Ольга Хлопянникова
Использование пособия «Прозрачный мольберт» для развития речи дошкольников, имеющих нарушение зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Использование пособия для развития речи дошкольников, имеющих нарушение зрения
Прозрачный мольберт представляет собой устойчивую раму размером 65х45 см с небьющимся прозрачным стеклом.
Пособие многофункционально и решает ряд коррекционно-развивающих задач. Оно может быть использовано для обогащения сенсорного опыта и развития психических функций ребенка, внимания, зрительного восприятия, осязания и мелкой моторики, зрительно-моторной координации, ориентировки на вертикальной поверхности, речи, коммуникативных навыков.
Публикация «Использование пособия „Прозрачный мольберт“ для развития речи дошкольников, имеющих нарушение зрения» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование на прозрачном мольберте
- Темочки
Так как детям с патологией зрения трудно фиксировать взгляд на предмете, следить за движущимся предметом, определять его положение в пространстве, размер и форму, узнавать один и тот же предмет в разных позициях, то прозрачный мольберт позволяет проводить занятия, создавая благоприятные условия для развития зрительного восприятия у детей.
Я хочу познакомить вас с заданиями, которые использую в своей работе с детьми для развития речи.
1. Автоматизация звуков.
Задача: автоматизировать звук [ш] изолированно.
Ход работы. С обратной стороны мольберта прикреплена картинка змеи (нижний левый угол, в верхнем правом углу – домик. Дорожка может быть нарисована заранее педагогом или ребёнок может нарисовать её сам пальчиком или кисточкой. «Проводи пальчиком по дорожке (рисуй дорожку, произнося отчётливо: Ш-Ш-Ш…
Аналогично проводится работа по автоматизации и других звуков:
[с] – нарисуй (покажи пальчиком) как падают снежинки (течёт водичка);
[л] – помоги пароходу доплыть до пристани;
[р] – помоги машине доехать до дома, магазина и т. д.
2. «Не ошибись!»
Задача: развитие фонематического слуха.
Ход работы. Педагог предлагает ребёнку прикрепить на мольберт геометрическую фигуру, услышав звук [с] (фигуры крепятся при помощи воды).
3. «Найди картинки».
Задача: развитие фонематического восприятия.
Ход работы. С обратной стороны мольберта прикреплены предметные картинки. Задача ребёнка соединить линией картинки, в названии которых есть звук [с].
4. Развитие предметного словаря. Игра «Кто это?».
Задача: развитие умения выделять и называть части тела, головы. Педагог предлагает ребёнку рассмотреть части лица, назвать и показать их (картинка прикрепляется с обратной стороны мольберта).
Аналогично можно работать с любыми предметными картинками.
5. Развитие слоговой структуры слова.
Задача: развитие умения делить слово на слоги.
Ход работы. Педагог предлагает ребёнку прикрепить к мольберту столько кружков, сколько слогов в слове.
6. Автоматизация звука в словах и развитие фонематического восприятия.
Задача: автоматизация звука в словах, развитие фонематического восприятия, слухового внимания.
Ход работы. Педагог предлагает ребёнку придумать слова с определённым звуком, параллельно прикрепляя фигуру на мольберт при помощи воды.
7. Звуковой анализ и синтез слогов, слов.
Задача: формировать умение делать звуковой анализ и синтез слогов, слов.
Ход работы. Звуковую схему слова ребёнок выкладывает с помощью квадратиков нужного цвета, прикрепляя их с помощью воды к мольберту.
За мольбертом на расстоянии 3 метров стоит доска, на которой находится звуковая схема слова для самопроверки (скрыта за листом бумаги). Когда ребёнок справляется с заданием, педагог открывает схему на доске, ребёнок перевод взгляд на неё и проверяет свою работу, анализирует.
8. Формирование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными).
Задача: учить правильно согласовывать числительное с существительным.
Ход работы: ребёнку предлагается соединить цифру с картинкой, на которой изображено соответствующее количество предметов, проговорить: одна слива, две сливы, три сливы…