Ольга Хлопянникова
Использование пособия «Прозрачный мольберт» для развития речи дошкольников, имеющих нарушение зрения
Использование пособия для развития речи дошкольников, имеющих нарушение зрения
Прозрачный мольберт представляет собой устойчивую раму размером 65х45 см с небьющимся прозрачным стеклом.
Пособие многофункционально и решает ряд коррекционно-развивающих задач. Оно может быть использовано для обогащения сенсорного опыта и развития психических функций ребенка, внимания, зрительного восприятия, осязания и мелкой моторики, зрительно-моторной координации, ориентировки на вертикальной поверхности, речи, коммуникативных навыков.
Публикация «Использование пособия „Прозрачный мольберт“ для развития речи дошкольников, имеющих нарушение зрения» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- ОНР, нарушение речи
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Рисование на прозрачном мольберте
- Темочки
Так как детям с патологией зрения трудно фиксировать взгляд на предмете, следить за движущимся предметом, определять его положение в пространстве, размер и форму, узнавать один и тот же предмет в разных позициях, то прозрачный мольберт позволяет проводить занятия, создавая благоприятные условия для развития зрительного восприятия у детей.
Я хочу познакомить вас с заданиями, которые использую в своей работе с детьми для развития речи.
1. Автоматизация звуков.
Задача: автоматизировать звук [ш] изолированно.
Ход работы. С обратной стороны мольберта прикреплена картинка змеи (нижний левый угол, в верхнем правом углу – домик. Дорожка может быть нарисована заранее педагогом или ребёнок может нарисовать её сам пальчиком или кисточкой. «Проводи пальчиком по дорожке (рисуй дорожку, произнося отчётливо: Ш-Ш-Ш…
Аналогично проводится работа по автоматизации и других звуков:
[с] – нарисуй (покажи пальчиком) как падают снежинки (течёт водичка);
[л] – помоги пароходу доплыть до пристани;
[р] – помоги машине доехать до дома, магазина и т. д.
2. «Не ошибись!»
Задача: развитие фонематического слуха.
Ход работы. Педагог предлагает ребёнку прикрепить на мольберт геометрическую фигуру, услышав звук [с] (фигуры крепятся при помощи воды).
3. «Найди картинки».
Задача: развитие фонематического восприятия.
Ход работы. С обратной стороны мольберта прикреплены предметные картинки. Задача ребёнка соединить линией картинки, в названии которых есть звук [с].
4. Развитие предметного словаря. Игра «Кто это?».
Задача: развитие умения выделять и называть части тела, головы. Педагог предлагает ребёнку рассмотреть части лица, назвать и показать их (картинка прикрепляется с обратной стороны мольберта).
Аналогично можно работать с любыми предметными картинками.
5. Развитие слоговой структуры слова.
Задача: развитие умения делить слово на слоги.
Ход работы. Педагог предлагает ребёнку прикрепить к мольберту столько кружков, сколько слогов в слове.
6. Автоматизация звука в словах и развитие фонематического восприятия.
Задача: автоматизация звука в словах, развитие фонематического восприятия, слухового внимания.
Ход работы. Педагог предлагает ребёнку придумать слова с определённым звуком, параллельно прикрепляя фигуру на мольберт при помощи воды.
7. Звуковой анализ и синтез слогов, слов.
Задача: формировать умение делать звуковой анализ и синтез слогов, слов.
Ход работы. Звуковую схему слова ребёнок выкладывает с помощью квадратиков нужного цвета, прикрепляя их с помощью воды к мольберту.
За мольбертом на расстоянии 3 метров стоит доска, на которой находится звуковая схема слова для самопроверки (скрыта за листом бумаги). Когда ребёнок справляется с заданием, педагог открывает схему на доске, ребёнок перевод взгляд на неё и проверяет свою работу, анализирует.
8. Формирование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными).
Задача: учить правильно согласовывать числительное с существительным.
Ход работы: ребёнку предлагается соединить цифру с картинкой, на которой изображено соответствующее количество предметов, проговорить: одна слива, две сливы, три сливы…