Саможенова Галина Петровна
Конспект урока «Дифференциация звуков [З] — [С]» для учащихся с УО
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дифференциация звуков «З–С» в словах, предложениях, связной речи.
Задачи:
1. Продолжать учить дифференцировать звуки «З – С», закрепить умение определять наличие и место звуков «З – С» в словах и предложениях;
2. Продолжать работу над развитием фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук «З – С», способствовать развитию фонематических представлений, активизации словаря, развитию слогового анализа и синтеза;
3. воспитывать познавательный интерес, мотивацию к урокам письма.
Оборудование: презентация к уроку, раздаточные карточки с заданиями.
1. Организационный момент. Психологический настрой.
Темочки:
- Буква С и звук [С]. Конспекты уроков
- Дифференциация и автоматизация звуков
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- УО, умственная отсталость. Конспекты
- УО, умственная отсталость. Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Прозвенел у нас звонок.
Начинается урок.
Тихо-тихо входит в класс тишина,
Говорит нам, что урок начать пора.
Наши ушки на макушке,
Глазки зоркие глядят, (закрыли, открыли)
В путь за новыми открытиями
Приглашают всех ребят!
Сегодня на нашем уроке письма присутствуют гости, ребята повернитесь к ним, поприветствуйте их наклоном головы и подарите им свои улыбки.
Подарите улыбку себе.
Друг-другу, мне.
А я дарю улыбку вам
И радость поможет в работе нам.
Садитесь, ребята.
2. Активизация внимания. «Будь внимателен!»
Давайте с вами настроимся на работу.
Упражнения: пробы Хеда. Пианино. Вместе, по цепочке.
Учитель. Ребята, Какое сейчас время года? ЗИМА
Какой сейчас месяц? ДЕКАБРЬ Какой сегодня день недели?
Какие сейчас части суток? УТРО
Учитель: Молодцы ребята составляет на доске.
Давайте прочитаем, Сегодня 20декабря, зима, пятница, утро.
3. Основная часть. Сообщение темы занятия.
Характеристика звуков.
Учитель: Посмотрите на доску. Кого вы видите?
Ребята, сегодня на урок к нам пришли две девочки. Давайте узнаем, как их зовут. Прочитаем слова. Зоя. Какой первый звук мы слышим в слове Зоя? Давайте произнесём слово Зоя. Мы слышим вук З.
• Звук «з» он какой? Давайте вспомним. Согласный, а ещё какой? Смотрим на ленту букв (колокольчик). Согласный звонкий. Как проверить, что звук звонкий? (Приложите ладошку к горлышку). Послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении звука З? (дрожит).
Вывод: Звук З произносится с голосом, он звонкий.
• Как мы обозначаем звонкие согласные на письме?
• Подчёркиваем двумя чертами синий, красный.
• Учитель ВЫВЕШИВАЕТ НА ДОСКУ ПЛАКАТ.
Учитель. Давайте узнаем. Как зовут вторую девочку? Читаем слово.
Какой первый звук мы слышим в слове Соня? Давайте произнесём. Звук С.
• Звук «с» он какой? (Согласный, глухой). Карточка с наушниками.
Вывод: Звук С произносится без голоса, он глухой.
• Как мы обозначаем глухие согласные на письме?
• Подчёркиваем одной чертой синей.
• Учитель ВЫВЕШИВАЕТ НА ДОСКУ ПЛАКАТ.
Учитель: Верно. Этих девочек зовут Зоя и Соня.
Ребята, почему эти слова написаны с большой буквы?
Это имена девочек. Имена пишутся с большой буквы.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.
Учитель: ребята, вы догадались, о каких звуках мы будем сегодня говорить?
Какие буквы мы будем писать на уроке?
Правильно, сегодня на уроке письма мы будем учиться различать звуки и буквы З и С, писать слова с буквами З и С.
Учитель: ребята, почему к нам пришли на урок Зоя и Соня, а не Маша и Даша? Как вы думаете? Вспоминаем.
