей.
3. Суворова Т. «Танцевальная ритмика» : СПб. : Музыкальная палитра, 2005г. - 48 с
4. Фирилёва Ж. Е., Сайкина Е. Г. Учебно методическое пособие для педагогов. СПБ «Детство - пресс», 2011