Потому что З и С это? парные согласные звуки. И Зоя и Соня образуют пару, они сестрёнки.
4. Кинезиологическая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика: колечки, цепочка, кошка и т. д.
Учитель. Ребята. Открываем тетради. Записываем число, месяц.
Учитель. Ребята, повторите для Зои и Сони что мы слышим и произносим? (Звуки). А что мы пишем и видим? (Буквы).
Учитель. Зоя и Соня принесли вам много интересных заданий.
5. Загадки. Ребята отгадайте загадки.
• Снег на полях
• Лёд на реках.
• Иней сверкает.
• Когда это бывает? (ЗИМА)
Ребята у вас на столах буквы З и С. Найдите их глазками. Покажите мне их.
Покажите, какая буква будет в слове Зима, З или С? Правильно.
Учитель вывешивает на доску слово.
Прописываем слово ЗИМА на парте, проговариваем.
Записываем слово ЗИМА в тетрадь. Делим слово на слоги.
Дети по цепочке выходят к доске.
Обозначаем на письме З. Подчёркиваем двумя чертами синяя, красная.
С одной чертой, синей.
• Тащим их на горку,
• Чтоб устроить гонку! (САНКИ)
• Все его зимой боятся-
• Больно может он кусаться.
• Прячьте уши, щёки, нос,
• Ведь на улице… (МОРОЗ)
Учитель молодцы, справились с заданием.
6. ФИЗМИНУТКА под музыку.
• ПОВТОРЯЙ ЗА МНОЙ! Зз
• Был один малыш – зайчишка.
• Он всего боялся слишком.
• Мчался по лесу бегом,
• Иль садился под кустом.
• Он от всех зверей таился,
• Раньше всех он спать ложился.
• А, уснув, он видел сон, (Глазки закрыты)
• Что он храбр и силён.
7. Учитель. Зоя и Соня приготовили для Вас сложное задание
«Составь предложение из слов», будьте внимательны.
Индивидуальное задание. Каждый делает у себя на столе.
Учитель. Ребята, слова потеряли своё место в предложении. Помогите Зое и Соне. Составьте из слов предложение.
Сколько слов в предложении?
Составьте схему предложения.
Зина любит кататься на санках.
Запишите в тетрадь. Составьте схему предложения.
Учитель.
• Мы знаем, что согласные звуки С и З бывают звонкие и глухие.
• А ещё они могут быть какими? Смотрим на ленту букв.
• Вспоминаем. Твёрдыми и мягкими.
В слове Зина з будет твёрдой или мягкой?
В слове Санки с будет твёрдой или мягкой?
8. Дыхательная гимнастика.
Давайте с вами подышим. Встали и немножко отдохнём.
Зрительная гимнастика. Смотрим вправо-дверь. Влево-окно. Вверх-вниз.
9. «Найди лишний предмет». Слайд
Ребята! Соня и Зоя просят вас посмотреть на картинки, назвать их, определить какие Звуки С или З вы слышите в словах?
Вам нужно найти лишнюю картинку.
Розетка, щётка, собака, шарф, слон, сапоги, коза, забор, карась, жираф.
Какая картинка лишняя? Почему?
10. Итог урока. Рефлексия.
• Ребята, какие вы молодцы. Помогли девочкам Зое и Соне справиться со всеми заданиями. Посмотрите, как они радуются.
• Напомните, какие звуки мы сегодня учились различать?
• Какой звук согласный и глухой?
• Что можно сказать про звук «з», он какой?
• вывод: какие звуки различали?
Что мы слышим и произносим?
• Как звук обозначается на письме?
Вы молодцы! Хорошо поработали.
Быстро справились с заданиями.
Красиво и аккуратно писали.
А Зоя и Соня тоже приготовили вам подарки.
СЛАДОСТИ ДЛЯ РАДОСТИ.
Зоя и Соня прощаются с вами и говорят «Молодцы, до новых встреч!»